Все о рыбалке

Ольгин монастырь в волговерховье официальный. Тверская епархия

Ольгин женский монастырь находится у села Волговерховье Осташковского района Тверской области, возле истока Волги. В этом месте в 1649 году по указу царя Алексея Михайловича Романова был устроен Волговерховский Преображенский мужской монастырь, приписанный к Нило-Столобенской пустыни.
В начале своего царствования Петр I обратил на монастырь внимание и способствовал его расширению. К несчастью, в 1723 году деревянные строения сгорели. Последовал указ Тайного верховного совета о восстановлении монастыря, но через год Петр I скончался, и указ не был выполнен, а монастырь упразднили. В 1740 году монастырская земля перешла к Троицкому Селижарову монастырю, и на ней были поселены приписные церковники. Из этого поселка образовалась деревня Волгино Верховье – предшественница нынешнего села Волговерховье.
В 1897 году по инициативе архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина), а также тверского губернатора князя Николая Дмитриевича Голицына начался всероссийский сбор пожертвований на строительство соборного храма нового монастыря в Волговерховье. Значительный вклад сделала царская семья, в том числе великая княжна Ольга Николаевна.
Считается, что именование монастыря произошло во имя святой княгини Ольги, небесной покровительницы великой княжны.
В 1906 году при строящемся Спасо-Преображенском соборе образовалась женская община, ставшая основой учрежденного в 1909 году Преображенского монастыря. Освящение нового кирпичного Спасо-Преображенского храма состоялось 29 мая 1912 года, и этот день считается основанием Волговерховского женского монастыря святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Монастырь был закрыт местными советскими властями в 1924 году. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска взяли Волговерховье, но монастырские храмы сохранились, в соборном храме располагалась конюшня.
28 декабря 1999 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный синод определили по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора открыть у истока Волги женский монастырь.
В комплекс монастыря входят, кроме Спасо-Преображенского собора, деревянная Никольская церковь (1908), перед которой установлен памятник Николаю Чудотворцу, домовая церковь во имя Иверской иконы Божией Матери и Крестовоздвиженская часовня на водоразделе Волги и Озеренки, т.е. Каспийского и Балтийского морей. Над истоком Волги восстановлена часовня. Другая часовня в селе Волговерховье освящена во имя преподобномученицы княгини Елисаветы.
Добраться до монастыря можно только на личном автотранспорте. От Осташкова нужно проехать 53 км по асфальту до деревни Свапуще, там по указателю налево – на село Волговерховье. Через 10 км движения по улучшенной грунтовой дороге, когда слева покажется озеро Стерж, дорога свернет направо, в лес. Через 8 км, миновав деревню Вороново, вы окажетесь в селе Волговерховье, за дальней окраиной которой слева находится монастырь.
Туристический портал Тверской области: www.welcometver.ru

10 мая, 2 день . Как же замечательно, что попали мы в Ольгин монастырь весной, когда солнце греет ярко после долгой зимы, а душа просит тепла, красоты и приключений. В это время как будто аромат странствий витает в воздухе и зовет в путь. И никакие трудности не могут помешать, если впереди есть прекрасная цель.

Такой путеводной звездой для нас в этот прекрасное майское утро стало желание посетить , который находится в деревне Волговерховье Тверской области. Наш путь начался с посещения уникальной , которая встретилась нам в самом начале пути.

Ну а после этого мы пошли к Ольгинскому монастырю, который расположен на небольшом пригорке совсем рядом.

Волговерховье — маленькое село с деревянными домами и потемневшими от времени заборами. В воздухе разносится запах зеленеющей травы и разогретой солнышком земли.

А вокруг звенящая тишина, которую нарушает лишь дуновение ветерка и несмелый голос какой-то сонной кукушки.

Вокруг простор и полное ощущение свободы. Кажется, что спокойствие проникает в самое сердце, наполняя душу радостью и умиротворением.

