Все о рыбалке

Кто такие финикийцы: происхождение, история, культура. Древняя финикия Когда возникло государство финикия

Тот конгломерат городов-государств, что ныне известен нам как Древняя Финикия , занимал в далеком прошлом всю приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу.

Своеобразность природных условий Финикии нашла отражение даже в названиях важнейших населенных мест. Так, например, название города Библ (Гебал) означает “гора”, города Тира (Цур) - “скала”. Возможность заниматься пахотным земледелием из-за недостатка хороших земель была ограничена, но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград.

Занимались древние финикийцы и рыболовством, что естественно для морского народа. Неслучайно название одного из финикийских городов - Сидон , что означает “место рыбной ловли”. Большое богатство для страны представляли леса горного Ливана, которые изобиловали кедром и другими ценными породами.

Как предполагают некоторые исследователи, первые жители Финикии говорили на несемитском языке. Однако уже в III тысячелетии до н.э., согласно показаниям египетских источников, здесь проживали семитические племена, относящиеся к группе западно-семитских племен, населявших примерно в то же время палестинские земли, так как их языки почти тождественны. Все эти племена назывались ханаанеями . Пришельцы в скором времени не только смешались с коренным населением, но и ассимилировали его.

Название “финикиец” встречается уже в египетских иероглифических надписях середины III тысячелетии до н.э. в форме “фенех ”. Позднее древние греки применяли слово “фойникес ”, что означало “красноватые”, “смуглые”. Отсюда и пошло название страны. В семитских источниках особого наименования для Финикии и финикийцев не встречается. Название Кинаххи , или соответственно греческому тексту Библии, Ханаан, которое отдельные ученые объясняют как “страна пурпурной краски”, имеет гораздо более широкое значение, поскольку подразумевает также Палестину и частично Сирию. Аналогичные же общие обозначения для этих стран употребляли и египтяне.

Города-государства на территории Финикии

Одним из наиболее древних городов-государств на территории Финикии, был основанный в конце III тысячелетия до н.э. Угарит , расположенный южнее устья реки Оронта, напротив северо-восточного мыса острова Кипр и на перекрестке морских путей из Эгейского моря и Малой Азии в Египет и Переднюю Азию. Был раскопан укрепленный приморский город, в котором вместе с ценными вещественными памятниками были обнаружены во множестве таблички середины II тысячелетия до н.э. с текстами, исполненными клинописью из 29 букв. Эти письменные памятники содержат мифы, которые проливают свет на древнейшую культуру Финикии.

На острове южнее Угарита находился город Арвад , островное положение которого способствовало сохранению им независимости в военных столкновениях того времени. Почти в центре финикийского побережья располагался город Библ , поддерживавший с древнейших времен связь с Египтом. Через Библ еще в III тысячелетии до н.э. производился вывоз финикийских товаров в Египет. Культура последнего пустила глубокие корни именно в этом финикийском городе-государстве. В середине II тысячелетия до н.э. Библ подчинил себе соседние небольшие города и поселения. Египетские цари XVIII династии сделали этот город своим главным опорным пунктом на побережье. Здесь широко пользовались египетским иероглифическим письмом, а также особенным слоговым письмом и позже - линейным алфавитом.

Сидон и Тир , самые южные города Финикии, постоянно враждовали между собой. Не потому ли, что были защищены скалами от нападения внешних врагов? Самым недоступным был Тир, который состоял из двух поселений: островного и материкового. Когда невозможно было спасти материковую часть, все жители перебирались на остров, который с помощью кораблей мог снабжаться водой и был недоступен для вражеской армии, не имевшей флота.

Вообще, стоит отметить, что морскому делу финикийцы уделяли очень большое значение. В деле кораблестроения и кораблевождения в то время им не было равных в мире. В течение многих веков жители крупных городов восточного побережья Средиземноморья сохраняли славу искусных кораблестроителей. Финикийское слово “галера” вошло во все существующие европейские языки и продолжает существовать поныне. Впрочем, как и «галерный раб» — применять рабов в качестве гребцов также первыми придумали финикийцы. До них, гребцами в основном были только свободные люди.

