Все о рыбалке

Подводная лодка «Пиранья»: маленькая и очень опасная. Сверхмалые подводные лодки «Пиранья Подводные лодки проекта 865 пиранья

Малая специальная подводная лодка ("МС"). ТТЗ ВМФ СССР на создание специальной малой ПЛ было выдано КБ "Малахит" в 1976 г. (главный конструктор - Л.В.Чернопятов, позже - Ю.К.Минеев). В 1984 г. главным конструктором проекта назначен Ю.К.Минеев и 15 июля 1984 г. на заводе "Ленинградское Адмиралтейское объединение" заложена головная ПЛ МС-520 (спущена на воду 20 августа 1986 г.). Вторая ПЛ МС-521 заложена там же 1 декабря 1987 г. Заводские ходовые и позже государственные испытания ПЛ производились на Балтике с базированием ПЛ в Палдиски (Эстония). Первая ПЛ МС-520 принята ВМФ для проведения годичной опытной эксплуатации 30 декабря 1988 г., вторая - 25 декабря 1990 г. Базирование - Лиепая, Балтийский флот. Лодки выведены из состава ВМФ в 1999 г., но еще в 1998 г. в одном из цехов Кронштадского морского завода разрезаны на металл.

ПЛ МС-520 пр.865 "Пиранья" - LOSOS на испытаниях (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.)

Вывод ПЛ МС-520 пр.865 "Пиранья" - LOSOS из цеха "Ленинградского адмиралтейского объединения" и спуск на воду краном "Демаг" с использованием специальной балки (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.)

ПЛ пр.865 "Пиранья" LOSOS

Назначение ПЛ - лодка предназначена для решения разнообразных задач противодействия противнику в условиях мелководного шельфа на глубинах от 10 до 200 м, проведение мероприятий в обеспечение и во взаимодействии с водолазами и боевыми плавцами на глубинах до 60 м, разведка, диверсии.

Конструкция ПЛ - двухкорпусная. Материал прочного корпуса - титановый сплав. Сборочно-сварочные работы по формировани прочного корпуса велись в одном из пролетов цеха №9 "Адмиралтейских верфей". Тут же монтировались цистерны главного балласта, изготовленные заводом "Пелла" из стеклопластика. Так же велся монтаж легкого корпуса и ограждения входного люка из стеклопластика. Испытания прочного корпуса проводились внутренним гидравлическим давлением. После испытания корпус разрезался на две части для монтажа оборудования. Спуск лодки на воду осуществлялся плавкраном "Демаг" с использованием специально спроектированной балки и штатных штоков спасательного устройства ШУ-200.

Двигатели : полное электродвижение

1 х дизель-генератор мощностью 220 л.с.

1 х гребной электродвигатель мощностью 82 л.с.

Движитель - 1 вал и 1 винт фиксированного шага в поворотной кольцевой насадке.

Энергетика - стандартно - свинцово-кислотные; либо более ёмкие серебряно-цинковые аккумуляторы (ёмкость батарей 1200 киловольт - так в источнике - дипшторм.ру ).

ТТХ подводной лодки :

Экипаж - 3 офицера + диверсионно-разведывательная группа (до 6 чел)

Длина - 28.2 м

Ширина - 4.7 м

Осадка - 3.9 м

Водоизмещение надводное - 218 тонн

Водоизмещение подводное полное - 390 тонн ("Оружие России")

Масса топлива - 6500 кг

Скорость надводного хода - 6.43 уз

Скорость подводного хода - 6.65 уз

Скорость экономического подводного хода - 4 уз

Дальность хода надводная - 1450 миль

Дальность хода в режиме РДП - 1000 миль

Дальность хода подводная (серебряно-цинковые аккумуляторы) - 250-260 миль

Дальность хода подводная (свинцово-кислотные аккумуляторы) - 134 мили

Глубина погружения - 200 м

Автономность - 10 суток

Вооружение :

2 х устройства минной постановки-торпедных аппарата

Боезапас - 2 мины ПМТ или 4 донным мины большой мощности или 2 торпеды "Латуш" (пуск за счет двигателя торпед)

2 х наружных контейнера для груза (4 буксировщика водолазов типа "Протон" или 2 транспортных средства водолазов "Сирена-У")

Так же есть шлюзовая камера, комплект водолазного снаряжения для работы боевых пловцов (с возможностью пополнения запасов дыхательной смеси снаружи ПЛ).