Возле парковки нас встречают малочисленные торговцы сувенирами и разными разносолами. Чего тут только нет!

А какие замечательные пироги прямо из монастырской пекарни. Баночки разного размера с местным медом, на которых с удовольствием обосновался самый большой его почитатель: Винни-Пух. 🙂

На окраине деревни на возвышенности стоят две церкви: деревянная (Никольская) и каменная (храм Преображения). И еще рядом как стражи этого места возвышаются несколько огромных елей, которые растут на открытом пространстве.

А сама «гора» носит название Фавор, прямо как знаменитая израильская, где произошло Преображение Господне, описанное в Евангелии.

Немного истории

Впервые на этом месте был возведен мужской монастырь в 1649 году. Но через 70 лет он сгорел и восстановился на пожертвования верующих лишь в конце ХIХ века.

Большой Спасо-Преображенский храм с 5 куполами, возведенный из красного кирпича, был освящен в мае 1912 г. Он был построен в псевдорусском стиле, и его архитектура копировала московский собор Василия Блаженного.

Во время строительства храма в 1906 г здесь начала собираться женская монашеская община. Во главе встала игуменья Вера, которая инициировала постройку деревянной церкви во имя Святителя Николая (этот памятник архитектуры радует паломников и туристов по сей день).

В 1912 г это место стало известно как монастырь святой Ольги в Волговерховье. Тогда же были открыты церковно-приходская школа и библиотека. Дети из неимущих семей обучались азам грамоты и навыкам ведения крестьянского хозяйства.

Кроме того, в монастырь принимались на проживание девочки-сироты. Жизнь монашек была трудна, своими силами они поддерживали существование школы и монастыря, построили из дерева ограду, кухню и трапезную, кельи и дом для приезжающих паломников, скотный двор, конюшню, баню, амбар для хранения зерна. Сестры трудились не покладая рук.

Когда в 1918 г монастырь был закрыт советской властью, им пришлось основать трудовую коммуну, а позже артель. Все имущество было конфисковано. Вопреки стараниям монахинь в 1924 г монастырь утратил свой статус. Кресты были сбиты, здания пришли в запустение.

Потребовалось более 50 лет, чтобы монастырь святой Ольги в Тверской области был возрожден, а оба храма восстановлены. Конец 1999 г ознаменовался повторным открытием Ольгиной женской обители, которая снова живет в трудовом и духовном подвиге.

Храмы Ольгинского монастыря

Возле деревянной Никольской церкви (1907 г), чуть в стороне на камне расположен памятник.

Расправив плечи, стоит в утлой лодочке святой Николай и простирает руку в благословляющем жесте.

А мы подходим к огромному каменному храму Преображения Господня, который сделан из красного кирпича. Заходим внутрь.

Огромное помещение, но пока все еще только начинает восстанавливаться. Уже сделана деревянная перегородка для алтаря, на стенах висят иконы. А нам пока можно только в воображении представлять, какая красота может быть здесь (и скорее всего была век назад).

В храме 3 престола. Центральный освящен в честь Преображения Господня, правый посвящен святой княгине Ольге, а левый — святому Иоанну Предтече.

Но мы не могли упустить возможность забраться на самый верх колокольни, которая расположена в этом храме, чтобы осмотреть окрестности с высоты птичьего полета.

Только взбираясь наверх по деревянной лестнице, мы вблизи смогли оценить толщину стен Преображенского храма. И очень интересно было смотреть на красные башенки с куполами, когда они находились совсем близко от нас.

Не знаю, какие нужно подобрать слова, чтобы описать красоту, которая открывается перед глазами на самой вершине колокольни. Бесконечные поля, леса, а над всем этим голубое небо. Ощущения потрясающие, просто восторг!

Левее Никольского храма совсем маленьким кажется местечко, где стоит еще одна часовня. В том месте находится . Вокруг нее над болотистой почвой устроен настил из досок.

