Все о рыбалке

Открыть левое меню сааремаа. Как добраться до Сааремаа из Таллина? Как добраться до островов в Эстонии

Нашей главной целью в этой поездке был остров Сааремаа. Самый большой густонаселенный из множества островов Эстонии. Хотя слово густонаселенный в данном случае может ввести читателя в заблуждения. Можно подумать, что тут проживают десятки или сотни тысяч жителей. На самом деле на острове постоянно живет около 30 тысяч человек.

Как добраться до островов Муху и Сааремаа

Когда мы только планировали поездку, мне казалось, что по прибытии мы попадем почти на необитаемый остров с редкими жилищами и дикими местами. Отчасти я не ошибся. Но лишь отчасти. На самом деле Сааремаа вполне цивилизованное место с развитой инфраструктурой и отличной транспортной доступностью. Достаточно сказать, что на острове есть свой аэропорт, куда организованы регулярные рейсы авиакомпании Transaviabaltika. Это, конечно, не огромные лайнеры, а небольшие 19-местные джеты Jetstream-3200 и тем не менее.

Купить билеты на самолет из Таллина на Сааремаа и обратно можно непосредственно на сайте авиакомпании .

Настоящей же гордостью островитян считаются паромы. Эти на вид не гигантские корабли за один рейс перевозят, кажется, все население Эстонии вместе со всеми автобусами и грузовиками. Еще полностью не причалив к берегу, этот “катер” подобно киту разевает свою гигантскую пасть и прикоснувшись к берегу, словно насекомых выпускает на берег “крохотные” двадцатитонные фуры, легковушки и лилипутов-пассажиров.

Справедливости ради, надо сказать, что паром курсирует не между материком и островом Сааремаа, а между материковой частью Эстонии и островом Муху. В свою очередь Муху соединен с Сааремаа мостом или лучше сказать перешейком.

Про острова Эстонии

Эстонию можно смело назвать островным государством, хотя звучит это весьма непривычно. В акватории Балтийского моря 1521 остров принадлежит Эстонии. Самый большой и густонаселенный – Сааремаа, о котором пойдет речь дальше. Его площадь составляет 2 673 кв. км, а население около 33 тысяч человек. Самый маленький остров – Саарнаки – всего около 15 кв.км., жителей на нем нет вовсе. На самом маленьком обитаемом острове Хейнлайд площадью чуть больше 15 кв. км. постоянно проживает всего 48 человек. Есть еще остров Вохилайд. Примечателен он тем, что здесь проживает аж 7 человек. Большинство островов расположены на расстоянии короткой поездки на пароме от западного побережья страны. Катера и небольшие паромы также курсируют между островами. Самые посещаемые туристами острова: Сааремаа, Хийумаа, Кихну, Рухну и Вормси. Мы в течение своей поездки жили на острове Сааремаа и сделали небольшую вылазку на остров Муху.

Сааремаа

Про сам остров стоит написать несколько слов, ибо Саарема не просто часть государства Эстония, а ее особенная часть. Особенная не только потому, что это островная территория – островитяне (саарамчане) считают себя если не отдельным государством, то во всяком случае особой частью Эстонии с особым статусом. Местные даже говорят на особом эстонском диалекте. Русскоговорящих здесь встретишь редко как, кстати, и англоговорящих.

В своей истории, остров не единожды менял “хозяев” – шведы, русские, эстонцы… Кстати, островитяне очень веселятся, когда туристы пытаются выговорить название острова так, как оно пишется, то есть растягивая гласную “а”. На самом деле название произносится просто “сарэма” или даже чаще “сарэм”. На Сааремаа есть есть один город, который считается столицей или точнее областным центром – Курессааре.

Остров изобилует различными достопримечательностями, главной из которых считается Епископский замок в Курессааре. Однако, кроме замка, на острове есть что посмотреть – одних только средневековых церквей здесь сохранилось едва ли не больше, чем в любом другом регионе Эстонии, и каждая из них весьма интересна. В том же Пёйде церковь поражает своей массивностью - это почти что маленький замок. А еще здесь можно увидеть мельницы, которые собраны в одном месте в музее в Англа или разбросаны по острову и маяки, расположенные в разных концах Сааремаа. Но обо всем этом подробно будет рассказано в следующих статьях.

Как путешествовать по острову

Планируя путешествие по эстонским островам, помните, что только на осмотр Сааремаа уйдет не один день, поэтому рассчитывать на то, что за обычный отпуск вы успеете посмотреть хотя бы даже самые популярные, не стоит.

Лучший способ передвигаться по острову – на собственной или арендованной машине. Более экстремально на велосипеде или байке. Наименее удобно, хотя и возможно – на автобусе. Дороги на Сааремаа в основном асфальтированные и вполне приличного качества, есть грунтовки, но и по ним можно без труда и опасений передвигаться на обычном легковом авто.

Если будете путешествовать по острову на машине, то стоит помнить, что заправок здесь совсем немного и большинство сосредоточено в Курессааре, АЗС также можно найти на севере и в восточной части острова и, пожалуй, все… При этом некоторые места на острове кажутся совершенно необитаемыми, встретить здесь живого человека кажется большой удачей. Так что за уровнем топлива стоит следить тщательно.

Где взять машину в аренду на острове Сааремаа

На острове есть всего один пункт проката, который находится в аэропорту Курессааре. Здесь можно подобрать или нужный автомобиль.

Где остановиться на острове Сааремаа

Для начала расскажу, где мы остановились мы во время путешествия по Эстонии. Хотелось тихое место с минимумом людей в округе и желательно на берегу моря. Ну и по демократичной цене, конечно. В результате мы нашли гостевой дом, точнее комплекс домов

Просмотры: 697

Что ж, поговорим о главном: как добираться на остров Сааремаа?

В стародавние (читай, «советские») времена остров находился в пограничной зоне и проезд был строго по пропускам. Чужаки здесь не шастали - туризма как явления не было вообще. В то же время, регулярно летали самолеты, а из Риги приплывала «Ракета» - теплоход на подводных крыльях. При крейсерской скорости около 60 км/ч расстояние преодолевалось менее чем за два часа.

