Все о рыбалке

К какому региону относится новая земля. Великая отечественная

Географическое положение

Новая Земля - архипелаг в Северном Ледовитом океане между Баренцевым и Карским морями; входит в Архангельскую область России в ранге муниципального образования «Новая Земля».
Архипелаг состоит из двух больших островов - Северного и Южного, разделённых узким проливом (2-3 км) Маточкин Шар и множеством относительно малых островов, крупнейший из которых - Междушарский. Северо-восточная оконечность Северного острова - мыс Флиссингский - является самой восточной точкой Европы.

Тянется с юго-запада на северо-восток на 925 км. Самая северная точка Новой Земли - восточный остров Больших Оранских островов, самая южная - острова Пынины Петуховского архипелага, западная - безымянный мыс на полуострове Гусиная Земля острова Южный, восточная - мыс Флиссингский острова Северный.

Площадь всех островов более 83 тыс. км²; ширина Северного острова до 123 км, Южного - до 143 км.
На юге проливом Карские Ворота (ширина 50 км) отделяется от острова Вайгач.
Около половины площади Северного острова занимают ледники. На территории около 20 000 км² - сплошной ледяной покров, простирающийся почти на 400 км в длину и до 70-75 км в ширину. Мощность льда свыше 300 м. В ряде мест лёд спускается в фьорды или обрывается в открытое море, образуя ледяные барьеры и давая начало айсбергам. Общая площадь оледенения Новой Земли 29 767 км², из них около 92 % покровное оледенение и 7,9 % горные ледники. На Южном острове - участки арктической тундры.

Климат


Климат арктический, суровый.
Зима продолжительная и холодная, с сильными ветрами (скорость катабатических (стоковых) ветров достигает 40-50 м/с) и метелями, в связи с чем Новую Землю в литературе иногда принято называть «Страной ветров». Морозы достигают −40 °C. Средняя температура самого тёплого месяца - августа - от 2,5 °C на севере до 6,5 °C на юге. Зимой разница достигает 4,6°. Разница в температурных условиях между побережьями Баренцева и Карского морей превышает 5°. Такая температурная асимметрия обусловлена разницей в ледовом режиме указанных морей. На самом архипелаге множество малых озёр, под лучами солнца температура воды в южных районах может достигать 18 °C.

Население


В административном плане архипелаг является отдельным муниципальным образованием Архангельской области
. Имеет статус ЗАТО (закрытого административно-территориального образования). Для въезда на Новую Землю нужен особый пропуск. До начала 90-х гг. само существование населённых пунктов на Новой Земле было государственной тайной. Почтовым адресом посёлка Белушья Губа был «Архангельск-55», посёлка Рогачево и «точек», расположенных на Южном острове и юге Северного острова - «Архангельск-56», «точек», расположенных на севере Северного острова и Земле Франца-Иосифа - «Красноярский край, остров Диксон-2» (сообщение с ними через Диксон и поддерживалось). В административном центре - посёлке городского типа Белушья Губа, расположенном на Южном острове - проживает 2149 человек (2013). Второй населённый пункт на Новой Земле, существующий в настоящее время, - посёлок Рогачёво (457 чел.), в 12 км от Белушьей Губы. Здесь находится военный аэродром - Амдерма-2. В 350 км к северу на южном берегу пролива Маточкин Шар - посёлок Северный (без постоянного населения), база подземных испытаний, горных и строительно-монтажных работ. На Северном острове в настоящее время населённых пунктов нет.

Коренное население - ненцы было полностью выселено с островов в 1950-х годах, когда был создан военный полигон. Население посёлков главным образом составляют военные и строители.

Согласно результатам Всероссийской переписи населения 2010, население Новой Земли составляет 2429 человек и сосредоточено только в двух населенных пунктах - Белушья Губа и Рогачёво.

Природа


Экосистемы Новой Земли принято относить к биомам арктических пустынь
(Северный остров) и арктической тундры.
Главная роль в формировании фитоценозов принадлежит мхам и лишайникам. Последние представлены видами кладоний, высота которых не превышает 3-4 см.
Значительную роль играют также арктические травянистые однолетники. Характерными для скудной флоры островов растениями являются стелющиеся виды, такие как ива ползучая (Salix polaris), камнеломка супротивнолистная (Saxifraga oppositifolia), горный лишайник и другие. Растительность в южной части составляет в большинстве карликовые берёзы, мох и низкая трава, в районах вблизи рек, озёр и заливов растёт множество грибов: грузди, опята и др.
Самое большое озеро - Гусиное. В нём водится пресноводная рыба, в частности арктический голец. Из животных распространены песцы, лемминги, белые куропатки, а также северный олень. Белые медведи приходят в южные районы с наступлением холодов, являясь угрозой местным жителям. Из морских животных встречаются гренландский тюлень, нерпа, морской заяц, моржи, киты.
На островах архипелага можно обнаружить крупнейшие в российском районе Арктики птичьи базары. Здесь селятся кайры, тупики, чайки.