В середине помещения в полу можно увидеть круглое отверстие, огражденное для безопасности посетителей.

А сама часовня относится к Ольгину монастырю в Волговерховье, и здесь ежегодно проходят Крестные ходы, а по праздникам проводится ритуал водоосвящения.

Оглянись, уходя!

И вот мы спускаемся с колокольни на гору Фавор, покрытую нежной зеленью. Вновь проходим мимо огромного камня, установленного в этом месте с призывом обратить взор на «Волги исток».

Надпись на нем гласит:

Путник! Обрати взор свой на Волги исток! Здесь зарождается чистота и величие земли русской. Здесь истоки души народной. Храни их.

А внизу небольшая приписка:

Оглянись, уходя

Вот и мы еще раз окидываем это удивительное место прощальным взглядом. Как же хорошо нам здесь было! Радостно и свободно. Трудно передать словами всю гамму эмоций и впечатлений. Конечно же, это нужно увидеть своими глазами, прикоснуться душой к частичке истории и нашей Родины, умыться в священной воде великой русской реки.

Узнайте больше про эти достопримечательности!

Россия, Тверская обл., Осташковский р‑н, с. Волговерховье.

В 1133 году новгородский посадник Иванко Павлович поставил каменный крест на болотистом берегу озера Стерж, в восьми верстах от истока, где Волга впадает в Верхневолжские озера. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича здесь, на холме, представляющем собой высшую точку Валдайской возвышенности, был устроен Волговерховский мужской монастырь во имя преображения Господня на горе Фавор.

Однако в 1727 году монастырь сгорел и не возобновлялся вплоть до конца XIX в. Над истоком Волги стояла только маленькая деревянная часовенка, а на холме – другая. В 1897 году по инициативе архиепископа Тверского и Кашинского, губернатора Твери, председателя Осташковского комитета по постройке церкви на истоке великой Волги начался сбор пожертвований на строительство храма. 18 губерний участвовало в этом деле. Большую помощь средствами оказывало Всероссийское общество Святой Ольги.

Началась постройка каменного храма в селе Волго‑Верховье. Каменная церковь на истоке Волги была очень красива. Главный престол – Спасо‑Преображенский, правый придел посвящен святой княгине Ольге, левый – Иоанну Предтече. Пятиглавый храм возвели в псевдорусском стиле. Сохранившаяся гравюра проектного чертежа собора явно свидетельствует, что каменный храм истока Волги повторяет формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного. Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного возникло не случайно: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки. Росписи стен Спасо‑Преображенского собора посвящались прославленной и любимой русской святой – равноапостольной княгине Ольге, внук которой, киевский князь Владимир, в 988 году крестил Русь. В иконостасе предполагалось поместить все лики святых угодников. Несомненно, возведение храма‑святыни на истоке Волги стало важным событием в духовной жизни России. При храме собралась женская иноческая община, которая не имела монастыря, а жила в миру, соблюдая все правила иноческого бытия. В 1907 году указом Тверской консистории утвердили женскую общину на истоке Волги.

В молитвах и великих трудах проходила жизнь насельниц обители на истоке Волги. Директор Императорского женского педагогического института О. Платов писал великому князю Константину Константиновичу в письме, датируемом 1912 годом: «Своими глазами я видел нищету мирскую, сам точно знаю добрые труды и привычки сестер монастыря. Их до слез жаль: присланы они на новое и пустое место… бьются они изо всех сил и не могут завершить своего храма, живут без ограды и сыты тем, что сами сработают».

