Все о рыбалке

Где стоят памятники кириллу и мефодию. Памятник святым кириллу и мефодию на соборной площади коломны

торжественно открыли в День славянской письменности и культуры 24 мая 1992 года. Проект выполнил известный скульптор Вячеслав Михайлович Клыков, при участии архитектора Юрия Пантелеймоновича Григорьева.

Монумент основателям славянской письменности представляет собой установленные на высокий постамент ростовые статуи братьев Кирилла и Мефодия, которые в своих руках держат Святое писание и православный крест.

У подножия находится Неугасимая Лампада.

Фото 1. Памятник Кириллу и Мефодию в Москве установлен в Ильинском

сквере

На лицевую сторону постамента нанесена надпись на старославянском языке: «Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия». На других плоскостях расположены горельефы в виде старинных свитков с указанием лиц и организаций, причастных к возведению монумента.

Странность вызывают нанесенные надписи, в которых лингвисты обнаружили несколько грамматических ошибок, в т.ч. две в слове «Россия». Абсурдность ситуации именно в том, что памятник всё же является данью памяти основателям славянской письменности.


Несколько слов о равноапостольных Святых братьях Кирилле и Мефодии - создателях азбуки и выдающихся просветителях.

Более одиннадцати веков назад братья прибыли по просьбе послов великого князя Ростислава в славянские земли - в Моравию - для проповедования учений Христа на славянском языке. Кирилл к тому времени блестяще отучился в Константинополе и уже преподавал в известном Магнаврском университете.


Римская церковь категорически не приняла миссию братьев и обвинила их в ереси, так как истинными языками для богослужения в ту эпоху считались только латинский, греческий, а также еврейский языки.


Вызванный в Рим, Кирилл там тяжело заболел, принял схиму и вскоре скончался. Мефодий вновь вернулся в Моравию продолжать начатое братом дело, и добился таки в 879 году официального разрешения использования славянского языка для богослужений, для чего вскорости перевел Ветхий Завет.

Братья Кирилл и Мефодий, почитаемые как святые равноапостольные первоучителя, родились в Солуни в IХ столетии, проповедовали христианство и вели свои проповеди на славянском языке. Этот язык было запрещено использовать в богослужениях, братья подвергались гонениям, и только в 879 году Кирилл добился отмены этого запрета. Кроме того, братья перевели церковные книги с греческого на славянский язык и стали известны как создатели первого славянского алфавита. Ко дню памяти этих святых в России приурочен День славянской письменности и культуры, отмечаемый 24 мая.

В Москве памятник Кириллу и Мефодию был открыт как раз в день этого праздника в 1992 году. Монумент был установлен на Лубянском проезде, вблизи от Славянской площади. С тех пор площадь и площадка перед памятником становятся местом проведения праздников и фестивалей, посвященных славянской письменности и культуре.

Авторами этого монументального произведения стали скульптор Вячеслав Клыков и архитектор Юрий Григорьев. Согласно их замыслу, братья-просветители изображены в полный рост, между ними помещен огромный крест. Каждый из братьев держит в руках символы религиозности и просвещенности – Священное Писание и свиток с буквами алфавита.

В постаменте памятника в небольшой нише за стеклом находится неугасимая лампада. Как известно, такие лампады устанавливаются перед особо чтимыми святынями, и в них поддерживается непрерывное горение. Ниже ниши с лампадой на постаменте размещен текст посвящения на старославянском языке, в котором, как утверждают, допущено несколько ошибок.