К сожалению, «Ракеты» больше нет, как и прямого морского сообщения с Ригой тоже: основной транспорт теперь - паромы. И путь до Риги или обратно занимает как минимум 5 часов. Но к этому еще вернемся, а пока - про самолеты.

Аэропорт в Курессааре модернизирован и, теоретически, может принимать даже здоровенные воздушные суда: длина ВПП 2 километра. Однако, потенциал задействован неважно: ежедневно летают лишь небольшие самолетики в Таллинн (стоимость билета от 26 евро; вместимость до 11 человек) и на остров Рухну (23 евро). Остальной авиапарк - частный и редкие чартеры. Какой год ведутся разговоры об организации прямого воздушного сообщения с Ригой, Питером и Москвой, но пока дальше бесед за чашечкой кофе дело не идет. Грешным делом и я в этом процессе пытаюсь участвовать, но похвастать успехами не могу.

Разумеется, заходят в наши гавани и большие корабли. Но штучно, круизные и изредка - в порт Веере, что на северо-западе острова. Куда актуальнее - паромное сообщение с островом через переправу Виртсу-Куйвасту. Расстояние там небольшое, буквально несколько километров, паромы преодолевают его за 20 минут; ходят каждые 40 минут, плюс-минус.

Откройте сферическую панораму, кликнув по картинке

И все бы хорошо, если бы не два «но». Первое: ночью паромы (после полуночи и до пяти утра) не ходят; не успел - извини. Это доставляет немало хлопот жителям острова, которым надобно вернуться поздно вечером или же оказаться на материке рано утром. И второе: в летнее время часты очереди, поэтому направляясь издалека лучше заранее все продумать и забронировать место на определенное время - в объезд очереди. Сделать это можно тут: www.praamid.ee Стоимость проезда на автомобиле - 8 евро за машину и по полтора евро с каждого пассажира.

Паромы - новые, построенные в 2016-м году. Очень комфортабельные. Для туристов (в отличие от местных) - это еще один прикольный момент: на борту есть большое бистро, кафешка, быстрый WiFi, куча розеток для подзарядки девайсов, туалеты, опять же. Вмещают за раз до ста легковушек и с десяток автобусов или большегрузов.

Ехать на Сааремаа на машине - самый верный вариант: да, на острове полно общественного транспорта плюс есть прокат автомобилей (от 25 евро за сутки) и велосипедов (актуально при размещении в Курессааре; можно сгонять километров за десять на море, крутя педали, загорая и попивая на ходу холодное пивцо - вокруг города полно классных велосипедных дорожек). Но машине комфортнее: можно забраться в любое место острова, легко и быстро. Остановиться не только в городе, но и на отдаленном туристическом хуторе - таковых тут полно, и в летнее время они намного привлекательнее центра. Добираться из Таллинна до Курессааре, с учетом парома, 3 часа, из Риги - 5 часов.

В то же время, автобусами, которые ходят не менее регулярно, может выйти дешевле: цены от 10 евро; линию обслуживают несколько операторов, в том числе luxexpress.eu . К тому же есть группы в Facebook, предлагающие «попутный извоз» из любой точки Эстонии за 5 - 7 евро: этим вариантом чаще всего пользуется студенческая молодежь.

Вот, собственно, и все возможности. Хотя нет, забыл еще одну - по льду: когда море между Виртсу и Куйвасту замерзает, по нему открывают ледовую переправу. Только для легковушек. Но в последние годы зима теплая, так что увы.


Часть 7 -

Погуляв два дня по старинному Таллину, мы вновь собрались в дорогу. Но прежде, чем мы покинем этот гостеприимный город, нужно разобраться, что за инопланетянин изображен на , сохранившемся в руинах Доминиканского монастыря? В ходе обсуждения форумчане предложили замечательные версии: это черт, это Шрек или это современная подделка под старину. =)
Честно скажу, без подсказки я и сам бы не догадался. Но голландский скульптор Пассер изобразил на барельефе «дурака» или шута, видимо, в шутовском колпаке. Вот как легко было инопланетянам маскироваться под землян в средние века! Колпак это, колпак, а никакие не антенны! Да и какой спрос с «дурака»… =)

Ну а нас ждут острова Эстонии!


В нашем путешествии мы старались найти баланс между архитектурой и природой. После многочисленных музеев и башен Таллина хотелось побыть дикарями подальше от больших городов. Мы планировали посетить даже два отдельных острова: большой и популярный Saaremaa и более дикий, пустынный Hiiumaa . Можно было бы доехать до г. Haapsalu, сесть в Rohuküla на 1.5 часовой паром до острова Hiiumaa, погулять по вытянутому в сторону соседних островов полуострову Kassari, покупаться на пустынных пляжах, посмотреть на маяк Kõpu, самый старый в Прибалтике и один из трех старейших действующих маяков в мире. Вечером на пароме из Sõru за час перебраться на о. Сааремаа, добраться до места ночлега, а следующий день посвятить уже достопримечательностям г. Курессааре. Ну, и получасовым паромом вернуться на «большую землю».


Альтернативный маршрут с посещением островов Хийумаа и Сааремаа

Я колебался до самого отъезда из Таллина. Основным возражением против этого плана была погода: синоптики обещали на островах проливной дождь. Это бы ладно, но два крупнейших эстонских острова легко достижимы с материка, а вот между собой, даже летом, соединены всего тремя рейсами парома в день. Переправившись на Хийумаа 11-часовым паромом, мы были бы вынуждены ждать парома на Сааремаа до 18:15. Весь остров можно объехать по кругу за два часа, и что там делать столько времени в дождливую погоду - было не очень понятно. К тому же, наши дети еще никогда не были на пароме. Сразу два парома за день, общей длительностью около трех часов, показались нам некоторым риском. В итоге, мы решили обойтись одним Сааремаа.

Для тех, кто тоже решит посетить острова, будет полезным расписание и стоимость всех паромов между этими островами и остальной Эстонией. Обратите внимание: цены на билеты заметно подскакивают «туда» в пятницу вечером и «обратно» в воскресенье вечером. Словом, съездить «на выходные» обойдется дороже. На этом же сайте можно приобрести электронные билеты на паром. Они особенно имеют смысл в выходные дни: с электронными билетами отдельная, приоритетная очередь. Мы, в рабочий день, особой разницы не заметили: спокойно попали на паром, даже когда приехали за 5 минут до его отправления.