    "...Интерес, проявляемый к подводным "малюткам" военно-морскими силами ряда капиталистических государств, еще раз свидетельствует об агрессивных намерениях империализма, который даже в условиях разрядки международной напряженности нацеливает свои ВМС на создание средств проведения диверсионно-разведывательных операций", писал советский журнал в 1976 году.

    Примерно в это же время командование ВМФ СССР выдало ленинградскому Специальному морскому бюро машиностроения "Малахит" техническое задание на проектирование современной отечественной сверхмалой лодки. Оно определяло, что такая лодка предназначена для использования на морском театре с обширной мелководной акваторией шельфа, в диапазоне глубин от 10 до 200 метров, где должна решать задачи противодействия противнику и вести разведку. На ней следовало разместить соответствующее радиоэлектронное вооружение, минно-торпедное оружие, а также водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров. При этом водоизмещение лодки, согласно заданию, не должно было превышать 80 тонн.

    Главным конструктором проекта 865 назначили Л. В. Чернопятова, в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев. Опыт проектирования и создания подобных технических средств отсутствовал, поскольку наработки Остехбюро были засекречены и прочно забыты. Вновь требовалось начинать все с нуля. Новизна инженерной задачи обусловила необходимость выполнения значительного объема опытных работ, модельных и натурных испытаний, экспериментов по отдельным конструкциям, устройствам и технологическим процессам.

    Корпус ПЛ "865 "Пиранья"" выполнен из титанового сплава.

    Комплекс оружия, размещаемого в средней части надстройки, состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (четырех буксировщиков типа "Протон" или двух транспортировщиков типа "Сирена-У") и двух устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ, либо две решетки для торпед "Латуш", используемых "самовыходом" на всем диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер, заполняемый забортной водой, представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Его привод и органы управления располагались внутри прочного корпуса.

    Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решетки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, обеспечивающего выталкивание мины вперед по ходу подлодки. Второй вариант предусматривал возможность размещения торпеды вместо мины.

    В центральном посту располагались пульт оператора, приборные стойки и средства отображения информации, органы управления основными системами и устройствами. Под настилом палубы ЦП размещалась аккумуляторная яма. Ближе в нос от пульта оператора находились входной люк, перископ, шахта выдвижного устройства комплекса РЛС. Ограничивающая центральный пост носовая сферическая переборка имела входной люк в шлюзовую камеру, которая могла служить и как декомпрессионная. На переборке располагался иллюминатор для наблюдения за водолазами и шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру. Здесь же находились приборы управления системой шлюзования водолазов.

    Плоская кормовая переборка с газоплотной дверью отделяла центральный пост от электромеханического отсека, где на амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, стояли на амортизаторных дизель-генератор мощностью 160 кВт, гребной электродвигатель постоянного тока в 60 кВт, насосы, вентиляторы, компрессор и другое оборудование. Система двухкаскадной амортизации в сочетании с шумопоглощающими покрытиями на корпусных конструкциях обеспечивала подлодке минимальное акустическое поле. Электромеханический отсек являлся необитаемым помещением, в походе его посещали только для проверки состояния технических средств. Винт, размещенный в поворотной кольцевой насадке, выполнял также функции вертикального руля.

    Экипаж состоял из трех офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести человек, которая и являлась основным "оружием" корабля. Выход боевых пловцов мог осуществляться на глубинах до 60 метров и на грунте. Находясь вне лодки, они имели возможность использовать подаваемую с нее по проводам электроэнергию, а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. Автономность лодки – 10 суток.

    В марте 1999 года ПЛ типа "865 "Пиранья"" отбуксировали в Кронштадт для разделки на металлолом. Прослужив менее десяти лет, они так и не нашли себе применение. Причин тому много: недостаток финансирования, мнение ряда флотских специалистов о ненужности таких кораблей, а также явные недостатки проекта (слишком большое водоизмещение, трудности эксплуатации и другие).

    МС-520 1986/1999

    20 августа 1986 года опытная лодка, получившая тактический номер "МС-520", была спущена на воду. Затем целых два года (!) она проходила заводские и государственные испытания, которые завершились лишь в декабре 1988 года. С 1989 года "МС-520" находилась в Лиепае, где подчинялась командиру 22-й бригады подводных лодок. Особого энтузиазма командование соединения от присутствия лодки спецназначения не испытывало, так как выходы ее в море были сопряжены с определенными трудностями, а боевая подготовка, в силу своей специфики, оказалась весьма сложной.