Регион

Вид тура

Описание

Экспедиционный круиз предоставит возможность побывать сразу в двух уникальных регионах Арктики - на архипелагах Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. Собственные исследования приведут участников тура к лежбищам моржей, птичьим колониям, историческим хижинам и заброшенным научным станциям. В 2016 году пройдет по маршруту Шпицберген - Земля Франца-Иосифа - Шпицберген, .

Программа тура

1 день
В Мурманске участников тура на архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа ждет небольшая экскурсия: посещение памятника Защитникам советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны, и чудесный Храм Спаса на водах. Во второй половине отправление в экспедиционный морской круиз на судне «Академик Шокальский».

2 - 3 дни
Впечатления от бескрайних просторов Баренцева моря участники тура в Арктику разбавят информацией о полярных исследователях Баренце, Нансене, Седове и др. В компании с экспертами по региону мы будем наблюдать за представителями арктической фауны и за движениями пакового льда.

4 - 6 дни
Протянувшийся полукругом между Баренцевым и Карским морями архипелаг Новая Земля — одна из самых «закрытых» территорий России. Большая часть островов Новой Земли лежит в строго охраняемой военной зоне. Мы же отправимся к северной части архипелага Новая Земля, в национальный парк «Русская Арктика». Здесь мы планируем подойти к побережью Новой Земли на Зодиаках и сделать фотоснимки птичьих колоний. Запланирована также высадка на побережье мыса Северный.

7 - 11 дни
Эти дни мы посвятим исследованию Земли Франца-Иосифа. Земля Франца-Иосифа — архипелаг из 191 острова в Северном Ледовитом океане. Принадлежит России. Открыта Земля Франца-Иосифа в 1873 году австрийскими путешественниками, которые назвали ее в честь австро-венгерского императора Франца Иосифа I. Самая ближняя к Земле Франца-Иосифа известная географическая точка — Северный полюс. Арктический, покрытый льдом архипелаг чрезвычайно привлекателен: для ученых как база для проведения полярных исследований, а для туристов - возможностью наблюдения животных (белых медведей, моржей) и птиц в дикой природе, своими необычными пейзажами. Землю Франца-Иосифа называют «Лунным архипелагом»: местные ледники похожи на лунные кратеры.
В течение пяти дней исследования Земли Франца-Иосифа мы сможем проследить богатую историю полярных открытий: «обсудить планы» в отлично сохранившемся домике экспедиции Ли Смита (1881 год) на острове Белл; увидеть развалины лагеря на острове Нордбрук, где в 1896 произошла историческая встреча Джексона и Нансена и прозвучала фраза, навсегда вписанная в историю полярных открытий: «Вы, должно быть, Нансен?»; побывать в покинутой полярной научной станции на острове Гукер. Фотолюбители и профессионалы не будут разочарованы: ослепительные ледники, полярные маки и разноцветные мхи, уникальные «круглые камни» острова Чамп, скопления представителей арктической фауны.

12-13 дни
Курс на юго-запад по Баренцеву морю. С открытых палуб и капитанского мостика Вы сможете наблюдать красивейшие закаты и рассветы, китов, тюленей и морских птиц.

14 день
Высадка в порту Мурманска, трансфер в аэропорт и отправление домой.

Размещение и питание

Категории кают судна «Академик Шокальский».

Трехместная без удобств
Главная палуба. Приблизительная площадь: 9-10 кв.м воздушная вентиляция, иллюминаторы, 1 верхнее и 2 нижних спальных места, письменный стол, стул, зеркало, полка для туалетных принадлежностей, место для хранения вещей, умывальная раковина. Ванные комнаты с душем и туалетом удобно расположены на той же палубе.

Двухместная без удобств
Главная палуба. Приблизительная площадь: 9-10 кв.м воздушная вентиляция, иллюминатор, 2 нижних спальных места, письменный стол, стул, зеркало, полка для туалетных принадлежностей, место для хранения вещей, диван (в некоторых каютах), умывальная раковина. Ванные комнаты с душем и туалетом удобно расположены на той же палубе.