Экономика и хозяйство Финикии

Восточное побережье Средиземноморья издревле славилось естественными богатствами и не смотря на сравнительно небольшую по ширине полосу суши, которую занимала Древняя Финикия, эта область была благодатным во всех отношениях краем. Одним из основных продуктов, которым торговали финикийцы, была сушеная рыба. Особую ценность представляли дубовые и кедровые леса Ливана — лучшего материала для изготовления кораблей в то время нельзя было и найти. Впрочем, ливанский кедр шел не только на корабли, но и на другие изделия — из него, например, изготовляли в том числе и саркофаги для мумий египетских вельмож. Центром торговли лесом был Библ — к тому времени давно и прочно находившийся в руках египтян. Именно папирусы последних, донесли до нас сведения о целебных растениях и необходимых для бальзамирования смолах, которые также поставлялись из Финикии.

Впрочем, финикийцы были также искусными мастерами — не мало «египетских» золотых и серебряных ваз украшенных головами разных животных, на самом деле — финикийские. А ведь финикийцы владели ещё и замечательной технологией изготовления стеклянных сосудов и тканей насыщенно пурпурного цвета. Именно финикийцы первые начали производство пурпурной краски из особого вида моллюсков, окрашивая ею шерстяные и льняные ткани. Пригодная для земледелия территория Финикии была небольшой, но почва отличалась плодородием, к тому же очень тщательно обрабатывалась. Большую роль в торговле играло высококачественное вино.

Возможно, что само слово “вино”, соответствующее латинскому “винум”, греческому “ойнос” и “вийана”, восходит к финикийскому “йайн ”. Важным продуктом садоводства было также оливковое масло. Однако в первую очередь финикийцы были известны как работорговцы. Хотя значительная часть приобретаемых ими рабов предназначалась на перепродажу, очевидно, и в самих финикийских городах имелись в большом количестве рабы, которые использовались на судах, в мастерских и т.п.

Кроме товаров местного производства, финикийцы торговали и тем, что вывозили из Малой Азии, с Кипра, Крита, из областей микенской культуры Греции, с западных земель Средиземноморья. Города Финикии по существу были средоточием транзитной торговли. Из Малой Азии финикийцы получали серебро и свинец, позднее - железо. Финикийские города довольно рано вступили в тесные отношения с островом Кипр, в то время главным поставщиком меди. По всей вероятности, латинское слово “сиргит ” (медь) происходит от названия этого острова.

С Крита финикийцы получали предметы эгейского художественного ремесла, продукцию других стран Средиземноморского бассейна. Ученые предполагают, что в Угарите, главном центре торговых связей с Эгейским миром, могла существовать постоянная микенская колония.

Интересный факт: вероятно, в морской торговле активное участие принимали и рядовые свободные граждане городов-государств, которых царь и знать ссужали серебром и товарами. В сухопутной караванной торговле, которая стала развиваться особенно с начала I тысячелетия до н.э., когда верблюд был уже одомашнен и вследствие этого облегчилось преодоление обширных пустынных и степных пространств Сирии, наряду с царями и знатью также уже могли обогащаться некоторые представители рядовых свободных.

Государство и власть в древней Финикии

Удивительно, но не смотря на крайне удачное географическое положение страны, смелый характер и предприимчивость её жителей, финикийцам не только не удалось отстоять свою независимость, они даже толком не смогли построить собственное единое государство. При всем своем богатстве и могуществе, каждый из финикийских городов был сам по себе, и очень ревностно относился к сохранению своей политической независимости.

Благодаря этому, ни о каком военном союзе финикийских городов-государств речь никогда не шла. Что там государство, если даже говорящие на одном языке люди Финикии никогда не имели никакого единого самоназвания и обозначали себя следующим образом: “люди такого-то города”. Парадоксально, но факт — для самих «древних Финикийцев», никакой «Финикии» не существовало!

Выборы должностных лиц в городах ханаанеев (позднее и в их колониях, например в ) производились на основании имущественного ценза. При этом финикийские «олигархи», держали под контролем не только неимущих граждан, но и царя, который в торговых городах-государствах Финикии не обладал деспотической властью, подобно царям Египта и Вавилонии. Не исключено даже, что в ряде городов даже не было царей, а сами такие государственные образования представляли собой своеобразные олигархические республики в миниатюре.