Сестрам Ольгинского монастыря удалось сделать многое. Их обитель стала не только духовным, но и культурным центром на истоке Волги. В монастыре была библиотека, в ее собрание входили, помимо богослужебных книг, историческая, научная литература, учебники. Библиотека постоянно пополнялась. В 1907 году открылась монастырская Волго‑Верховская школа грамоты, в 1911 году ее преобразовали в церковно‑приходскую. Детей учили не только грамоте, но и ведению хозяйства. В 1916 году при школе устроили огород. Много внимания инокини уделяли воспитанию крестьянских детей. Они брали на полное содержание в монастырь девочек из бедных семей и сирот, обучали их грамоте, рукоделию и умению вести нелегкое крестьянское хозяйство. Когда девочки подрастали, они уходили из монастыря, полностью подготовленные к жизни в миру, выходили замуж, и, конечно, полученные в обители знания и навыки помогали им строить семейные отношения и воспитывать детей.

Волго‑Верховский Ольгинский монастырь был небольшой, бедный; основные средства сестер уходили на строительство. Но, несмотря на это, обитель занималась благотворительной деятельностью. В деревянной Никольской церкви на протяжении всех лет существования монастыря собирали пожертвования в пользу вдов и детей‑сирот.

В обители многие сестры занимались рукоделием: шили, вязали кружева, делали домотканое льняное полотно и многое другое. Поэтому для раненых русских солдат в Первую мировую войну инокини шили белье, за что игумения Вера и сестры получили благодарственное письмо от попечительницы Серебряной общины Красного Креста.

За очень короткий срок, кроме каменного Спасо‑Преображенского собора, деревянного Никольского храма, ограды, были построены на северной стороне одноэтажная деревянная трапезная с кухней; на южной в 1907 году – двухэтажные деревянные кельи настоятельницы и сестер; в 1910 году – двухэтажный дом также для сестер и приезжавших паломников, а поблизости – здание школы. На территории монастыря в северо‑восточной части размещались скотный двор, конюшни и сараи для скота и экипажей, хлебный деревянный амбар. В 1911 году в восточной стороне построили деревянную баню.

Сестры Волго‑Верховского Ольгинского монастыря успешно и рентабельно вели хозяйство. По финансовым отчетам за 1917 год в приход обители было получено 7059 руб. 94 коп., а израсходовано 5284 руб. 97 коп., остаток составил 1774 руб. 94 коп. Основные расходы составляла покупка продуктов для монастырской трапезы. Обитель приобретала только самое необходимое.



Из своих доходов монастырь выплачивал жалованье священникам, выделялись деньги на содержание школы, платили местным крестьянам, выполнявшим различную работу для обители. Отдельная статья предусматривалась на благотворительность: помощь православным на Кавказе, сборы на распространение Православия среди язычников, Всероссийскому обществу памяти русской армии, павшей в Первую мировую войну, на содержание вдов и сирот духовного звания, на паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню.

Как и повсюду в России, в уединенной обители на истоке Волги все изменилось после 1917 года. Игуменья и сестры монастыря поняли, что обитель будет разорена. Но они все же надеялись, что наступившее смутное время скоро минует, жизнь вернется в прежнее русло. Поэтому решили организовать на основе иноческой общины монастырскую трудовую коммуну, составили ее устав. К 1924 году сестрами была создана уже новая Верхневолжская сельскохозяйственная артель. Служба в соборе проводилась, но все строительство в нем было прекращено. Не суждено было воплотиться в реальность прекрасным проектам росписи и иконостасов Спасо‑Преображенского собора.

Власть изъяла у монастыря абсолютно все – земли, здания. Сестры очень много работали. Они продолжали заниматься животноводством, самые большие доходы были от продажи скота. На втором месте – доходы от рукоделия, немного получали от продажи семян, сена, льна, холста, льняной пряжи.

К концу 1924 года община монахинь Верхне‑Волжского Ольгинского монастыря прекратила свое существование. Прошло время, закрыли храмы, сбили кресты, в запустение пришла часовня над истоком Волги. Во время Великой Отечественной войны фашисты взяли село, но не разрушили монастырские храмы.