Четырехместная с удобствами
Верхняя палуба. Приблизительная площадь: 10-12,5 кв.м воздушная вентиляция, 1 открывающееся окно, 2 нижних и 2 верхних спальных места, письменный стол, стул, книжные полки, место для хранения вещей, диван (в некоторых каютах). Ванная комната с душем и санузлом. Подходит для размещения семьи или группы друзей.

Двухместная с удобствами
Палуба Капитана и Верхняя. Приблизительная площадь: 10-12,5 кв.м воздушная вентиляция, окна, 2 нижних спальных места, письменный стол, стул, книжные полки, место для хранения вещей. Ванная комната с душем и санузлом.

Мини-люкс
Капитанская палуба. Приблизительная площадь: 17-20 кв.м воздушная вентиляция, окна, отдельная спальная комната: двуспальная кровать; раскладной диван (может использоваться как дополнительное спальное место), письменный стол, стул, место для хранения вещей. TV DVD плееры. Ванная комната с душем и санузлом.

Люкс Капитана
Палуба 5. Площадь: 23,2 кв.м воздушная вентиляция, окна (вид на нос и левый борт судна), отдельная спальная комната: двуспальная кровать, раскладной диван; в гостиной: пространство для отдыха, холодильник, TV, видеоплеер. Ванная комната с душем и санузлом.

Не включено

авиабилеты; размещение в отеле и питание, не указанное в программе; опциональные экскурсии, не указанные в программе; персональные расходы: прачечная, связь, бар; страховка.

«Академик Шокальский» - небольшое экспедиционное судно ледового класса, рассчитанное на комфортное размещение 54 человек. Оно построено в 1982 году в Финляндии для полярных и океанографических исследований и несколько раз обновлялось. Теплоход оснащен всем необходимым для безопасного плавания: пассивными стабилизаторами для уменьшения эффекта качки, оборудован спутниковой системой и средствами связи. Для удобства пассажиров есть бар и холл, библиотека. Просторный капитанский мостик всегда открыт для пассажиров.

Новая Земля — это архипелаг в Северном Ледовитом океане, состоящий из двух больших островов — Северного и Южного, разделенных проливом Маточкин Шар. Протяженность пролива составляет 107 километров, ширина 1,5—2 километра. С января по май пролив покрыт льдом толщиной до полутора метров.

Острова Новая Земля расположены в Арктическом бассейне между двух морей Баренцевым (теплым) и Карским (холодным); оба моря относятся к арктической климатической зоне.

Южная оконечность Новой Земли — мыс Меньшикова находится на широте 70°30" северной широты, северная часть — мыс Желания на широте 77° северной широты.

Остров Северный и часть острова Южного, находятся в зоне арктических пустынь. Около половины поверхности острова Северный занимают ледники, сплошной покров их простирается на 400 километров в длину и до 70—75 километров в ширину. Мощность многих ледников превышает 300 метров. Нередко ледники сползают в открытое море, давая начало айсбергам.

Климат

Морской арктический климат архипелага Новая Земля характеризуется неустойчивой циклонической погодой, ураганными ветрами, резкими температурными колебаниями, значительным количеством выпадающих осадков. В течение года наблюдается более 260 дней с осадками. Наибольшее число дней с осадками наблюдается в осенне-зимний период, когда наиболее развита циклоническая деятельность.

На климат архипелага существенное влияние оказывают следующие факторы:

  • высокоширотное географическое положение;
  • долгая полярная ночь и малое количество солнечного тепла, выделяемое в летнее время;
  • воздействие Нордкапской ветви теплого течения Гольфстрим;
  • активная циклоническая деятельность, наиболее активная зимой и не прекращающаяся летом.

Помимо этих основных факторов, большое влияние на формирование климата оказывают различия теплового режима омывающих морей и рельеф самих островов. Характерными чертами климатических условий, свойственными всей территории островов, являются большая влажность воздуха, почти постоянно пасмурное небо, частые и довольно обильные осадки, густые туманы и постоянные сильные ветры, зачастую ураганные ветра, сопровождающиеся метелями.

Зима на архипелаге, продолжающаяся около 180 дней, характеризуется довольно низкими температурами, сильными ветрами и метелями, устойчивым снеговым покровом, длинной по времени полярной ночью (на широте 72°СШ — с 17 ноября по 26 января). Характерно, что в любой из зимних месяцев могут наблюдаться непродолжительные оттепели.

Растительный мир архипелага

Cовременная растительность Новой земли довольно разнообразна. Наиболее ярко флора островов представлена на полуострове Гусиный нос - такого разнообразия растений нет ни в одном другом районе архипелага.