Подробнее об острове Хийумаа можно узнать по следующим ссылкам:
Официальный сайт

Несколько полезных статей для англо-читающих
Об острове Сааремаа туристической информации в интернете полно, любой поисковик выдаст.

19.07.2012 Таллинн - остров Сааремаа
Пробег до кемпинга 215 км, чистое время в пути 3 часа, средняя скорость 70 км/час
Утром выехали из нашего гостевого дома под Таллином в 9:00 по местному. Не сразу одолели пригороды, с ремонтами дорог и пробками. Но потом помчались уже без задержек. За 1 час 40 мин одолели 125 км до Virtsu. Тем, у кого есть лишнее время в этом городке, можно порекомендовать неплохой частный автомобильный музей - Vanasoidukite Virtsu Talumuuseum. Но мы рвемся на паром. Билет на машину и нас пятерых обошелся в 14.2 евро, оплатили картой. Паром, подходя, «разевает пасть», в которую чинно въезжают машины. Потом, с другой стороны выезжают. До острова всего полчаса ходу. Можно посидеть в салоне, но мы-то в первый раз на пароме! Дети его весь облазили, проинспектировали спасательные средства, и даже нашли еще один паром среди облаков. В общем, им на пароме очень понравилось, зря мы опасались.

Загружаемся на паром на Сааремаа


Машина на палубе


Встречный паром уходит к «большой земле»


По мнению наших детей, еще один, «облачный», паром

К 12:00 местного времени мы уже были на острове Muhu. Здесь можно посетить ферму страусов и кенгуру , но мы оставили ее на обратный путь, если будут силы и время (ни того, ни другого на обратном пути не нашлось). Пообедав и заправив машину (не успели это сделать до парома), мы проехали 3 км по дамбе и оказались на о. Сааремаа. Тут можно посмотреть несколько древнейших церквей по дороге, но мы опасались дождя, не хотели ставить палатки в сырости и сразу отправились к месту ночлега. Тучи было видно еще с парома. Через некоторое время мы под них въехали. Почти тропический ливень, видимость нулевая. И вдруг, так же неожиданно, мы выскакиваем из-под потоков воды, и с неба уже светит солнышко. Граница дождя настолько четкая, что встречная полоса совершенно сухая, а наша - мокрая еще метров 50, пока колеса впереди идущих машин высыхали. Никогда такого не видел.

Все же хоть одну достопримечательность надо было посмотреть по дороге. Мы заехали к метеоритным кратерам Kaali . Их несколько - метеорит при падении раскололся, но большинство кратеров - маленькие, интерес представляют только для ученых. А вот один стал идеально круглым озером - обычно, именно на него все и ходят посмотреть. Не скажу, чтобы озеро было так уж живописно - зеленое, стоячее, метров 100 в диаметре и 6 в глубину. Но находится это озерцо в глубокой воронке, оставленной ударившим в землю несколько тысяч лет назад железным метеоритом. И посмотреть на него, потратив полчасика на прогулку вокруг, было интересно. К тому же, чтобы проехать в Каали, пришлось свернуть с основной трассы на сначала грунтовую, а потом асфальтированную второстепенную дорожку. В результате, мы оказались среди такого буйного цветения всякой полевой растительности, которое впечатлило даже совершенно равнодушного к флоре автора отчета.


Вдоль проселочных дорог Сааремаа


Метеоритный кратер озера Каали

К 15:00, проехав 90 км по островам, мы были на месте нашего ночлега. По совету друзей, для нашей единственной палаточной ночевки в этом путешествии мы выбрали кемпинг Mandjala . Он недалеко от главной достопримечательности острова - епископского замка в г. Курессааре. Хороший пляж. Есть домики и места для кемперов, а для палаток предназначены уютные поляны между соснами. Такая уединенность (или хотя бы ее видимость) была очень приятна: когда мои родители пробовали остановиться в популярном финском кемпинге, их так смутила идея ставить палаточку между огромными кемперами, что они предпочли домик снять за большие деньги.
Место для палатки бесплатно, за ночлег платишь 3 евро с человека. Принимают банковские карточки. Машину можно бесплатно оставить на парковке у административного здания, но оттуда до палаточных мест минут 15 пешком. Можно подъехать прямо к поляне и оставить машину возле палатки (что мы и сделали), но за каждый въезд машины на территорию кемпинга надо платить 2 евро . Это все ладно. Единственное, что нас по-настоящему расстроило, это что на территории нет кухни. Вообще никакой возможности готовить, кроме нескольких грилей. До этого нам казалось, что кемпинг без кухни - немыслим. Не все же с собой плитки возят! Возле административного здания есть кафе, но ассортимент и цены нам не понравились. Попробовал там какой-то «национальный эстонский десерт». Пытался узнать состав, но девушка смогла объяснить только, что он национальный. Гадость - редкостная. Да и ходить туда-сюда было лень. Так что мы питались остатками дорожных припасов, а в кафе лишь термос заливали кипятком (бесплатно).


Ставим палатки в кемпинге Мандьяла

Пока мы ставили палатки, дети рванули на пляж.


Пляж у кемпинга Mandjala

Место оказалось довольно загадочным. В ручье они голыми руками поймали камбалу. Это ведь вроде бы морская рыба и на нерест не ходит?! Ну, может быть, она была обалдевшая от пресной воды - поэтому и позволила себя поймать. Зато в море плавали лебеди!


Морские лебеди и пресноводные камбалы! Это нормально или там, на Сааремаа, все не как у людей?! :) Поделитесь наблюдениями!

К 18:30 я понял, что зуд путешественника не позволит мне бездельничать до вечера. Что мы, собственно, посмотрели за сегодня? А завтра уже уезжать с острова… Старший экипаж вместе с нашей дочкой решили остаться в кемпинге, но мальчишек мы прихватили с собой. Надо было их укатать, чтобы спали получше. Первым делом мы отправились в место под названием Undva Pank . К самому берегу приходится ехать по заросшей можжевельником проселочной дорожке, на которой нам повстречались журавли. В отличие от аистов, мы их больше нигде в Прибалтике не видели.