Опустела обитель в честь русской святой княгини Ольги, село и вся округа. Не стало в Волго‑Верховье стариков и старушек, которые еще помнили монастырь, каждую весну очищали русло истока Волги. И все же в конце 1970‑х годов что‑то незаметно, подспудно стало меняться. В Волго‑Верховье пришли из Осташкова реставраторы, начали приводить в порядок монастырские храмы. Это было великое подвижничество: в условиях бездорожья восстанавливали Спасо‑Преображенский собор и Никольскую церковь.

Новая жизнь началась здесь в 1996 году. Снова, как сто лет назад, разнеслось обращение ко всем поволжским губерниям о помощи в возрождении Ольгина монастыря. 28 декабря 1999 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод, по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора определили открыть на истоке Волги Ольгинский женский монастырь для возрождения в нем монашеской жизни.

Ежегодно праздник освящения вод великой русской реки 29 мая собирает десятки сотен людей. Торжественное архиерейское богослужение в Никольском храме заканчивается крестным ходом к истоку и водосвятным молебном.

Ольгин монастырь - православная женская обитель, основанная в середине XVII столетия и дважды возобновлявшаяся в минувшем веке. В настоящее время является действующим женским монастырём Осташковского благочиния Тверской и Кашинской епархии и находится в ведении правящего архиерея.

Из истории монастыря

В том месте, где берёт своё начало одна из самых крупных рек в мире - Волга - в 1649 году по велению царя Алексея Михайловича Романова был основан Волговерховский мужской монастырь, посвящённый Преображению Господню и приписанный к Нило-Столобенской пустыни . Новая обитель была небольшой - за опоясавшей её деревянной оградой находились лишь Преображенский храм с приделом во имя пророка и крестителя Иоанна Предтечи да деревянные кельи насельников, а над самим бьющим из-под земли ключём Волги была устроена небольшая часовня , к которой вскоре потянулся поток богомольцев.

Удалённость от цивилизации и определённые трудности для посещения монастыря паломниками стали причиной того, что уже к концу XVII столетия он настолько запустел, что игумену Феодосию пришлось писать царю челобитную с просьбой о возобновлении обители. Просьба игумена была удовлетворена и по указу Петра I к 1697 году Преображенский мужской монастырь был благоустроен, а из приказа Большого дворца (тогдашнего органа управления Русского царства) для него были присланы богослужебные книги - Евангелия, молитвослов, ирмологий и требник. Способствовали благоустройству монастыря и именитые люди петровского времени. Например, крупный промышленник Григорий Строганов пожертвовал богослужебную книгу с именной надписью «… ради вечного богомолья» , а крестьянин Иосифовской слободы Семён Бочкарёв переписал на обитель двор в Осташкове .

К сожалению, судьба первого Волговерховского монастыря оказалась недолгой - в 1724 году он полностью сгорел и был упразднён, строитель Антоний с десятью иноками были переведены в Нило-Столобенскую пустынь и в описи пустыни за 1740 год Волговерховский Преображенский монастырь числился опустевшим.

Земля бывшего Преображенского монастыря после его упразднения в 1740 году была передана селижаровскому Троицкому мужскому монастырю, и именно благодаря приписным к Троицкой обители служителям, поселившимся на опустевшем месте, была образована деревня Волгино Верховье (сейчас - Волговерховье). Сам же монастырь до конца XIX столетия не восстанавливался, и лишь к небольшой деревянной часовне никогда не зарастала тропа паломников, ведь вода в источнике считалась целебной при глазных болезнях, поэтому богомольцы и жители Волговерховья следили за состоянием часовни.