С одной стороны всё это способствовало росту богатства, но с другой, именно в результате такой политики не один из их городов не имел достаточно сил для того, чтобы объединить всю Финикию в единое государство.

Результаты такой политики сказались чуть позже, когда «централизованные» соседи наконец закончили «собирание земель» у себя дома и стали оглядываться по сторонам, в поисках богатой, но слабой жертвы.

Первым пал Угарит — когда-то один из сильнейших городов финикийцев. Из-за гражданской войны город был ослаблен и потому легко пал жертвой державы хеттов, оказавшись завоеванным царем Суппилулиумой и войдя в состав его державы. Лишь на считанные годы пережил Угарит другой крупный город Финикии — Библ . Город оказался разорен соседями, поскольку покровительствовавший городу египетский фараон Эхнатон помощи не прислал, а своих сил для отражения угрозы не хватило. Следующей «жертвой» стал Сидон — на тот момент остававшийся крупнейшим городом ханаанеев-финикийцев. Около 1200 г. до н.э. он был разрушен “народами моря”, которые после разгрома хеттов опустошили Финикию и побережье .

Казалось, Древняя Финикия вот-вот совершенно прекратит существование, однако политические кризисы у некогда могущественных соседей (и вторжение «народов моря», конечно) привели к тому, что угроза неминуемого уничтожения от Финикии временно отступила.

После разрушения Сидона “народами моря” гегемония перешла к Тиру, который достиг в это время наибольшего расцвета, особенно при царе Хираме I, современнике Соломона, царя Израиля (около 950 г. до н.э.).

Хирам расширил остров, на котором была расположена основная часть Тира, при помощи искусственной насыпи, и, открыв здесь источник с водой, сделал Тир почти неприступной крепостью для внешнего врага.

В это время Тир, пользуясь своим географическим положением, вступил в тесные торговые сношения со всеми окружающими государствами. При Хираме, вероятно, началась колонизация современной области Туниса на африканском берегу Средиземного моря, а позже при его наследниках и преемниках там был основан город Карфаген (по преданию в 814 г. до н.э.). Благоприятное географическое положение страны позволило финикиянам принимать активное участие в сухопутной торговле с Месопотамией и долиной Нила, а также постепенно овладеть морскими путями в Средиземное море.

Морская торговля Финикии значительная уже во время египетского владычества стала еще больше расширяться после распада Египетской державы. Вся торговля Египта перешла теперь в руки финикийцев, их многочисленные торговые корабли постоянно прибывали к пристаням городов, расположенных по берегам Нила.

Исторические источники свидетельствуют об острой классовой борьбе в Финикии. О восстании рабов в Тире, к которому, возможно, примкнули и неимущие свободные, сообщает греческая традиция. Руководил этим восстанием Абдастрат (Старатон). Это восстание, происшедшее, возможно, в IX в. до н.э. закончилось, по преданию, полным уничтожением мужских представителей господствующего класса, а женщины и дети были распределены между восставшими.

Греческие историки сообщают нам о каких-то “финикийских несчастиях”, которые также можно предположительно считать восстаниями угнетенных масс финикийских городов-государств. Но эти восстания, однако, как и другие многочисленные восстания рабов, не приводили к изменениям сложившихся отношений. Рабовладельческое общество и государство по-прежнему продолжали существовать в Финикии.

В результате внутренней борьбы в Тире могущество его ослабело и с конца IX в. до н.э. наряду с Тиром, временами превосходя его значением, вновь возвышается город Сидон (современный Сайда в Ливане) - финикийский город-государство на восточном побережье Средиземного моря. Возник, по-видимому, в IV тысячелетии до н.э. Во II тысячелетии до н.э. был крупным центром международной торговли; вел упорную борьбу с Тиром за гегемонию в Финикии.

В конце II - начале I тысячелетия до н.э. Сидон участвовал в финикийской колонизации Западного Средиземноморья. В начале I тысячелетия до н.э. находился под властью Тира. В 677 г. до н.э. разрушен ассирийцами; затем отстраивался заново. Во второй половине VI в. до н.э. Сидон вошел в состав .