Суша этого района архипелага занята южными арктическими тундрами. По составу и характеру наземной растительности вся его территория отнесена к особой категории - тундрам низменных заболоченных приморских участков западного побережья. Только в этой области Новой Земли выявлена самая богатая флора наземных сосудистых растений (197 видов и подвидов). Здесь в естественных ландшафтах известны три вида растений (дифазиаструм альпийский, ситник трехнадрезный и щавель арктический), не отмеченных более нигде на Новой Земле.

Со времен благоприятных для существования биоты климатических периодов сохранились такие "южные" для Новой Земли, теплолюбивые виды растений, как сабельник болотный, береза карликовая, морошка, голубика, брусника, некоторые виды щавеля (например, альпийский, воробьиный), калужница болотная, лютики ползучий и золотистый, иван-чай длиннолистый и широколистный, примула мучнистая, гpyшапка круглолистная, незабудка болотная.

В природном отношении полуостров интересен тем, что только здесь в пределах всего архипелага были обнаружены 35 видов заносных растений, нехарактерных для естественных ландшафтов или других поселений человека (становищ, факторий, становых и разведочных изб промысловиков).

Один из них, самый обширный по плошади, - это наиболее старая часть поселка Белушья губа, протянувшаяся узкой полосой (около 300-400 м) вдоль бетонной дороги от нынешних пирсов и деревянного здания бывшей церкви до моста через Гавриловский залив. Здесь отмечены 16 видов заносных растений (мятлик луговой, луговик дернистый, овсяница луговая, лютик едкий, лютик ползучий, купальница европейская, сурепка, жерушник болотный, звездчатка ланцетовидная, клевер ползучий, тмин обыкновенный, пижма обыкновенная, одуванчик обыкновенный, гравилат речной, тысячелистник обыкновенный, манжетка горолковатая).

Другой очаг концентрации заносных видов удален к северу на 1,5 км от поселка Белушья Губа и расположен на склоне южной экспозициии, на правом берегу ручья, впадающего в Гавриловский залив. Здесь обнаружено самое высокое разнообразие заносных видов на территории поселка Белушья Губа (25 видов) Кроме уже перечисленных выше растений обнаружены мятлик однолетний, крапива двудомная, горец вьюнковый, марь белая и красная, звездчатка средняя, или мокрица, дескурайния Софии, редька дикая, ярутка ползучая, неслия метельчатая, пастушья сумка, чина луговая, аистник цикутный, люцерна хмелевая, липучка опушенная, пикульник двурасщепленный, ромашка аптечная.

Фауна архипелага

На Новой Земле много птиц. Млекопитающие менее многочисленны и реже встречаются. Из птиц наиболее обычны бургомистр, полярная крачка, поморники (длиннохвостый, средний и короткохвостый), полярная сова, белая куропатка, гуси (гуменник, белолобый), гага обыкновенная, зимняк и мелкие воробьиные (лапландский подорожник, пуночка), кулики (плавунчики, песочники, чернозобик, песчанка).Встречаются лебеди - малый и кликун.

Все птицы, обитающие на Новой Земле, перелетные. Они улетают на зимовку в Южную и Западную Европы, Северную Африку, в Средиземноморье Весной они прилетают на Новую Землю на гнездование. Водоплавающие (утки, гагары, казарки, гуси, лебеди, крохаля) и кулики встречаются в основном на озерах, заболоченных низинах, реках и ручьях. Здесь они добывают себе пищу - рыбу, мелких беспозвоночных животных (личинок комаров, ручейников), травянистую растительность. Арктической весной (в июне) после "сезона брачных игр" они разбиваются на пары и строят свои гнезда поблизости от воды. Гнезда всех водоплавающих обычнзначительных размеров - от 0,3 до 1,0 м в диаметре. У казарок, гусей и лебедей нередко еще больше. Вылупившиеся и еще неуклюжие птенцы сразу же из гнезда перемешаются в озера, где чувствуют себя в "своей стихии", плавают под присмотром родителей, откармливаются к осени.