В 1897 году архиепископом Тверским и Кашинским Димитрием (Самбикиным) и тверским губернатором Николаем Дмитриевичем Голицыным был начат сбор средств для строительства нового каменного соборного храма в честь Преображения Господня и возобновления в верховьях Волги монастыря. Уже в 1902 году был создан комитет по строительству в городе Осташкове и в том же году заложен первый камень в основание нового трёхпрестольного Преображенского собора, спроектированного в псевдорусском стиле тверским губернским архитектором Виктором Ивановичем Назариным . А спустя пять лет с начала строительства храма при нём была образована приписанная в то время к Вышневолоцкому Казанскому женскому монастырю женская община, в 1909 году получившая самостоятельный статус женского монастыря в честь святой равноапостольной великой княгини Ольги . Ещё до присвоения общине статуса самостоятельного общежительного женского монастыря по инициативе возглавлявшей её будущей игуменьи Веры в 1907 году было начато возведение деревянной одноглавой церкви, освящённой во имя Николая Угодника уже в июле 1908 года. Наряду со строительством главного собора монастыря были очерчены и его границы, внутри которых в 1907-1910 годах выросли двухэтажные деревянные кельи для монахинь и паломников, трапезная, церковно-приходская школа и хозяйственные постройки. А над возведением собора, продолжавшимся 10 лет, трудились местные жители и крестьяне окрестных поселений, и в конце весны 1912 года новый соборный храм был торжественно освящён. К тому времени в обители подвизались 8 послушниц во главе с настоятельницей игуменьей Верой, в храмах служили священники о. Пётр Тугаринов и о. Василий Данилов, получавшие жалование от обители и проживавшие в с. Волговерховье.

Бытовые трудности, связанные с неустроенностью первых лет существования обители не отпугнули насельниц и священников, желавших служить в её храмах, за что подвижники были вознаграждены. Из казны Ольгину монастырю в 1912 году были выделены лесные и земельные угодья, пожалованы икона и серебряный крестик с ковчежцем для хранения частички мощей св. благоверной княгини Анны Кашинской. Императрица Александра Фёдоровна пожаловала плащаницу из дворцовой церкви Царского села , а в деревянной часовне у истока Волги хранилась икона Спаса Нерукотворного и деревянная скульптура прп. Нила Столобенского - покровителя Верхневолжья. В монастырской библиотеке помимо богослужебных книг были собраны учебники, научная и историческая литература.

И хотя Ольгин монастырь так и не вошёл в число крупных и достаточно благоустроенных монастырей, монахини довольно успешно вели монастырское хозяйство, что позволяло им выплачивать жалование священникам, оплачивать услуги крестьян, помогавших по хозяйству, а также заниматься благотворительной деятельностью. Помимо молитв и занятий рукоделием много внимания уделяли инокини воспитанию детей из окрестных деревень, а девочек-сирот и девочек из бедных семей брали в обитель на полный пансион, обучая их рукоделию, грамоте и ведению домашнего хозяйства. Не остались насельницы монастыря в стороне от тяжёлых испытаний, выпавших на долю России в годы Первой Мировой войны. Инокини шили для солдат обмундирование, делали пожертвования в различные церковные организации, в том числе на содержание вдов и сирот.

Основанная в нелёгкое время Ольгина обитель просуществовала недолго - уже в 1918 году новая власть выпустила декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и обитель была закрыта. Сёстрам, надеявшимся, что перемены носят временный характер и вскоре всё вернётся на круги своя, вместо монастырской общины пришлось организовать трудовую коммуну, с 1924 года ставшую сельскохозяйственной артелью. Всё это время в Преображенском соборе монастыря совершались богослужения, но в 1928 году они прекратились, а община перестала существовать. Храмы и кельи были разграблены, собор отдали под склад, а в годы Великой Отечественной войны в нём размещалась конюшня.

Возрождение обители

Долгие десятилетия забвения и разрухи сделали своё дело - от многих монастырских построек остались одни фундаменты, но оба храма - Преображенский и Никольский всё так же возвышались над окрестностями.