    В связи с непрерывным укреплением флота НАТО, а также возможностью войны советское командование решило обратить свое внимание на постройку мини-подлодок, которые были бы способны действовать в реках, на мелководье, на территории баз флота противника. Для воплощения этих целей в жизнь флотское руководство поручило ленинградскому КБ «Малахит» спроектировать мини-подлодку.

    Разрабатываемая подлодка получила обозначение проект 865 и шифр «Пиранья». Впоследствии в Ленинграде были созданы 2-е подводных лодки данного типа – это опытная лодка МС-520 и головная лодка серии МС-521. Всего было построено только 2 лодки, обе они находились на службе с 1990 по 1999 годы.

    На протяжении многих лет сверхмалые и не строились и не проектировались отечественной промышленностью. Их проектирование возобновилось только в 70-х годах прошлого века. С 1973 года в КБ «Малахит» приступили к работе над подводной лодкой проекта 865 «Пиранья». Главными конструкторами лодки были Ю. К. Минеев, С. М. Бавилин, Л. В.Чернопятов.

    Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны.

    Первоначально главным конструктором по проекту выступал Л.В. Чернопятов, но в 1984 году его сменил Ю.К. Минеев. Главным наблюдателем по данному проекту от ВМФ СССР был капитан 2-го ранга А.Е. Михайловский. Опыт создания и проектирования подобных технических средств на тот момент в стране отсутствовал. По этой причине работать пришлось практически с нуля. При этом новизна поставленной перед конструкторами и инженерами задачи привела к выполнению очень большого количества модельных и натурных испытаний лодки, опытных работ, проведения разнообразных экспериментов по отдельным элементам конструкции, технологическим процессам и устройствам. По этой причине закладка первой, опытной проекта 865 произошла только в июле 1984 года в Ленинградском адмиралтейском объединении.

    Для выполнения поставленных перед ними задач подводные лодки «Пиранья» оснащались специализированным водолазным комплексом, который включал в свой состав 2 забортных герметичных автоматизированных контейнера (диаметр0,62 м., длина12 м.) предназначенных для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении. Помимо этого имелось 2 забортных проницаемых устройства (диаметром537 мм).

    Подводные лодки «Пиранья» оснащались современным комплексом радиоэлектронного вооружения, включающего в свой состав малогабаритных средств навигации, связи и наблюдения (радиолокационных и гидроакустических) и автоматизированной системой управления, которая позволяла сократить численность экипажа до минимума (всего 3 человека).

    Комплекс вооружения находился в средней части надстройки лодки и состоял из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены 2 транспортировщика типа «Сирена-УМЭ» или 4 буксировщика типа «Протон». Помимо этого имелось 2 устройства минной постановки, в которых находились мины типа ПМТ (до 4 мин большой мощности, возможно использование ядерных зарядов), либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые применялись на всем диапазоне глубин погружения «самовыходом».

    Для выгрузки, погрузки, а также крепления водолазного снаряжения на лодке имелся выдвижной лоток. Органы управления и приводы лотка находились внутри прочного корпуса мини-подлодки. Устройство минной постановки представляло собой пусковую проницаемую решетку с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мин по ходу движения подлодки – вперед. Согласно второму варианту вместо мин могли применяться торпеды.

    Помимо разнообразного спецоборудования и состава вооружения, подлодка обладала повышенной скрытностью. Достигалось это за счет использования немагнитного корпуса, малошумных механизмов, совершенной акустической защите и использованию дизель-электрической энергоустановки с полным электродвижением. На лодке использовался дизель-генераторор мощностью 160 кВт, а также тихоходный всережимный главный электродвигатель мощностью в 60 кВт. На лодке проекта 865 могла использоваться свинцово-кислотная аккумуляторная батарея общей емкостью в 1200 кВт-часов или серебренно-цинковая батарея, обладавшая вдвое большей емкостью.

    Сверхмалая подводная лодка проекта 865 обладала водоизмещением в 319 тонн в подводном положении, в надводном – 218 тонн. Размеры лодки составляли 28,2х4,7х5,1 метра. При этом лодка была двухкорпусной (легкий и прочный корпус), обладала развитой надстройкой и одним валом. Для обеспечения повышенной управляемости и маневренности лодки на малом ходе на ней был смонтирован движитель с гребным винтом в поворотной насадке.