Однако вскоре период полной независимости финикийских городов приходит к концу. Со второй половины VIII в. до н.э. ассирийские войска стали все чаще доходить до берегов Средиземного моря, и, хотя экономическое значение финикийских городов сохраняется, в конце концов все финикийские города-государства, кроме Тира, были вынуждены покориться Ассирии.

С конца VII в. до н.э. начали снова усиливаться Египет и Вавилония, и финикийские города-государства попали в зависимость от них. Во второй половине VI в. до н.э. Финикия была включена в состав Персидской державы. При этом финикийские города по-прежнему сохраняли свое самоуправление и свое значение богатых центров торговли. Финикийский флот составлял опору персидского могущества на море.

Культура древней Финикии

Финикийские художники в основном использовали мотивы и сюжеты египетского, хетто-хурритского и вавилонского искусств, однако и собственно финикийские мотивы также имелись, а предметы финикийского прикладного искусства, как уже говорилось, высоко ценились даже за рубежом.

Вполне возможно, что два известных угаритских эпических произведения - эпос о Керете и эпос о Данеде - являются памятниками не столько религиозной, сколько светской литературы. Лишь с вполне понятной долей условности относим мы к литературе несколько более поздних надгробных начертаний, которые в большинстве своем были короткими.

Одним из наиболее значительных достижений финикийцев было изобретение алфавитного письма. Финикийские писцы фактически довели открытие египтян до логического завершения. Как известно, египтяне создали 24 согласных знака, однако сохранили и сотни слоговых знаков и знаков, обозначающих целые понятия. Следующий шаг на пути создания алфавитного письма был сделан, по мнению ученых, писцами гиксосских завоевателей. Возможно, это они на основе египетского иероглифического письма создали первое алфавитное письмо из 26 знаков для согласных - так называемое “синайское письмо”, именуемое по месту нахождения надписей.

Предполагается, что это письмо восходит к египетской иероглифике. Алфавит гиксосских писцов не успел окончательно оформиться из-за кратковременности существования гиксосского государства, но вместе с тем оказал воздействие на создание алфавитного письма Южной Финикии. На севере же, в Угарите, на той же основе создалось алфавитное письмо из 29 букв, приспособленное для писания клинописью на глиняных табличках.

Некоторые ученые полагают, что финикийское письмо могло развиваться совсем не на основе египетского, а на основе крито-микенского или финикийского слогового письма, памятники которого дошли до нас из города Библа. В любом случае очевидно одно: впервые именно финикийцы стали употреблять чисто алфавитную систему письма. Несомненно, также и то, что в этом должно было сыграть весомую роль наличие алфавитных знаков для согласных в египетском письме, с которым финикийцы были давно знакомы.

Очевидно, что необходимость создания алфавитного письма возникла в самых разных полисах Финикии. С развитием мореплавания и торговых отношений, в которых была занята значительная часть населения, потребовалось письмо гораздо более простое, более доступное, чем то, которое могли изучать только немногие писцы.

Недостатки у финикийского алфавита были следующие: он передавал одни согласные звуки, не передавались различные дополнительные значки, при помощи которых египтяне, например, облегчали чтение текстов, написанных так же, только согласными. Поэтому чтение было все же делом нелегким, понимание более сложных текстов было достаточно затруднительным.

Пришло время, когда северный алфавит был вытеснен южным, который состоял из 22 знаков и впоследствии распространился по всей стране. От него берет свое начало и греческий алфавит, что видно из древнейших форм греческих букв, а также из того факта, что названия ряда греческих букв - семитического происхождения. Так, слово “алфавит” содержит в себе названия первых двух греческих букв альфа и бета (в византийском произношении - вита), которые соответствуют названиям первых двух финикийских букв - “алеф” и “бет”, что в западно-семитских языках означает “бык” и “дом”.

В основе этих алфавитных знаков лежали более древние знаки-рисунки. Большинство названий букв греческого алфавита соответствуют названиям финикийских букв. Греческий и арамейский алфавиты являются предками большинства современных алфавитных систем.

К сожалению, собственно финикийские литературные и исторические произведения до нас не дошли, однако в сочинениях поздних писателей имеются ссылки, например, на труды финикийца Санхотиатона (до сих пор не установлено, существовал ли он в действительности).