С 1970-х годов благодаря Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры, а также архитекторам и реставраторам Тверского края, началось восстановление монастырских храмов. Деньги для этого, как и для устройства монастыря в начале XX столетия, собирали всем миром, и уже в 1999 году по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора (Олейника) Святейший Синод и Преосвященный Алексий II благословили открыть у истока Волги женскую обитель в честь св. княгини Ольги. В 1998 году над святым колодцем у истока Волги выстроили новую деревянную часовню. Постепенно жизнь в монастыре наладилась, в отремонтированных храмах вновь совершаются богослужения, инокини Ольгиной обители принимают у себя сестёр из московских и тверских монастырей, а паломники, как и прежде, посещают святое для всех россиян место - часовню у истока Волги, где каждый год 29 мая совершается праздничный молебен.


Ольгин женский монастырь находится у с. Волговерховье Осташковского р-на Тверской обл., возле истока Волги. Первоначально в этом месте, у истока Волги, в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича Романова был устроен Волговерховский Преображенский мужской монастырь, приписанный к Нило-Столобенской пустыни.

Всем миром

Средства на строительство Ольгина монастыря в конце XIX-начале XX в. собирали по всей России, значительный вклад сделала царская семья, в том числе великая княжна Ольга Николаевна.

Именем небесной покровительницы

Считается, что именование монастыря произошло во имя св. равноап. вел. кн. Ольги как небесной покровительницы великой княжны Ольги Николаевны Романовой.

Историческая справка

В начале царствования Петра I, в 1697 г., государь обратил на него внимание и способствовал его расширению. К несчастью, в 1723 г. его деревянные строения сгорели. Последовал указ Тайного верховного совета о восстановлении монастыря, но через год Пётр I скончался, и указ не был выполнен, а монастырь упразднили. В 1740 г. монастырская земля перешла к Троицкому Селижарову монастырю, и на ней были поселены приписные церковники. Из этого поселка образовалась деревня Волгино Верховье - предшественница нынешнего села Волговерховье.

В 1897 г. по инициативе архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина), который был и выдающимся церковным историком, а также тверского губернатора князя Николая Дмитриевича Голицына начался всероссийский сбор пожертвований на строительство соборного храма нового монастыря в Волговерховье. В 1906 г. при строящемся Спасо-Преображенском соборе образовалась женская община, ставшая основой учреждённого в 1909 г. Преображенского монастыря. Освящение нового кирпичного Спасо-Преображенского храма состоялось 29 мая 1912 г., и этот день считается основанием Волговерховского женского монастыря святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Монастырь был закрыт местными советскими властями в 1924 г. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска взяли Волговерховье, но монастырские храмы сохранились, в соборном храме располагалась конюшня.

28 декабря 1999 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный синод определили по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора открыть у истока Волги женский монастырь.

В комплекс монастыря входят, кроме Спасо-Преображенского собора, деревянная Никольская церковь (1908), перед которой установлен памятник Николаю Чудотворцу, домовая церковь во имя Иверской иконы Божией Матери и Крестовоздвиженская часовня на водоразделе Волги и Озерёнки, т.е. Каспийского и Балтийского морей. Над истоком Волги восстановлена часовня. Другая часовня в с. Волговерховье освящена во имя прпмц. кн. Елисаветы. Хозяйственные и жилые постройки прежнего монастыря не сохранились. Проводятся работы по завершению строительства комплекса монастырских построек для проживания и жизнедеятельности насельниц монастыря и паломников.

В настоящее время в монастыре одна мантийная монахиня, две инокини и четыре послушницы. С 2009 г. регулярно три-четыре раза в неделю штатным священником в церквях монастыря проводятся службы.

Как добраться

От Осташкова 53 км по асфальту до д. Свапуще, там по указателю налево - на с. Волговерховье. Через 10 км движения по улучшенной грунтовой дороге, когда слева покажется оз. Стерж, дорога свернет направо, в лес. Через 8 км, миновав д. Вороново, вы окажетесь в с. Волговерховье, за дальней окраиной которой слева находится монастырь.

Похожие публикации