    В центральном посту мини-субмарины находился пульт оператора, средства отображения информации и приборная стойка, органы управления основными устройствами и системами. Приборный комплекс лодки включал в свой состав средства звукоподводной связи, гидролокатор, радиолокатор и другие устройства. Под настилом палубы центрального поста (ЦП) располагалась аккумуляторная яма.

    Ближе к носу от пульта оператора располагались шахта выдвижного устройства комплекса РЛС, перископ и входной люк. Ограничивающая ЦП сферическая переборка обладала входным люком в шлюзовую камеру, которая в том числе могла использоваться и для декомпрессии. На переборке имелся шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру и иллюминатор, чтобы наблюдать за водолазами. Тут же размещались приборы управления системой шлюзования водолазов.

    Кормовая плоская переборка, оснащенная газоплотной дверью, отделяла ЦП от электромеханического отсека, где на специальной амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, находились дизель-генератор, гребной электродвигатель постоянного тока, компрессоры, вентиляторы, насосы и другое оборудование.

    Шумопоглащающее покрытие на корпусных конструкциях подводной лодки в сочетании с системой двухкаскадной амортизации обеспечивали мини-субмарине очень небольшое акустическое поле. При этом электромеханический отсек был необитаем, во время нахождения лодки в походе его посещали только для того, чтобы проверить состояние оборудования. Винт, который был установлен в поворотной кольцевой насадке, также выполнял и функции вертикального руля.

    Экипаж мини-подлодки включал в себя всего 3-х человек. Все они были офицерами: командир-штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Помимо экипажа лодка могла взять на борт разведывательно-диверсионную группу в количестве 6 человек. Именно диверсанты, по сути, и были главным «оружием» подлодки. Боевые пловцы могли покинуть субмарину как на грунте, так и на глубинах до 60 метров. Находясь за пределами субмарины, они обладали возможностью пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах, а также применять электроэнергию, подаваемую с лодки по проводам. Автономность подводной лодки проекта 865 равнялась 10 суткам.

    Непосредственным развитием лодок типа «Пиранья» могли стать мини-подлодки «Пиранья-2» с нормальным водоизмещением на уровне 400 тонн, обладавшие воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой, которая использовала топливные элементы «Кристалл-20». Скорость максимального подводного хода такой подлодки должна была составить 12 узлов, а дальность плавания около 1200 морских миль.

    Подлодку планировалось вооружить 2-8 торпедами в специальных пусковых установках на легком корпусе. В начале 1993 года «Малахит» начал продвигать свою подлодку на международном рынке. При этом нормальное водоизмещение было доведено до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек. В целом же на базе подлодки проекта 865 было разработано целое семейство подлодок водоизмещением от 130 до 920 тонн.

    Судьба кораблей данного проекта оказалась достаточно печальной. Уже в марте 1999 года обе построенные лодки были отбуксированы в Кронштадт, где их разрезали на металлолом. В составе флота они не прослужили и 10 лет. Причин для вывода лодок из состава флота было несколько: это, в первую очередь, отсутствие финансирования, а также мнение ряда морских офицеров о ненужности таких подлодок российскому флоту. Стоит отметить, что до того как мини-подлодки были распилены на металлолом, одна из них приняла участие в съемках комедии «Особенности национальной рыбалки».

    Основные характеристики подлодки «Пиранья»:
    Габариты: длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м, высота – 5,1 м.
    Водоизмещение – надводное – 218 т, подводное – 319 т.
    Скорость хода подводная – 6,7 уз., надводная – 6 уз.
    Дальность плавания – полная 1000 миль, непрерывная подводным ходом – 260 миль.
    Максимальная глубина погружения – 200 м.
    Автономность плавания – 10 суток.
    Экипаж – 3 чел + до 6 боевых пловцов.
    Вооружение – 2 торпеды «Латуш» калибра 400 мм или 4 мины.