Киево-Печерская Лавра - известнейший украинский монастырь в мире и крупнейший на территории Украины. Лаврский комплекс расположился на нескольких холмах вблизи Днепра в правобережной части Киева. История Обители начинается в средине XI в., когда на е месте в пещерах (печерах) поселились первые монахи. Отсюда походит как название самого монастыря, так и района Печерск. В 1051 г., уроженец Черниговщины монах Антоний вернулся с Афона (монашеская гора в Греции) и поселился в пещере, вероятно выкопанной еще варягами. Преподобный вел очень строгий образ жизни, чем и прославился на Руси. Недаром за ним закрепилось именование «основателя русского монашества». Вид на Киево-Печерскую Лавру с моста Патона Постепенно количество иноков росло, что привело к образованию крепкой монашеской общины. Очень быстро состав братии увеличилось до сотни и, по ходатайству св. Антония, Киевский князь Изяслав даровал молодой обители холм сверху пещер. После того монастырь стал разрастаться быстрыми темпами. Следующим настоятелем выбрали преподобного Феодосия, сделавшего большой вклад в формирование монастыря. Игумен ввел суровый свод правил, регламентирующий внутреннее общинное устройство. Жизнь насельников расценивалась как нравственный подвиг. Князья и знать помогали монашествующим, передавая им земельные участки, провиант, деньги и др.Обитель сделала неоценимый вклад в становление культуры и науки как нашей страны, так и соседних. В XI веке тут зарождается летописание. В 1113 г. монах Нестор, известный как Летописец, окончил 1-ю хронику по истории нашего государства - «Повесть временных лет». Параллельно здесь создается значительное книгохранилище. В том же XI в. эволюционирует и изобразительное искусство, связанное с именем 1-го иконописца на Руси инока Алипия. Здесь также зародилась и медицина Киевской Руси. Виднейшим лекарем был Агапит. К врачам-монахам за мед. подмогой направлялись сами киевские князья. Постепенно монастырь стал духовным ядром всей Руси. Здесь образовался центр подготовки священства. Некоторые вели миссионерскую деятельность в непросвещенных светом Христова учения землях. Кроме этого, в начале 1200-х гг. из киево печерской братии в разные епархии Руси было рукоположено 50 архиереев.После основания монастыря, значительным событием в его летописи стала закладка Успенского собора - это случилось в 1073 г., а строительство было завершено через 10 лет. В средине 1108 г. завершилось строительство уникальной каменной Троицкой надвратной церкви, которая также выполняла оборонительно-охранные функции. Спустя 900 лет храм действует до сегодня. В кон. XII в. вокруг обители возвели каменную стену. В 1159 г. Киево Печерскую обитель удостоили статуса «лавры» (в Греции так называют многолюдные монастыри). Купола церкви "Всех скорбящих Радость" В XI-XIII вв. монастырь пережила несколько разрушений и потрясений. Сначала от наскока половецкого хана Боняка в 1096 г., в 1230-м - от землетрясения., а в 1240-м – от нашествия хана Батыя. В XIII-XVI вв. обитель оставалась культурным центром Украины. В 1470 г. на средства князя Семена Олельковича был отстроен монастырь и собор Успения Пресвятой Богородицы.После Люблинской унии 1569 г., монастырю судилось стать одним из главнейших центров противостояния окатоличиванию украинского народа. Немалую роль в этом отыгрывала братская типография, созданная в 1615 г.С XVII в. начинается официальное причисление к лику святых монахов, живших здесь в предыдущие столетия. В 1643 г. сформированный канон уже насчитывал 74 подвижника.В царское время хозяйство Лавры достигло огромнейших масштабов. В собственность общины входило 3 города, 7 городков, 120 сел и хуторов с 56 тыс. крепостных, несколько сотен промышленных предприятий и торговых учреждений. Памятник основателям Лавры - преподобным Антонию и Феодосию Печерским В XVII в. были проведены масштабные строительно-реставрационные работы. Комплекс строений дополнили храмы: святителя Николая в Больничном мон-ре, Аннозачатьевская, Рождества Богородицы, Крестовоздвиженская, Антония и Феодосия, Всехсвятская.С 1720 г. началась реставрация монастыря после пожара 1718-го, которая длилась почти полвека. В этот период образовался стиль украинского барокко, в котором реставрируются и декорируются Успенский собор и Троицкая надвратная церковь.Постепенно, к ср. XVIII в. складывается архитектурный ансамбль Печерского монастыря, сохранившийся до ныне.После переворотов 1917 г. для монашеской общины, как и для всей Церкви, наступили труднейшие времена. Владения Лавры переданы в собственность государства, на ее месте учрежден государственный музей. В итоге в 1930-м г. монастырь закрыли. Спуск от верхней Лавры к нижней Большая трагедия в истории обители произошла после начала Великой Отечественной войны - в 1941 г. подорвали Великую Успенскую церковь, от которой остался лишь один боковой придел. В период 1941-61 гг. древнюю Печерскую лавру ненадолго открыли для монашеской жизни. В юбилейный год 1000-летия Крещения Киевской Руси (1988) советские власти передали Церкви Дальние пещеры с постройками, а через 2 года возвратили и Ближние пещеры.В 1990 г. Лаврский монастырь включили в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.В 2000 г. завершилось восстановление и состоялось освящение Успенского собора. После реставрации и росписи он был заново освящен 3 января 2013 года. 6 июля 2016 года произошло уникальное событие - в один день освятили престолы семи монастырских церквей. Адрес: улица Лаврская, 9-15. Вид на верхнюю Лавру Зимний монастырь Монастырь в свете закатного солнца: вид с Березняков Панорама Киево-Печерского монастыря Перед началом Архиерейского собора Лавра в зимних оттенках Аннозачатьевская церковь на территории Дальних пещер Вид на Аннозачатьевскую церковь Вход в монастырский сад Цветение сирени в Лавре Христос-Вседержитель. Роспись церкви Рождества Богородицы Заснеженная аллея, ведущая к церкви Рождества Богоматери Эта же аллея осенью Старинные ворота храма Лаврские фонтаны Заснеженный купол Трапезного храма В церкви иконы "Всех скорбящих Радость" Крест на монастырском кладбище Лаврское кладбище Великая Лаврская колокольня Колокольня перед грозой Герб одного из настоятелей Успенский собор Икона Успения Богородицы на фасаде собора Росписи Успенского собора Лепнина на фасаде колокольни на территории Дальних пещер Несколько лаврских памятников: Клименту Охридскому, Мефодию, Петру Могиле Зимнее утро в монастыре Троицкая церковь - старейший храм Лавры и один из старейших в Киеве Композиция над входом в музей книги Дом-вышиванка или иконописная школа Надгробный памятник на могиле Митрополита Владимира (Сабодана) Башня Иоанна Кущника - Оцените публикацию -

Его торжественное открытие состоялось в рамках празднования в городе дней славянской письменности и культуры при участии министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александра Соколова и губернатора Московской области Бориса Громова. Монумент был освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, а после церемонии прозвучал колокольный звон и состоялось выступление хора Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря. Авторами скульптурной композиции стали скульптор Александр Рожников и архитектор Михаил Тихомиров.