Мелкие воробьиные (лапландский подорожник, пуночка, рогатый жаворонок, обыкновенная каменка, обыкновенная чечетка), хищники - канюк-зимняк и полярная coвa - строят гнезда на сухих местах. Обычно хищники располагают свои гнезда на вершинах холмов и обрывах склонов. Отсюда лучше обзор местности, заметна добыча и легко охотится на нее. Их крупные гнезда (до 0,5-1,0 м в диаметре) хорошо заметны на фоне тундры издалека. В отличие от этих крупных хищников, мелкие воробьиные птицы строят свои небольшие гнезда (диаметр не более 10-15 см) под кочками, в скоплениях сухой травы, под кустами ив, маскируя таким образом, чтобы они были меньше заметны хищникам (чайкам, поморникам, бургомистрам, канюкам - зимнякам и полярной сове). В начале августа большинство птенцов подрастают, покрываются оперением, а к середине месяца уже летают.

Лемминг относится к редким видам на Новой Земле. Его численность заметно различается в разные годы. Раз в 5-7 лет, когда складываются относительно богатая для него кормовая база (лемминг питается растительностью) и климатические условия зимой, наблюдается "вспышка" численности популяций этого животного. В такие годы зверьки чаше встречаются в окрестной тундре. Следы их жизнедеятельности повсеместно заметны, особенно около водоемов и на сырых участках, где в мохово-травянистом покрове они выедает неширокие канавки-дорожки (до 5-7 см шириной) и по ним бегают. Обычно такие дорожки заканчиваются у нор. В периоды спала численности (депрессия популяций) лемминги настолько редки, что практически не попадаются на глаза.

Песец устраивает свои норы на обрывистых и возвышенных сухих участках. Их легко узнать издали - растительный покров вокруг нор изменен (здесь на удобренной отходами пиши и экскрементами почве развиваются заросли злаков и других растений), он частично вытоптан, везде валяются кости и остатки трапезы животных. Один участок территории используется животными для норения много десятилетий, если не произойдет какое-либо непредвиденное проишествие (либо охотники не разорят, либо белый медведь не разроет). Норы песцов имеют много выходов на поверхность почвы. Время от времени животные могут делать новые выходы, если старые обваливаются или по иным причинам. За лето семья песцов приносит потомство от одного до нескольких щенков. Песцы плотоядные животные - они поедают яйца и птенцов птиц, погибших животных и выброшенных на берег морем рыбу, морского зверя.

В водах прибрежных заливов обычны и часто заметны морские млекопитающие - морской заяц, кольчатая нерпа, белуха. Раньше, в XVI-XVIII веках, сюда заплывали атлантический морж, тюлени - гренландский, хохлач и серый. В течение почти пятисот лет на Новой Земле, архангельские поморы, кочевавшие по Южному острову ненцы (они перебирались зимой по льду с острова Вайгач или летом переплывали проливы по утлых лодках) и приходившие на парусно-моторных судах норвежцы вели активный промысел морского зверя на архипелаге, и в том числе в губе Белушья. К настоящему времени эти животные настолько сильно выбиты, что практически исчезли из района Новой Земли. Лишь на севере архипелага (на Оранских островах, острове Гемскерка и в некоторых других местах) сохранились небольшие лежбища моржа.

Путешествие на Новую Землю

Мысль о путешествии на Новую Землю возникла у нас давно. Наверное, многие любители странствий, глядя на карту, мечтали побывать там, но в сознании большинства наших сограждан этот архипелаг ассоциируется со сверхсекретным военным объектом, наглухо закрытым для простых людей. Однако полигон полигоном, но, может, всётаки можно? Тем более, испытания ядерного оружия уже давно там не проводятся. И вот осенью мы решили действовать. Мы начали непосредственную подготовку к морскому путешествию.

Почему морскому? Во-первых, в костяк будущей команды вошли туристы-водники; во-вторых, путешественникам, как мы, путь через аэропорт посёлка Белушья Губа (военный посёлок на Новой Земле) закрыт, и оставался единственный доступный для нас путь – по морю. Первоначальная идея идти на трёх небольших парусных катамаранах отпала, когда ранней весной к нашей команде из пяти человек присоединился москвич Илья с большим парусно-моторным катамараном «Котоярви», построенным по его собственному проекту.

Вкратце о катамаране. Его рама сделана из алюминиевого сплава, корпуса – из ПВХ-ткани. Объём их 6,1 куб. м. Длина судна 8,5 м, ширина – 4,75 м, и, естественно, его мореходные качества существенно выше, чем у небольших катамаранов типа «Альбатрос», на которых сначала планировалось совершить плавание. Вес «Котоярви», правда, внушительный – более 900 кг. Парусное вооружение – три паруса: грот 20 кв. м, кливер 17 кв. м и стаксель 6 кв. м. В качестве вспомогательного мотора используется 4-тактный «Mercury» 9,9 л. с. «Котоярви» имеет всё необходимое, чтобы на нём можно было жить: каюту на 6 человек, каюткомпанию, камбуз.