    В связи с непрерывным укреплением флота НАТО, а также возможностью войны советское командование решило обратить свое внимание на постройку мини-подлодок, которые были бы способны действовать в реках, на мелководье, на территории баз флота противника. Для воплощения этих целей в жизнь флотское руководство поручило ленинградскому КБ «Малахит» спроектировать мини-подлодку. Разрабатываемая лодка получила обозначение проект 865 и шифр «Пиранья». Впоследствии в Ленинграде были созданы 2-е подводных лодки данного типа – это опытная лодка МС-520 и головная лодка серии МС-521. Всего было построено только 2 лодки, обе они находились на службе с 1990 по 1999 годы.

    На протяжении многих лет сверхмалые и малые подлодки не строились и не проектировались отечественной промышленностью. Их проектирование возобновилось только в 70-х годах прошлого века. С 1973 года в КБ «Малахит» приступили к работе над подводной лодкой пр. 865 «Пиранья». Главными конструкторами лодки были Ю. К. Минеев, С. М. Бавилин, Л. В.Чернопятов. Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны.

    Первоначально главным конструктором по проекту выступал Л. В. Чернопятов, но в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев. Главным наблюдателем по данному проекту от ВМФ СССР был капитан 2-го ранга А. Е. Михайловский. Опыт создания и проектирования подобных технических средств на тот момент в стране отсутствовал. По этой причине работать пришлось практически с нуля. При этом новизна поставленной перед конструкторами и инженерами задачи привела к выполнению очень большого количества модельных и натурных испытаний лодки, опытных работ, проведения разнообразных экспериментов по отдельным элементам конструкции, технологическим процессам и устройствам. По этой причине закладка первой, опытной подлодки проекта 865 произошла только в июле 1984 года в Ленинградском адмиралтейском объединении.

    Для выполнения поставленных перед ними задач подводные лодки «Пиранья» оснащались специализированным водолазным комплексом, который включал в свой состав 2 забортных герметичных автоматизированных контейнера (диаметр 0,62 м., длина 12 м.) предназначенных для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении. Помимо этого имелось 2 забортных проницаемых устройства (диаметром 537 мм). Подводные лодки «Пиранья» оснащались современным комплексом радиоэлектронного вооружения, включающего в свой состав малогабаритные средства навигации, связи и наблюдения (радиолокационных и гидроакустических) и автоматизированной системой управления, которая позволяла сократить численность экипажа до минимума (всего 3 человека).

    Комплекс вооружения находился в средней части надстройки лодки и состоял из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены 2 транспортировщика типа «Сирена-УМЭ» или 4 буксировщика типа «Протон». Помимо этого имелось 2 устройства минной постановки, в которых находились мины типа ПМТ (до 4 мин большой мощности, возможно использование ядерных зарядов), либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые применялись на всем диапазоне глубин погружения «самовыходом». Для выгрузки, погрузки, а также крепления водолазного снаряжения на лодке имелся выдвижной лоток. Органы управления и приводы лотка находились внутри прочного корпуса мини-подлодки. Устройство минной постановки представляло собой пусковую проницаемую решетку с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мин по ходу движения подлодки – вперед. Согласно второму варианту вместо мин могли применяться торпеды.

    Помимо разнообразного спецоборудования и состава вооружения, подлодка обладала повышенной скрытностью. Достигалось это за счет использования немагнитного корпуса, малошумных механизмов, совершенной акустической защите и использованию дизель-электрической энергоустановки с полным электродвижением. На лодке использовался дизель-генераторор мощностью 160 кВт, а также тихоходный всережимный главный электродвигатель мощностью в 60 кВт. На лодке проекта 865 могла использоваться свинцово-кислотная аккумуляторная батарея общей емкостью в 1200 кВт-часов или серебряно-цинковая батарея, обладавшая вдвое большей емкостью.

    Сверхмалая подводная лодка пр. 865 обладала водоизмещением в 319 тонн в подводном положении, в надводном – 218 тонн. Размеры лодки составляли 28,2х4,7х5,1 метра. При этом лодка была двухкорпусной (легкий и прочный корпус), обладала развитой надстройкой и одним валом. Для обеспечения повышенной управляемости и маневренности лодки на малом ходе на ней был смонтирован движитель с гребным винтом в поворотной насадке.