Памятник удивителен своей редкой одухотворенностью и создан бережно и с любовью. Рассмотрим его подробней.

Памятник святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию открыт рядом с шатровой колокольней Успенского собора.
02.

На этом фото памятник Кириллу и Мефодию находится в нижней части кадра, между соборной звонницей и зданием школы

Памятник очень хорошо вписался в исторические архитектурный контекст Соборной площади Коломенского кремля.
03.

Отлитые из бронзы фигуры святых установлены рядом с расположенным за ними православным крестом на массивном постаменте, облицованном гранитом. Святой Кирилл держит в левой руке свиток с алфавитом, святой Мефодий - Евангелие. Общая высота памятника вместе с постаментом составляет 7,5 метров.
04.

Памятник впечатляет своей бережной проработкой образов святых, Мефодий и Кирилл (слева направо) здесь как живые. Их фигуры отлиты в бронзе и выполнены в полтора человеческого роста (скульптор А.А. Рожников, архитектор М.В. Тихомиров). "Мы постарались найти свой оригинальный почерк в этой композиции. Поработали над красотой образа за счет складок, за счет декоративных элементов. Найден образ, который и был взят за основу для создания самого памятника" - рассказал на открытии Александр Рожников. Скульптор подчеркнул большое участие в создании памятника митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, которого, по его мнению, "можно в полной мере назвать соавтором". Именно митрополит подсказал общую композицию скульптурной группы на основе традиционного иконописного изображения Кирилла и Мефодия, выбрал место для памятника - на Соборной площади Коломенского кремля. По словам Рожникова: "…владыка даже предоставил в качестве образца часть своего епископского облачения и показал, как правильно должны быть у скульптуры сложены персты для крещения".

Митрополит Ювеналий подчеркнул, что "памятник станет неотъемлемой частью облика древней Коломны, которая является духовным центром Подмосковья".
05.

А.А. Рожников сообщил также, что: "Во время земляных работ для возведения монумента, были обнаружены части скелета, наконечники стрел и другие археологические находки, которые переданы в местный музей".

По словам губернатора Бориса Громова, на Дни славянской письменности и культуры в Коломну приехали не менее 30 тыс. гостей из городов и районов Подмосковья и других регионов России. "Вначале мы говорили, что в Коломну приедет не менее 20 тыс. гостей, но сегодня в Коломне уже находится 30 тыс. человек, которые оказались неравнодушны к отечественной истории и культуре и всей душой желают возрождения национальной культуры", - отметил Б. Громов добавив, что доволен тем, как проходит праздник. "Все мероприятия проходят по плану. Несмотря на обилие мероприятий, лично я никакой усталости не чувствую, потому что здесь очень хорошая атмосфера. Здесь душевно очень хорошо", - сказал губернатор.

Кирилл (в миру Константи́н по прозвищу Философ, 827-869, Рим) и Мефо́дий (в миру Михаил; 815-885, Моравия) - братья из города Солуни (ныне Салоники), (предположительно создатели старославянской азбуки!?) и церковно-славянского языка, христианские проповедники. Кирилл и Мефодий канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные "учи́тели слове́нские". Принятая очерёдность упоминания: в научных и научно-популярных текстах - сначала Кирилл, а потом Мефодий; в церковно-богослужебном обиходе - в обратном порядке (вероятно потому, что Мефодий имел более высокий сан, нежели его младший брат).

Мефодий был старшим из восьми братьев. Он состоял на военной службе, был правителем одного из славянских княжеств, которое по преобладающей точке зрения находилось в той части Македонии, которая называлась Славинией. Потом Мефодий постригся в монахи. Были ли братья сами славянами или греками, как доказывает большинство ученых, окончательно не решено и до сегодняшнего дня.
07.

Кирилл и Мефодий разработали для записи текстов на славянском языке специальную азбуку - глаголицу . В настоящее время среди историков преобладает, но не общепризнана точка зрения В.А. Истрина, согласно которой кириллица была создана на основе греческого алфавита учеником святых братьев Климентом Охридским. Иногда же утверждается о существовании славянской письменности до Кирилла и Мефодия, с опорой на отрывок из жития Кирилла, в котором говорится про книги, написанные "русскими письменами": "И нашел Философ здесь [в Корсуни] Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего той речью. И беседовал с ним и понял смысл языка, соотнося отличия гласных и согласных букв со своим языком. И вознося молитву к Богу, вскоре начал читать и говорить. И многие изумлялись тому, славя Бога".

По моему скромному разумению, этот памятник пожалуй один из лучших что были воздвигнуты православным святым.

Похожие публикации