По совсем уже непроезжей дорожке вышли к довольно необычному каменистому пляжу, не галечному, а из расщепленных обломков доломита причудливой формы. В отзывах мы читали, что там множество камней в форме сердца. Ну… не то, чтобы они там на каждом шагу, но парочку более-менее похожих пацаны нашли. Ребята потом хотели подарить трофеи сестренке, но та отказалась от «каменного сердца». :)



Дальше нам следовало бы вернуться тем же путем на шоссейную дорогу и продолжить движение к следующей остановке. Но наш навигатор, впечатленный тем, как близко мы подъехали к берегу, решил, что нам море по колено и любое бездорожье - нипочем. Он повел нас кратчайшей дорогой прямо вдоль берега. Сначала, она казалась вполне нормальной. Потом мы то и дело вспахивали ее защитой картера, пытаясь увернуться от очередного ухаба, кочки или дерева. Прямо под боком маячил обрывистый берег, добавляя живописности, но изрядно пугая детей.

Наконец, выбрались на нормальную дорогу. К счастью, следующая остановка возле асфальтированного шоссе. В 7 км к северу от Mustjala, на полуострове Ninase находятся вот такие забавные «мельницы»:


Кич, конечно, но почему бы и нет...

Последний бросок к мысу . Это, пожалуй, наиболее известная часть береговой линии острова Сааремаа. Дело в том, что остров почти на всем своем протяжении совершенно плоский, что хорошо для купания, но не для любителей видов. Поэтому единственный по-настоящему обрывистый берег, высотой аж 20 метров, обречен привлекать романтиков. Считается, что особенно эффектно с него смотрятся закаты. Но летом заката ждать придется долго, а вид и так вполне живописный:


Обрывистый берег Панга Панк

Время уже 21:00 местного, пора и палатку опробовать. Через полчаса, накатав за эту вечернюю прогулку по острову 170 км, мы возвращаемся в кемпинг. В бортовом журнале на этом месте значится хорошо заметное «СПАТЬ!».

20.07.2012 остров Сааремаа - Валка (Латвия)
Пробег до границы Латвии 325 км, чистое время в пути 5 часов, средняя скорость 65 км/час


Маршрут о. Сааремаа - Валка (граница Латвии)

После активного отдыха накануне, хотелось поспать подольше (насколько это возможно в палатке с детьми). Потом мы воспользовались местной душевой - надо было идти в административный корпус и покупать жетоны по 1 евро за человека (10 минут на то, чтобы принять душ). Потом сложить палатки. В общем, выехали мы оттуда в 11:30 по местному времени. Ехать до Курессааре минут 10. Припарковались неподалеку от замка и отправились гулять.

Замок Курессааре - главная достопримечательность города, да и всего острова, пожалуй. Островом правили крестоносцы, так что замок, вполне логично, стал резиденцией епископа, а не светского правителя. Строился он в XIV-XV веках сразу из обильных здесь доломитовых пород камня, с 1836 года утратил военное значение, благодаря чему и уцелел в последующих разрушительных войнах. В итоге, замок считается лучше всего сохранившимся во всей Прибалтике. Замок расположен на небольшом островке (несколько бастионов вынесены на островки еще поменьше). За каменными стенами, которые его окружают, летом постоянно устраивают всевозможные концертные программы, а нашим детям удалось пострелять из арбалетов и луков, посмотреть на работу «настоящего кузнеца» и просто побегать. Внутрь собственно замка мы не пошли. Дорого, да и времени пожалели. Хотя, говорят, там есть на что посмотреть.


Замок Курессааре- на переднем плане не сам замок, а лишь внешние укрепления


Один из мостов к замку Курессааре


Храбрая сердцем...

Сам город тоже очень симпатичный. Погуляли немного по главной улице в поисках обеда - насладились видами старинных домов, церкви и вот такими забавными вариациями на рыцарскую тему:

Настоящий рыцарь - не сваливает заботу о детях на одну лишь маму! =)

Вкусно и сытно поели в первом попавшемся кафе, и в 14:15 выехали из столицы острова. Впереди ждал паром на материк и путь до границы с Латвией. Однако нельзя побывать на эстонских островах и не увидеть ни одной настоящей мельницы. Всего 150 лет назад, на одном лишь Сааремаа их крутилось больше 800. Теперь уцелели считанные. Пять из них свезли на открытое всем ветрам местечко Англа, исстари служившее излюбленным местом для мукомолов. Вокруг разбросана сельскохозяйственная техника, желтеют поля рапса. Все мельницы можно облазить сверху донизу, разобраться в их устройстве, посмотреть на всякую сельскую живность и птичность. Семейный билет на пятерых обошелся в 4 евро - с лихвой окупился удовольствием детворы и взрослых. А какая там вкусная выпечка продается! Нигде такой не пробовал. Есть еще трехэтажный музей в административном здании, но его мы проигнорировали.






Так… пацанов двое, девочка одна, один из котов… вроде, все наши в сборе!

В 15:30 мы покинули Англу и помчались на паром. За 40 минут проехали 55 км, приехали за 5 минут до прибытия судна, но успели погрузиться без проблем. К 17:00 мы были на материке и могли двигаться к месту нашего ночлега - пограничному городку Valga/Valka. Это оказался самый трудный участок пути за все путешествие. От поворота на Пярну начался изнурительный ремонт дороги. Асфальт снят почти на всем протяжении. У нас по такой ровной грунтовке гоняли бы под 100, не задумываясь. Но осторожные эстонские дорожники поставили почти на всем протяжении ограничение 50, а в ряде мест - 30. Не менее осторожные эстонские водители едут ровно с положенной скоростью, не превышая ни на километр. Надо сказать, эстонцы считают себя ближе по культуре и национальному характеру к финнам, чем к остальным прибалтам. Но в Финляндии местные гоняют будь здоров, несмотря на постоянно срабатывающие камеры. Может, конечно, более высокие заработки делают финнов беспечнее - штрафы не так пугают. А мы тем временем тошнимся почти 60 км с черепашьей скоростью.