Еда и снаряжение хранятся в рундуках, расположенных в кают-компании и используемых как сиденья. Дела складывались хорошо: была собрана команда, что весьма нелёгкое дело – найти опытных людей, располагающих почти двумя месяцами свободного времени; имелось судно, удовлетворяющее суровым условиям северных морей; наконец, на наши запросы в инстанции (см. с. 1) по поводу посещения Новой Земли были получены положительные ответы. Весна и начало лета прошли в подготовке снаряжения и окончательной доработке маршрута. Было решено обогнуть с запада на восток Южный остров, пройдя между ним и Северным островом через пролив Маточкин Шар.

Доехав из Москвы на поезде до города Печоры, расположенного на берегу одноимённой реки, мы приступили к сборке катамарана, что заняло двое суток. Печора для нас – идеальный вариант недорогого и удобного способа достичь Баренцева моря. Катамаран в разобранном виде и прочее оборудование ехали в багажном вагоне нашего же поезда, и получасовая стоянка в Печоре позволила выгрузить всё имущество, которого у нас было больше тонны. Время – начало июля, ночи в г. Печора и севернее светлые, и потому мы решили идти без длительных остановок, сменяя друг друга на вахтах по 2 человека: один вахтенный, другой подвахтенный. Вахтенный ведёт катамаран, руководствуясь лоцией Печоры и судовой обстановкой, подвахтенный помогает.

Подвахта и вахта по два часа. Подвахтенный сменяет вахтенного, а тот после вахты идёт отдыхать. Плавание по Печоре до Баренцева моря заняло у нас немногим более двух суток. Пройдя морской порт Нарьян-Мар, мы вышли на морские просторы… Но море нас пустило к себе лишь после утомительной 3-дневной стоянки (из-за неблагоприятной погоды) в Печорской губе – месте весьма непривлекательном с точки зрения красот и климатических условий. Берега её низменные, глубины в ней очень маленькие, часто меньше метра, и даже на катамаране с его небольшой осадкой невозможно было подойти и высадиться на берег. От открытой акватории Печорская губа отделена островками и мелями, которые постоянно меняют свое положение.

Их больше десятка, и на карте они обозначены как «Гуляевская Кошка № 1», «Гуляевская Кошка № 2» и так далее. Но «терпение – главная добродетель полярника», как говорил Фритьоф Нансен, и, терпеливо выждав попутного ветра, мы всё же взяли курс на Новую Землю. Правда, перед этим предстояло нащупать фарватер между Гуляевскими Кошками. Здесь нам помогли волны, разбивающиеся на мелководье. Так, ориентируясь по прибою, мы вышли на просторы Баренцева моря. Уже в низовьях Печоры мы почувствовали холодное дыхание Ледовитого океана, в открытом же море арктический климат дал о себе знать в полной мере.

В то время, когда Центральная Россия изнывала от аномальной жары, мы порой продрогали до костей под сырыми и пронизывающими ветрами, господствующими над Баренцевым морем. Температура воздуха редко поднималась выше +5°С, почти всегда были туман и 100%-ная влажность, а часто ещё и дождь. В таких условиях все по достоинству оценили уровень комфортабельности «Котоярви», без которого наше путешествие стало бы постоянной борьбой с сыростью и холодом. К тому же не требовалось остановок для сна и приготовления пищи.

Хотя, конечно же, усталость постепенно накапливалась, ведь жить всемером (вместе с псом Грантом) на площади в несколько квадратных метров было весьма тесно. К слову, больше всего страдал от этого именно Грант и при очередном причаливании, не дожидаясь надёжного контакта с берегом, сломя голову прыгал с катамарана и убегал в тундру. Плавание от Гуляевских Кошек до Новой Земли заняло чуть больше суток, было пройдено около ста миль (1 морская миля = 1852 м) по открытому морю. Для капитана «Котоярви» И.Лукомского это тоже был первый переход, связанный со столь большим удалением от берегов. Большую часть времени шли в тумане, который стоял над морем и в ясную погоду.

Почти весь путь (впрочем, как и последующие морские переходы) мы шли под парусами, используя мотор в основном при маневрировании в заливах и на Печоре. Вахтенное расписание на море изменилось по сравнению с тем, что было на реке. Теперь вахту несли 3 человека по 4 часа. Втроём было существенно легче управлять катамараном, особенно при переменном ветре, когда часто приходилось поднимать или убирать паруса. Большой плюс при хождении летом в высоких широтах – отсутствие фактически тёмного времени суток. В июле солнце здесь светит и ночью, а это большое подспорье при длинных переходах. Полярным днём сбивается суточный ритм сна и приёма пищи, но это нисколько не тяготит.