В период эллинизма и римского господства в Финикии была развита литература на греческом языке: по космогонии, по теогонии, исторические повествования Менандра, Дия (II - I вв. до н.э.), Феодота (I в. н.э.), Филона Библского (I - II вв. н.э.) и др. Эти авторы ссылаются на “Тирские хроники” и другие собственно финикийские произведения.

Из финикийской литературы, развивавшейся в Северной Африке, известны (помимо пунийской исторической традиции, дошедшей до нас в изложении античных авторов Диодора, Юстина, Саллюстия) сочинения флотоводцев Ганнона и Гамилькона об их плаваниях в Атлантическом океане и труды Магона, посвященные рациональному ведению сельского хозяйства.

Значительную роль играла и финикийская наука, в особенности астрономия и географические исследования.

Финикийцы внесли значительный вклад в развитие античной философии. Финикийский философ Мох считался одним из основоположников атомистического учения. Карфагенянин Гасдрубал, принявший в Греции имя Клитомаха, сына Диогнета, в последней четверти II в. до н.э. стал руководителем Академии в Афинах.

Существовала у финикийцев и подробно разработанная, видимо, в период эллинизма грамматическая теория.

Финикийские города с древнейших времен были центрами высокоразвитого ремесленного производства.

Под непосредственным влиянием финикийцев развивались литература и другие отрасли культуры народов Сирии, Палестины и Малой Азии.

Культурное влияние Финикии сказывалось и в том, что в этот период финикийский алфавит распространяется в странах Средиземноморья.

При всех положительных качествах финикийцев, эти ребята вовсе не были примером для подражания — вездесущие работорговцы приносящие в жертву рогатому богу (Молоху) грудных детей, как вы понимаете, — это тот ещё имидж

Религия Финикии

Политическая раздробленность Финикии, так никогда и не преодоленная, содействовала тому, что финикийская религия не знала системы мифов, которая имела место у вавилонян. Жречество городов не имело возможности выдвинуть своего бога в качестве “царя богов”, подобно тому, как фиванский бог Амон был объявлен “царствующим богом” Египта во времена владычества Фив. Бог неба был главным богом в городах Финикии и носил имя нарицательное, а не собственное. Он назывался просто “владыка” (Ваал ), “царь города” (Мелькарт ), просто “власть” (Молох ) или же “бог” (Эль ).

Рядом с богом неба Ваалом стояла его жена - богиня Астарта (вариант имени - Аштарт, Ашерат). Наряду с богами неба и земли почитался также бог умирающей и воскресающей растительности. Чаще всего он назывался Адони - “господин мой” или, согласно греческому варианту, - Адонис. Некоторые черты умирающего и воскресающего бога встречаются в мифе о Ваале и его сестре Анат (по другой версии - жена Астарта).

Впрочем, имена финикийских богов вообще были табуированы, их нельзя было произносить (сами ханаанеи говорили просто «бог», «богиня»), и поэтому наши знания о пантеоне финикийцев могут быть не точны.

Основная тема обширного мифологического эпоса - это повествование о смерти и воскресении Ваала, о верности его жены Анат как в жизни, так и в смерти. Некоторые эпизоды из этого мифа близки сюжетам египетского мифа об Осирисе и его сестре Исиде.

В культе Финикии, как и в культах Палестины и Сирии, достаточно долго сохранялись человеческие жертвоприношения. Часто в качестве жертв использовались дети и особенно грудные первенцы. Преимущественно - в моменты грозной опасности для государства. Стоит назвать и такой факт: еще в IV в. до н.э. во время осады Тира греко-македонскими войсками на городской стене в качестве жертв были зарезаны иноплеменники - македонские военнопленные.

Стоит отметить также, что боги-покровители также имелись у финикийских городов: у Тира - Мелькарт (“царь города”), у Сидона - Эшмун (очевидно, бог врачевания), у Берита - Великая хозяйка Берита, у Библа - богиня любви и плодородия Аштарта (Астарта), являвшаяся также одним из важнейших общефиникийских божеств.

Колонии и морское искусство Древней Финикии

Как уже отмечалось, финикийцы строили прекрасные корабли, были людьми предприимчивыми, смелыми, к тому же отличными мореходами. Естественно, нет ничего удивительного, что именно они в скором времени опутали почти всё Средиземноморье сетью своих колоний. Но не только жажда приключений гнала вперед отважных мореходов.