Подъехав к Пярну мы вздохнули с облегчением. Но рано. Теперь забастовал навигатор. Джипи-говорун (так его прозвали дети как «отличающегося умом и сообразительностью», а также изрядной занудностью) упорно пытался отправить нас на объездную дорогу, которую то ли еще не построили, то ли полностью перестраивали. Во всяком случае, съезд на нее был перегорожен бетонными балками, знак поворота зачеркнут для большей наглядности, но наш навигатор упорно требовал, чтобы мы вернулись назад и попробовали еще разок. Покрутившись с полчаса (а заодно заправив Спарк и желудки голодных детей), мы рванули в центр города. Там навигатор, вздохнув, согласился вести нас более простыми путями.

После Пярну мы мчимся уже без задержек, остановившись, только чтобы купить пирог семье, в гостях у которой будем ночевать. К 21:00 местного времени подъезжаем к г. Валга. Этот городок долго служил предметом раздоров и столкновений между Эстонией и Латвией. В конце концов, он был поделен между ними, только в Латвии он называется Валка. Во времена предвоенной независимости и некоторое время, после развала СССР, это приводило ко всевозможным казусам. Туристы порой обнаруживали, что, гуляя по городу, незаконно пересекли границу, когда в магазине у них вдруг отказывались принимать «иностранную валюту». Валюты здесь по-прежнему разные, но зато граница теперь в Шенгене чисто символическая, нарушать ее не страшно.


Граница Эстонии и Латвии: город Валга / Валка

На латвийской стороне мы заехали на заправку и, наконец, залили полный бак. На островах заправки были автоматические, и нам удавалось взять бензина только на фиксированную сумму. Итого по Эстонии мы накатали 970 км, средний расход топлива - все те же 7.5 литров на сотню.

Наш ночлег располагался в деревне, название которой навигатору не было известно. Но созвонившись с хозяевами, удалось узнать направление, а, выехав из городка на нужное шоссе, по подсказкам и карте сориентировались. К 21:30 мы были на месте. А там нас уже ждали вкусные домашние пироги (так что привезенный с собой стал казаться крайне неуместным), дружеская беседа и уютный ночлег. Хорошее начало для следующего этапа путешествия, на котором нам предстояло

В советское время попасть на остров Сааремаа можно было лишь по спецпропускам выдаваемых погранслужбой. Сейчас же, спустя 30 лет, он открыт для всех желающих. От Таллинна до Курессааре, главного и единственного города острова Сааремаа 221 километр. Преодолеть их можно четырьмя способами.

Автобус.

Автовокзал города Таллинна капитально отремонтирован в 2012 году.

Самый востребованный способ добраться до острова.
Автобусное сообщение между Таллинном и островами налажено отлично и Сааремаа, конечно же, не исключение. Автобусы с Центрального вокзала Таллинна отправляются на остров практически каждый час.
Вокзал находится по адресу Ластекоду 46 (Lastekodu 46). Добраться до него очень просто, так как рядом с ним проходит большое количество общественного транспорта. На улице Юхкентали (Juhkentali, 48)останавливаются автобусы No 17, 23, 47, 54. На Тартуском шоссе(Tartu maantee 58) остановка трамваев No 2и 4, а также автобусов No 2, 15, 39.
С аэропорта до автовокзала идет автобус No 2. С железнодорожного вокзала нужно ехать на трамвае No 2.Со Старого города до него даже можно дойти пешком. От Вируских ворот идти минут 15-20. Подробнее маршруты можно посмотреть здесь. https://routes.one/ru
Вокзал работает с пяти утра до часу ночи. Билеты начинают продаваться с 7-00 и до 20-00.
В зависимости от дня недели количество рейсов на Сааремаа меняется. Самый «богатый» на маршруты день-пятница. Автобус отправляется в Курессааре 14 раз.
Время в пути около четырех часов. Время зависит от перевозчика и количества остановок в пути. Первый автобус отходит в 7.55. Последний в 22.15 и прибывает на автовокзал острова в 2.10.

У Lux Express только современные автобусы.

Перевозчиков несколько, поэтому цена и уровень комфорта в автобусах отличаются. Цена колеблется в пределах 12-16 евро. На детей до 16 лет и людей после 60 лет существует 40% скидка. Купить билет, и узнать подробную информацию о рейсах можно на этом сайте . Сайт поддерживает русский язык.
Несколько рейсов совершают автобусы компании Lux Express у которой часто происходят распродажи и билет вообще можно купить за 5-6 евро. Поэтому билеты на эти автобусы лучше покупать непосредственно на сайте компании. У них действует система, чем раньше покупаешь билет, тем меньше цена. Можно еще немного сэкономить, если планировать путешествие заранее.

Автобус идет до пристани в поселке Виртсу, там заезжает на паром (про паром отдельно), переплывает пролив и преспокойно едет себе дальше. Вы можете остаться сидеть в автобусе, а можете прогуляться по парому. Из Курессааре до Таллинна первый автобус отходит рано утром в 4.55, а последний в 17.55.
Также на остров можно добраться и из Тарту (время в пути около шести часов, два рейса в день) и Пярны (время в пути три часа, четыре рейса). Информацию можно посмотреть на том же сайте что и про автобусы из Таллинна.

Автомобиль.

Самый удобный способ попасть на остров.
А если планируете остаться на острове на несколько дней и познакомиться с ним поближе, то этот способ и единственно верный. Многие достопримечательности находятся в сельской местности, и добраться до них без автомобиля проблематично. Автомобиль можно взять на прокат или на острове, или в Таллинне. Цена проката на 2 дня 50-70 евро. Можно оформить доставку автомобиля до вашего отеля.

Если едете на автомобиле, то откуда бы вы не ехали, все равно приедете в порт в поселке Виртсу. Свой маршрут можно посмотреть и скачать в Google Maps или Яндекс картах. Расстояние от Таллинна до Виртсу 137 километров. Далее на пароме переправляетесь до порта в поселке Куйвасту. Это еще не Сааремаа, а остров Муху. Он дамбой соединяется с островом. Длина дамбы три с половиной километра. На ней есть специальные места для остановок автомобилей, чтобы полюбоваться окрестностями.

Паром»Тылль» заканчивает погрузку.