По постепенному увеличению количества чаек и люриков – типичных обитателей летней Арктики – мы поняли, что долгожданная Новая Земля близко. Конечно, датчик GPS нам и так об этом говорил, но куда приятнее видеть не показания прибора, а реальных предвестников цели плавания. Новая Земля появилась для нас не узкой полоской суши на горизонте, а постепенно возникшими в тумане скалистыми берегами. Зайдя в удобную для стоянки губу Саханиху на самом юге Новой Земли, мы начали первое знакомство с долгожданными островами. Мечта стала реальностью. Климат и растительность на юге Новой Земли разительно отличались от большеземельской тундры близ устья Печоры.

Здесь уже – настоящая Арктика с нетающими круглый год снегами, штормовыми ветрами и деревьями по колено – и то такие были только в одном месте. Уже на следующий день после нашего прибытия начался шторм, температура упала почти до 0°С, и три дня пришлось ждать, пока успокоится море. В итоге получилось, что только каждый третий день у нас был ходовым по погодным и ветровым условиям. Здесь был один из просчётов: имея в полтора раз больше бензина, мы за то же самое время смогли бы пройти гораздо севернее. А чем дальше на север Новой Земли, тем интереснее.

Вынужденные стоянки мы использовали для знакомства с архипелагом: совершали радиальные выходы вдоль побережья и в глубь островов, дополняли свой скромный рацион красной рыбой. Там даже не рыбалка, а, скорее, просто вытаскивание рыбы. Особенно радовали нас треска и арктический голец – благородная красная рыба. Как только позволяла погода, мы двигались дальше на север. В очередной шторм удачно укрылись в заливе Моллера, в «оазисе человеческой жизни» – полярной станции «Малые Кармакулы». На станции три жилых дома, склады, электростанция и другие хозпостройки и, конечно же, площадка для метеонаблюдений.

Они проводятся ежедневно каждые три часа, круглый год и в любую погоду. А она здесь и летом особо не балует, зимой же, по рассказам полярников – работников станции, во время пурги скорость ветра достигает 50 м/с. Полярники очень радушно встретили нас, провели экскурсию по метеостанции, свозили на вездеходе к горным озёрам, пригласили в баньку... Но главное, что запомнилось на станции – приятное и интересное общение, радушие и искренность – то, чего так недостаёт в больших городах. Нас встретили, как давних друзей, хотя видели впервые. Чем дальше на север, тем выше становятся горы, и тем ближе они подходят к побережью.

Новоземельские горы являются своего рода Заполярным или Арктическим Уралом, продолжением Уральских гор. Интересно, что мыс Флиссингский на северо-востоке Новой Земли является самой восточной точкой Европы. Правда, созерцать красоту арктического продолжения Урала удаётся не так часто. Зайдя в губу Грибовую на севере Южного острова в полном тумане, мы только через несколько часов, когда немного развиднелось, увидели горы, вплотную подходящие к побережью. К сожалению, управление полигона не разрешило нам пройти через красивый пролив Маточкин Шар – жемчужину архипелага. Тогда решили идти вдоль западного берега Новой Земли на север, за Маточкин Шар, к Северному острову.

Кульминацией путешествия после почти суточного перехода из губы Грибовой стала стоянка в губе Южная Сульменева на Северном острове. Здесь к морю выходит язык ледника Шумный, образуя ледяной барьер. Северный остров – самый большой в Новоземельском архипелаге, горы на нём достигают наибольшей высоты (1547 м вблизи залива Норденшельда), сильно развито оледенение – площадь ледников более 25 тыс. кв. км, причём на площади 20 тыс. кв. км – сплошной ледник, самый большой в России.По языку одного из ледников мы поднялись в горы, сделав небольшую радиалку. Но солнце, радостно подмигнув в первый день стоянки в бухте, скрылось в молоке, которое окутало и горы.

Ледники на Новой Земле заметно отступили по сравнению с тем, что, судя по картам, было в середине 20 века. В нашем случае – на 500 м. После себя ледник оставляет моренные холмы, представляющие нагромождение камней и глины… Зимы на Новой Земле не очень морозные, но отличаются сильными ветрами и метелями. Ураганные ветры, неся кристаллики льда, уничтожают на возвышенностях растительный покров, образуя безжизненный пейзаж. Они же в распадках ручьёв и в долинах рек, защищённых горами, наметают сугробы толщиной в несколько метров, не успевающие стаивать в течение короткого лета.