    В центральном посту мини-субмарины находился пульт оператора, средства отображения информации и приборная стойка, органы управления основными устройствами и системами. Приборный комплекс лодки включал в свой состав средства звукоподводной связи, гидролокатор, радиолокатор и другие устройства. Под настилом палубы центрального поста (ЦП) располагалась аккумуляторная яма. Ближе к носу от пульта оператора располагались шахта выдвижного устройства комплекса РЛС, перископ и входной люк. Ограничивающая ЦП сферическая переборка обладала входным люком в шлюзовую камеру, которая в том числе могла использоваться и для декомпрессии. На переборке имелся шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру и иллюминатор, чтобы наблюдать за водолазами. Тут же размещались приборы управления системой шлюзования водолазов.

    Кормовая плоская переборка, оснащенная газоплотной дверью, отделяла ЦП от электромеханического отсека, где на специальной амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, находились дизель-генератор, гребной электродвигатель постоянного тока, компрессоры, вентиляторы, насосы и другое оборудование. Шумопоглощающее покрытие на корпусных конструкциях подводной лодки в сочетании с системой двухкаскадной амортизации обеспечивали мини-субмарине очень небольшое акустическое поле. При этом электромеханический отсек был необитаем, во время нахождения лодки в походе его посещали только для того, чтобы проверить состояние оборудования. Винт, который был установлен в поворотной кольцевой насадке, также выполнял и функции вертикального руля.

    Экипаж мини-подлодки включал в себя всего 3-х человек. Все они были офицерами: командир-штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Помимо экипажа лодка могла взять на борт разведывательно-диверсионную группу в количестве 6 человек. Именно диверсанты, по сути, и были главным «оружием» подлодки. Боевые пловцы могли покинуть субмарину как на грунте, так и на глубинах до 60 метров. Находясь за пределами субмарины, они обладали возможностью пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах, а также применять электроэнергию, подаваемую с лодки по проводам. Автономность подводной лодки проекта 865 равнялась 10 суткам.

    Непосредственным развитием лодок типа «Пиранья» могли стать мини-подлодки «Пиранья-2» с нормальным водоизмещением на уровне 400 тонн, обладавшие воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой, которая использовала топливные элементы «Кристалл-20». Скорость максимального подводного хода такой подлодки должна была составить 12 узлов, а дальность плавания около 1200 морских миль. Лодку планировалось вооружить 2-8 торпедами в специальных пусковых установках на легком корпусе. В начале 1993 года «Малахит» начал продвигать свою подлодку на международном рынке. При этом нормальное водоизмещение было доведено до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек. В целом же на базе подлодки пр. 865 было разработано целое семейство подлодок водоизмещением от 130 до 920 тонн.

    Судьба кораблей данного проекта оказалась достаточно печальной. Уже в марте 1999 года обе построенные лодки были отбуксированы в Кронштадт, где их разрезали на металлолом. В составе флота они не прослужили и 10 лет. Причин для вывода лодок из состава флота было несколько: это, в первую очередь, отсутствие финансирования, а также мнение ряда морских офицеров о ненужности таких подлодок российскому флоту. Стоит отметить, что до того как мини-подлодки были распилены на металлолом, одна из них приняла участие в съемках комедии «Особенности национальной рыбалки».

    Тактико-технические характеристики «Пираньи»:

    Габариты: длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м, высота – 5,1 м.
    Водоизмещение – надводное – 218 т, подводное – 319 т.
    Скорость хода подводная – 6,7 уз., надводная – 6 уз.
    Дальность плавания – полная 1000 миль, непрерывная подводным ходом – 260 миль.
    Максимальная глубина погружения – 200 м.
    Автономность плавания – 10 суток.
    Экипаж – 3 чел + до 6 боевых пловцов
    Вооружение – 2 торпеды 400 мм торпеды «Латуш» или 4 мины.

    Ударно-разведывательно-диверсионная подводная лодка П-650

    Россия запустит в моря стаю новых «Пираний». Проект абсолютно секретный и у меня нет реальных характеристик этой хищницы. Нет даже ни одной реальной фотографии. Однако, мне удалось собрать некоторое количество материала, который лично мне показался очень интересным.

    Речь пойдет о новейшей российской сверхмалой подводной лодке, предназначенной для проведения специальных операций. А ещё для охраны собственного побережья, уничтожения надводных и подводных кораблей, и атаки наземных объектов противника расположенных на значительном удалении от морского побережья.

    Как видите, в России решили не то, чтобы отказаться от традиционного представления о малых подводных лодках, предназначенных для доставки к побережью противника специальных групп, — решили расширить функциональные возможности «Пираний».