Паромную переправу между Большой землей и островами осуществляет компания Tuule laevad.
Паромы начинают ходить с 5-35 утра и до позднего вечера. Последний отходит в 22.15 Интервал движения летом примерно через 35 минут, зимой намного реже. Стоимость провоза легкового автомобиля 8.4 евро. Взрослый пассажир 3 евро, ребенок 1.5 евро. В пятницу после 13-00 цена проезда с материка на остров возрастает на 50 %, а в воскресенье после 13-00 цена увеличивается на проезд с острова на большую землю.
Время парома в пути 30 минут, а вся поездка с заездом-выездом минут 50. В хорошую погоду можно выходить на верхнюю палубу, где есть кресла для сидения. На паромах есть бесплатные туалеты и кафе-закусочная.
Перевозки осуществляют четыре новых парома построенных в 2017 г. Паромы названы в честь мифологических существ когда-то проживающих на островах. «Тылль», «Лейгер», «Пирет», «Тийна». Одновременно любой из них перевозит 700 пассажиров и 150 автомобилей, так что обычно места хватает всем. На паромах четыре палубы Две под стоянки автомобилей и две для пассажиров. Одна закрытая, для зимы и плохой погоды и открытая, летняя.

«Живая» очередь желающих уехать на материк.

Билеты продаются как непосредственно на причале в специальных терминалах или у кассира-оператора, так и онлайн заранее. В предварительной покупке есть один несомненный плюс, таких пассажиров и автомобили пропускают через специальный проход-проезд, не надо стоять в очереди. Билет можно купить . Сайт на эстонском и английском, но все понятно. Если нет билетов в интернете (что бывает на праздники), то ничего страшного. Часть билетов оставляют для живой очереди.

Если у вас электронный билет, и вы приехали раньше, то при наличии места на пароме можете уехать на нем. Если опоздали на свой рейс, то ваш билет действителен еще 48 часов, но только уже в порядке живой очереди.
Билет лучше распечатать и взять с собой. При покупке билета нужно правильно указывать госномера машины и русские буквы номера вводить латиницей.

Самолет.

Jetstream-3200 на взлетной полосе в аэропорту Курессааре.

Самый быстрый способ.
Как не странно между Таллинном и Курессааре существует воздушное сообщение. Рейсы совершает авиакомпания Transaviabaltika и будет этим заниматься, по крайней мере, до 31 мая 2019 года. До этого срока у нее выигран конкурс на проведение полетов на Сааремаа.
Есть уникальная возможность прокатиться на 19-местном самолете Jetstream-3200. По будним дням из Таллинна совершаются два рейса в 08-35 и в 18-35, в субботу в 10-50, в воскресенье в 18-35. Из Курессааре в 9-30 и в 19-30 и в 11-45 в субботу и в воскресенье в 19-30. Время в пути всего 45 минут. Цена вполне приемлемая -26 евро. Впрочем, это все теория. На практике не очень понятно, где купить билет. Онлайн продажи ни на сайтах поисковиков, ни на сайте Таллиннского аэропорта нет. Хотя если есть желание, то можно попробовать улететь в Таллинн из Курессааре. Аэропорт расположен в трех километрах от города, и добраться до него не составит никакого труда. Он открыт с 10 до 19 часов. Более подробную информацию по билетам можно получить по телефонам +372 6058887, +372 55603687 или на этом сайте .

Покупка экскурсионного тура.

Самый беззаботный и простой способ посетить остров Сааремаа это купить в Таллинне или даже в Санкт-Петербурге экскурсию на остров. А дальше сесть в автобус, расслабиться и получать удовольствие от дороги и общением с гидом. Цены само собой различаются в каждой компании. Как вариант предлагаем эту экскурсию. Цена может быть и не самая дешевая, зато экскурсия индивидуальная и точно надолго вам запомниться.

Если же решили приехать на остров на несколько дней посмотрите наши статьи про и если путешествуете на автомобиле.

Я вам рассказала о каждом месте, в котором нам удалось побывать за два дня на острове Сааремаа. В этом блоге я хочу объединить все в один маршрут, дать некоторые советы, подбить дебет с кредитом как по финансам, в которые нам вылилось путешествие, так и по километрам, которые нам пришлось преодолеть.

Когда мы только начали планировать путешествие, мы учитывали несколько факторов. Путешествие должно было быть бюджетным. Так как это было первое семейное путешествие, то уезжать за приделы Прибалтики мы не планировали. Ну и средство передвижения машина.

С местом для поездки я определилась почти сразу. Мне надо было только покопаться по своим залежам туристической информации. Куда бы я не ехала, первое что я посещу будет инфо-центр. Там я всегда набираю увесистый пакет с картами и брошюрами. Был вариант рвануть на выходные в Литву - Каунас, Тракай, Вильнюс. Но я так истосковалась по Саареме, что ответ был очевиден.

Сааремаа - это самый крупный остров Эстонии, и третий по величине в Балтийском море после Зеландии и Готланда. Вот уже почти два века Саареммаа считается курортом с богатым опытом в талласотерапии. О лечебных свойства морской воды, воздуха и сааремааских грязей знают даже в далекой Австралии. Благодаря своей островной уединенности Сааремаа сохранила свою самобытность. Здесь до сих пор можно встретить характерные эстонские постройки с тростниковыми крышами, и каменными заборами. Еще одна особенность острова состоит в том, что в отличии от материковой части Эстонии, на Саареме люди живут не на хуторах, а селятся небольшими деревеньками. Только на Саареме можно встретить большое колличество мельниц. Так же поражает их разнообразие. Сааремасцы очень ценят свою историю и культуру. Они всегда стараются быть особенными, чтобы не все как у всех. Здесь своя одежда, своя архитектура, свой диалект. Восхищает стремление сааремаасцев использовать главные ценности острова - можжевельник и доломит, по максимуму. Из доломита островитяне делают все начиная от кухонной утвари и заканчивая постройками. Так же и с можжевельником. Его на острове великое множество. Вы когда нибудь видели можжевеловые поля? Если заберетесь подальше от главных дорог, то это зрелище оставит у вас неизгладимое впечатление. Вот такая эта Сааремаа в нескольких словах.