Иногда в горах – в маленьких долинах, защищённых от ветра – встречаются своеобразные оазисы, растительность в которых гораздо богаче и характерна для более южных районов. Летом ледники и снежники интенсивно тают, давая начало коротким, но полноводным рекам. Реки Новой Земли имеют горный и полугорный характер, изобилуют порогами и водопадами и ещё ждут своих первопроходцев-«водников». Идя вдоль побережья архипелага, нужно заранее планировать вероятные места стоянок и укрытий, так как шторм может начаться довольно быстро, а берега в большинстве скалистые и неприступные.

На стоянках приходится постоянно быть начеку и дежурить, поскольку белые медведи в Арктике – обычное явление, и могут быть довольно опасны. В этом мы сами убедились, когда чуть не нарвались на серьёзный ремонт катамарана из-за медведя, который, пользуясь плохой погодой и потерей нами бдительности, уже стал забираться на судно. Помимо медведей, на Новой Земле обитают северные олени, песцы, миллионы птиц. Птичьи базары здесь – одни из самых больших в Арктике. Был также интересный случай, когда на одной из стоянок около заброшенной базы геологов к нам пришли полудикие собаки.

Мохнатый чёрный пёс целый день охранял наш лагерь (за «вознаграждение», конечно), и этим доставлял большой душевный дискомфорт нашему Гранту. В одной из драк псы опрокинули обеденный стол, чем добыли с него себе еды, оставив нас без обеда. Обратный путь пролегал также вдоль западного побережья Новой Земли. Но каждый раз мы останавливались в новом месте, в новой бухте, и не было ощущения, что шли по уже знакомым местам. Каждая стоянка была по-своему необычна и красива.

Когда плавание закончилось, все участники признали, что этот поход был самым запоминающимся в их жизни. Новая Земля огромна, её протяжённость с юга на север почти тысяча километров. Это своего рода «Русский Шпицберген», фактически совершенно неизвестный путешественникам. Большое количество фьордов, небесно-голубые языки ледников, спускающиеся к морю и рождающие айсберги, тундровые просторы и многое другое – все это очень привлекательно для людей, ценящих северную природу. Новая Земля – такая далёкая и в то же время вполне досягаемая, как мы убедились на своём опыте.

Новая земля – архипелаг и одновременно муниципальное образование в составе Архангельской области РФ, расположенный в Северном Ледовитом океане. Помимо географического расположения еще одной сложностью, чтобы туда добраться, является статус ЗАТО, то есть территория является закрытой, и для ее посещения требуется специальный пропуск. В составе образования насчитывается всего два населенных пункта с постоянным населением: административный центр – пгт Белушья Губа и поселок Рогачево. Авиаперевозки на архипелаг Новая Земля осуществляется через аэродром Амдерма-2.

Если у Вас возникла необходимость посетить данные территории, и вопрос «как добраться на Новую Землю» для Вас актуален, то смело обращайтесь в «Авиастар Петербург» - наша компания готова предложить соответствующие услуги.

Как доехать до Новой Земли при отсутствии наземного сообщения? В данном случае единственным остается воздушный вариант (по морю можно добраться только в период летней навигации, и займет такой вид транспорта гораздо больше времени).

Какие самолеты летают на Новую Землю ? «Авиастар Петербург» организует регулярные авиарейсы в данном направлении. Пассажирские авиаперевозки на Новую Землю по маршруту Архангельск-Рогачево и обратно осуществляются нашей компанией дважды в неделю. Авиарейсы выполняются самолетами Ан-24РВ. Преимуществом данной модели является возможность производить полеты во все сезоны в течение года. Также этот самолет может осуществлять посадку на заснеженных аэродромах.

Сколько стоит билет на Новую Землю ? В компании «Авиастар Петербург» стоимость перелета из Архангельска на Новую Землю составляет от 20 930 рублей в одну сторону, билет для ребенка от 2-х до 12-ти лет обойдется в 10 465 рублей , а билет для детей до 2-х лет предоставляется бесплатно. Важно учесть, что в стоимость билета на самолет Архангельск-Рогачево включен провоз багажа весом до 20 кг и 5 кг ручной клади. В бесплатную норму не входят специальные грузы - спортивное снаряжение, оружие, растения, музыкальные инструменты, тяжеловесный и негабаритный багаж, а также живые животные (за исключением собак-поводырей). Авиа перевозка всех этих грузов оплачиваются дополнительно.

Похожие публикации