    Модель подводной лодки «Пиранья-Т»

    С 1990 по 1999 годы в состав ВМФ СССР, а затем и ВМФ России, входили две малых подводных лодки проекта 865 «Пиранья»: опытная лодка МС-520 и серийная лодкаМС-5621. В связи с развалом СССР проект был закрыт из-за отсутствия финансирования. «Пираньи» стали венцов советского кораблестроения в части малых подводных лодок.

    Десятилетиями велись работы над разработкой специальных средств доставки «морского спецназа» к вражеским берегам. И много лет основным требованием к таким подводным средствам доставки была, по понятным причинам, скрытность. Так в СССР появились сверхмалые субмарины «Тритон» и большое количество средств доставки, которые позволяли буквально просачиваться на сильно охраняемые объекты потенциального противника.

    Макет сверхмалой субмарины типа «Тритон»

    После многолетней работы над созданием сверхмалых подводных кораблей на петербургском СПМБМ «Малахит» была разработана подводная лодка проекта 865 «Пиранья». «Пиранья» отличалась от своих подводных предшественников возросшим водоизмещением и, как следствие, возможностью принимать на борт уже не двух человек, а группу из шести десантников. Это не считая трех членов экипажа. Кроме того, разработчикам «Пираньи» удалось заставить «нырнуть» подлодку на глубину до 200 метров.

    Впрочем, «Пиранья» не была только грузопассажирским таки для спецназа. Изначально лодка проектировалась как полноценная боевая единица флота, которая если и не могла похвастаться полным функционалом ударной подлодки, но могла существенно осложнить жизнь личному составу вражеского порта, военной базы и других объектов, расположенных на морском побережье. Для выполнения задачи «усложнения жизни» на лодках проекта 865 разместили целый арсенал самого разнообразного оружия и снаряжения, применяя которые можно было успешно парализовать целый регион.

    Например, в состав вооружения «Пираньи» входил специальный комплекс минно-торпедного вооружения ПМТ-1 с акустическим обнаружением. Этот комплекс позволял через 400-мм торпедный аппарат выставлять мины как во вражеских акваториях, так и на маршрутах боевого патрулирования кораблей противника. Соответственно, через торпедные аппараты можно было не только ставить мины, но и применять специальные торпеды «Латуш», которые «работали» в большом диапазоне глубин.

    Подводные лодки «Пиранья» не предназначались для проведения стратегических операций, но 3-4 таких подлодки, в группе, могли, путем проведения намеченных мероприятий, так «обработать» район, что противнику потребовалось бы до полугода только на разминирование. Это не учитывая другого возможного и весьма вероятного ущерба.

    Маленькой «Пиранье» — маленький «Калибр»

    Работы над сверхмалыми подводными лодками с развалом СССР, слава богу, не прекратились. Многолетний труд увенчался появлением в ЦКБ «Малахит» лодок П-650, которые можно назвать продолжением проекта 865: есть некоторая схожесть характеристик и выполняемых лодкой задач.

    Новая лодка отличается «модульной конструкцией», что позволяет снарядить П-650 именно для тех задач, которые лодка должна будет решить именно в предстоящем походе. Например, на подводных лодках П-650Э возможно размещение до четырёх крылатых ракет «Калибр». Или, при желании, 8 торпед калибра 400 мм, а в нишах между прочным и лёгким корпусом до 12 донных мин.

    Вполне возможно, что это не исчерпывающий перечень того, что может быть на борту лодки этой подводной лодки. Во всяком случае, это уже полноценная многоцелевая дизельная подводная лодка, которая может, кроме доставки морского спецназа, выполнять следующие задачи:

    • охрана и оборона прибрежных и морских границ путём скрытного патрулирования;
    • уничтожение одиночных надводных кораблей и судов, подводных лодок;
    • нанесение ударов по береговым объектам;
    • постановка минных заграждений;
    • ведение разведки морских районов;
    • наведение на противника кораблей ВМФ и авиации;
    • и другие задачи.

    На настоящий момент создано несколько проектов малых подводных лодок («Пиранья – 450», «Пиранья – 650Э», «Пиранья – 950») водоизмещением до 950 тонн, которые отличаются не только водоизмещением, но и составом вооружения. Специалисты отмечают такие достоинства российских подлодок, как глубина погружения (до 300 метров) и большая дальность хода – 2 000 морских миль (3 700 километров).

Похожие публикации