При составлении маршрута мне надо было учесть не только свои пожелания, но и мужа. Ну а так как с нами еще и ребенок, то обязательно что-то и для него. Наш первоначальный маршрут: Силакрогс - Виртсу (Музей экспонатов Валерия Кирса) - паром - Когува (Музей Муху) - Рыбное кафе - Мельница Ээму - Страусиная ферма - Музей военной техники в Ориссааре - заезд в гостевой дом - Курессааре - трактир Мельница - водный релакс в Grand Rose SPA - ночь в гостевом доме - Курессааре - Курессаареский ливонский замок - маяк Киипсааре - комплекс мельниц в Англе - паром - Aleksandri Pub в Пярну - Силакрогс. Накатать предполагалось около 1000 км. Денежный лимит - 300 евро +/-. Это с учетом предположительных расходов на бензин, питание, паром, входные билеты, сувениры.

Расходы до поездки. За три недели до поездки я нашла на сайте купонов cherry.lv предложение от гостевого дома Suure Tollu c завтраком и посещением банного комплекса Grand Rose SPA - 55 евро. Прежде чем покупать купон я созвонилась с администрацией гостевого комплекса, и узнала можно ли зарезервировать номер на определенную дату. Ответ был положительный, и я купила купон. Тут же отправила в гостевой дом по майлу купон и всю нужную информацию для резервации, плюс пожелания. Резервацию подтвердили в течении часа. Вопрос с ночлегом был закрыт.

Паром. Чтобы попасть на остров надо преодолеть получасовой путь по проливу на пароме. Здесь есть два варианта обилечивания. Первый, стандартный - в гавани. Но можно обилетиться и через интернет. Для этого надо зайти на сайте tuulelaevad.ee. Там сначала надо определиться с маршрутом. У нас это либо на остров Виртсу-Куивасту, или с острова Куивасту-Виртсу. Далее выбираем дату. В таблице определяемся со временем отхода. В таблице видно в процентном соотношении сколько еще есть свободных билетов. Если же выкуплены все 100% билетов не стоит расстраиваться, так как не все билеты продаются посредством интернета. Часть билетов остается для покупки только в гавани, в порядке живой очереди. Для покупки в интернете надо будет указать вид транспорта, количество пассажиров, и госномер автомашины. Я по дурости (хотя как оказалось на счастье) делала заказ за день до выезда и мне удалось купить билет только на остров, с острова же все было раскуплено. Но так как у нас были непредвиденные обстоятельства в виде маяка Киипсааре, и мы опоздали на запланированный паром, то даже хорошо, что я не купила билет. Хотя справедливости ради стоит сказать, что мы приехали к парому за 2 минуты до отхода, и если был е-тикет, то мы бы успели. Но тут уж знал бы где упадешь соломки подстелил бы. Стоимость билета на двоих взрослых и одного ребенка на машине на остров - 12,60 евро. В обратную сторону почему-то дороже - 16,30 евро. Ах, да! Самое главное! При оплате билетов в интернете через Сведбанк проверьте, чтобы у вас была подключена услуга «Безопасные покупки в интернете». Ярлычек Сведбанка на их сайте подразумевает эстонский Сведбанк, поэтому расплатиться можно только посредством карточек VISA и MasterCard.

Страховка. Вроде недалеко от дома, и всего два дня, но фиг знает что может случится. А мы еще и с ребенком. Я купила страховку в Сведбанке. Все делается через интернет-банк в течении минут 10. Изначально хотела делать в Балтикумс, но там были глюки с сайтом. Разница в цене в Сведбанке 9,02 евро, в Балтикумс 9,00 евро. 2 цента пустяки. Но вот в условиях страховки есть разница: Сведбанк - 32000 медицина, 10000 - смерть, инвалидность, +багаж и непредвиденные случаи; Балтикумс - 75000, входит все.

Вечером, накануне поездки, мы заправили машинку на 70 евро. Полного бака нам должно было хватить на всю поездку. Но мы накинули еще 15 евро на непредвиденные покатушки.

1 день

Выезд запланировали на 6 утра. На паром в 10.30 у нас уже был куплен билет. Так что из расчета 3 часа на дорогу, с учетом ремонтных работ перед границей, плюс время на посещение Музея экспонатов Валерия Кирса, плюс остановка на завтрак, который мы взяли с собой, то к 10.30 мы должны были успеть. Можно было завтрак запланировать на пароме. Там имеются бистро по бюджетным ценам. Но мы решили полчаса пути провести на палубе и показать Тохе шикарные виды. К тому же ему было интересно обследовать «кабли», превый раз же на пароме.

В 9.15 мы были в Виртсу, и нас уже встречали в Музее Валерия Кирса.

После музея заехали на заправку позавтракать.

В 10.20 как пионэры мы стояли на въезде на паром. Е-тикет оказался очень удобной штукой. Молча подъехал, пробил тикет, и сразу к въезду, ждать старт.

Полчаса в дороге. На пароме можно забежать в туалет, привести себя в порядок. Есть магазинчик, в котором можно купить легкий перекус или сувениры. Для изголодавшихся есть бистро. Деток можно занять в детской комнате. Но я бы советовала взять теплую кофту и пойти на палубу. Полчаса пролетают незаметно, как уже надо бежать к машине.

11.00 - подходим к Куивасту и выезжаем в Когуву. 11.20 - Когува, Музей Муху.

После посещения музея мы совсем спарились на жаре. А море то рядом. Поспрашивав местных аборигенов нашли очень приятное местечко в километре от музея. Там и небольшая стоянка, и инфо-стенд, и раздевалка, и небольшой пляжик. Но это место не открытое море, а пролив между островами Сааремаа и Муху. Оказалось там очень мелко. Рай для купаний с детками. У меня даже закралось чувство, что до Сааремы можно дойти пешком. Я дошла почти до середины и там было все так же мелко.

В 13.40 мы приехали в Вииру. Там мы решили пообедать в Рыбном кафе.

Помимо кафе мы решили немного задержаться в Виире. Мы там заметили сувенирный магазин. Сувениры конечно не дешевые, но хорошие и качественные. Если учесть, что главными сувенирами являются изделия из доломита и можжевельника, и как правило это кухонная утварь, то советую перед поездкой пройтись по кухне, и понять, что может пригодится. Лучше ехать и знать, что надо, чем набрать ненужных вещей. Тем более, что все эти сувениры стоят не очень дешево. Лучше знать за чем едешь. Помимо кухонной утвари можно купить одежду с характерной сааремааской вышивкой. Стоит тоже не дешево, поэтому запаситесь копеечкой. Ну и конечно стандартные магниты, открытки, безделушки.

Так же на Сааремаа можно купить свежую и копченую рыбу. Она там всегда свежевыловленная. Если бы не жара, то мы бы прикупили рыбки. В следующую поездку возьму термосумку со льдом.

В Виире мы нашли инфо-центр. Там я как обычно набрала полезной информации. Помимо этого я там купила почтовые марки. Все помнят про Летнюю почту 2015? Вот я не забыла. С рабочим временем почт в выходные очень напряжно. Поэтому знайте - почтовые марки можно приобрести в инфо-центрах.

В Виире проболтались до 14.50 и выехали к мельнице Ээму. Там мы были в 15.20.

Осмотрели мельницу и поехали на страусиную ферму в Наутсе. На ферме мы были в 15.40.

Для Тошки было очень много открытий. И вроде время дневного сна уже прошло. Тоха заметно стал уставшим, и немного капризничал. Но у нас еще был в планах военный музей. В 16.30 мы приехали в Ориссааре.

В 17.30 мы выехали из Ориссааре и направились к гостевому дому. Тошка вырубился сразу. В 18.00 мы были в Сууре Толлу.

Так как мы доехали за полчаса, то Тошку не стали будить. Пока осмотрели хоромы, пока вещи раскидали, пока манеж разложили. Так пролетел еще час. И Тошка проснулся. Время ужина. В 19.30 мы выехали в Курессааре. Так как я хотела заехать в трактир Мельница, мы туда и направились. Но отсидев там 20 минут без обслуживания мы поехали в тоже проверенное место Kodulinna Lookal.

Плотно поужинав пошли прогуляться по центру столицы острова. Время подходило к 22.00, и мы поехали в Рими на выезде из Курессааре. Надо было прикупить Тошке фруктов, а мужу пива (как никак человек весь день за рулем, надо и расслабиться). В Рими повеселили машинки для деток. Правда функциональной нагрузки они не несут, продукты класть некуда. Зато ребенку веселье. Закупившись и накатавшись, поехали обследовать территорию гостевого дома, и спать.

2 день

Второй день был мене насыщен местами посещения, но по эмоциям не уступал. Проснувшись в 8.30 мы быстренько привели себя в порядок, собрали вещи, укомплектовали машину и пошли завтракать. В 9.20 мы уже выехали в Курессааре, в Grand Rose SPA Hotel в банный комплекс.

В общей сложности в СПА мы провели часа полтора. Вполне хватило насладится водными процедурами. После немного прогулялись по городу. Зашли в инфо-центр. Отправили открытки.

И направились к замку.

В замке мы провели 2 часа, и после поехали пообедать в Kodulinna Lookal. И уже в 14.00 мы выехали к маяку Киипсааре.

Пока я ходила к маяку Тошка с папой выспались всласть и пошли купаться на море. Все были заняты своим делом. Время уже поджимало, дорога не близкая домой, да и в понедельник на работу. В 18.30 мы двинулись в путь. Очень старались попасть на паром в 20.05. Вроде и успели, но е-тикета нема, поэтому в порядке живой очереди попали на паром в 20.30.

Так как мы не ужинали, а на пароме опять не хотели тратить время на еду, а наслаждались видами, решили заехать в Пярну в Aleksandri Pub. Здесь я немного опростоволосилась, решив, что мы сможем там нормально поужинать. Паб все-таки. Но это бальзам на душу мужа. Хоть кому-то было хорошо. Хотя и нам с Тошкой было не плохо. Приехав в паб в 22.00 домой мы отправились уже в 22.40. Прибыли домой в 1.15.

Единственное место, которое мы не успели посетить из-за непредвиденных обстоятельств с маяком, был комплекс мельниц в Англе. Поэтому посоветую вам еще несколько мест, которые просто обязательно надо посетить приехав на Саарему. Первое - это конечно мельницы в Англе. Это шикарнейший комплекс. Там помимо 5 мельниц, которые можно осмотреть, облазить, обтрогать, есть еще целый центр культурного наследия. Там огромное здание, в котором все, что только возможно, выполнено из доломита. Если продумать поездку заранее, то можно попасть на различные мастер-классы по выделке войлока или гончарному мастерству. В центре можно затариться сувенирами. Туда-то я за ними и ехала, но не попала. Там же работает кафе, где можно очень плотно подкрепиться. Не знаю как сейчас, но думаю до сих пор можно купить там свежевыпеченный хлеб.

Еще одна визитная карточка Сааремы - это метеоритный кратер Каали. Место само по себе завораживающее. Есть там что-то космическое. А с недавних времен недалеко от кратера открыт музей метеоритики. Так же при музее есть хороший комплекс отдыха, с гостевым домом и баней. Кстати этот комплекс периодически выставляет очень хорошие предложения на наших сайтах купонов.

Если ехать в Англу из Курессааре, то я бы посоветовала ехать по трассе, которая проходит через деревеньку Ниназе. Там нет ничего масштабного, но зато там есть две оригинальные мельницы, на которые ну просто невозможно не взглянуть.

Ну а чтобы поездка была незряшной совсем, то можно заехать на клиф Панга. Мы так туда не доехали, но были на другой стороне залива. Там очень красивая деревенька в лучших сааремааских традициях.

Можно спуститься к морю и насладится каменистым берегом. Толи местные жители, толи туристы, на берегу строят незатейливые фигуры из множества камней.

(На другой стороне клиф Панга)

Многие туристы едут на полуостров Сырве. Мне там понравилось уединение. Там практически невозможно встретить людей. Хотя они там есть. На самой вершине полуострова, в местечке Сааре, есть маяк.

Рядом с маяком находится береговая батарея капитана Стебеля. Если соблюдать предельную осторожность, то можно там полазить по дотам.

Похожие публикации