Дело в том, что господствующий класс финикийских государств, опасаясь восстания рабов и бедноты, стремился к тому, чтобы в подчиненных им городах не скоплялось сразу большого количества «беспокойных элементов». Воевать финикийцы не любили, поэтому этот проверенный способ «слива» беспокойных горячих голов им не подходил. Но, опираясь на свою ментальность, они изобрели свой способ.

Из сочинений греческого ученого и философа Аристотеля (IV в. до н.э.) нам известно о тех мерах, которые применяла знать с этой целью в Карфагене: “Хотя строй Карфагенского государства и отмечен характером господства имущих, однако карфагеняне удачно спасаются от возмущения со стороны народа тем, что дают ему возможность разбогатеть. А именно, они постоянно высылают определенные части народа в подвластные Карфагену города и области. Этим карфагеняне врачуют свой государственный строй и придают ему стойкость” .

Таким образом, карфагеняне научились искусству врачевать свой государственный строй у метрополии - Тира, которая время от времени (может быть еще с конца II тысячелетия до н.э. и, во всяком случае, с начала I тысячелетия) неоднократно высылала, как, впрочем, и другие финикийские города-государства, по несколько тысяч граждан, чтобы они создавали свои колонии на побережьях Средиземного моря.

Такие финикийские колонии, целью которых было обеспечение части Средиземного моря, в первую очередь на острове Кипр, где финикийцы прочно закрепились еще во II тысячелетии до н.э. Не было существенных успехов только на в северной части Восточного Средиземноморья, где были свои народы-мореходы - греки, ликийцы, карийцы.

А вот на побережье Африки, на Сицилии, Мальте, в Испании, а также и на побережье Атлантического океана (нынешний Кадис) финикийцы обосновались прочно. Впрочем, дело не ограничивалось только лишь Средиземноморьем.

Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали очень ценное в то время олово. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь.

Карфагенские мореходы, выходя в океан через Гибралтарский пролив, который называли они “столпами Мелькарта” (верховного бога Тира), неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки.

Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей известно и нам в греческом переводе. Это путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.э. Хотя экспедиция карфагенского морехода описана как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей-историков, соответствуют действительности. Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции по карте, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки.

Пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи, финикийские города отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и юго-запад, но и менее доступный тогда юг. В данном случае финикийские корабли через Красное море достигли, вероятно, даже Индийского океана.

Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии, где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля.

Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через “столпы Мелькарта”, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.


Все основные факты о цивилизация Финикя

Страна Финикия - это государственное образование, возникшее на восточном побережье Средиземного моря. Центр этой державы находился на территории нынешнего Ливана. На севере земля Финикии заканчивалась у устья реки Оронт, а на юге - у горы Кармель. Мнения историков разных времен касательно реальной территории Финикии разделялись, во времена владычества тех или иных государств границы этого региона изменялись.

Люди, которыми была создана цивилизация Финикия, назывались финикийцами, им удалось достаточно мощную цивилизацию, развить различные ремесла, создать самую крупную сеть морских торговых путей, существовавших в древности. Они создали первый алфавит, если не считать шумерские таблички со всеми используемыми ими знаками, и создали один из самых старых видов фонетического письма. Расцвет финикийской культуры пришелся на 12-8 века до н.э.

  • Территория Финикии, географическое положение, где находится, основное местоположение, где располагается

Ранняя история древнего государства - Финикия, началась, впрочем, задолго до прихода цивилизации к силе и власти. Как и многие другие государства, финикийское государство образовалось на базе городов-государств номового типа, которые постепенно выросли из небольших поселений. Однако, несмотря на общую культуру, торговые и родственные связи, и прочие связующие звена, города Финикии так и не смогли объединиться в одно мощное государство. В ранний период ключевую роль здесь отыгрывал город Сидон, позднее на роль условной «столицы», города с самым большим влиянием в регионе, был назначен Тир. Также здесь были и другие крупные города, такие как Акко, Ахзив, Берута, Библ и другие.

Современные ученые приводят различные факты о Финикии, однако часто их теории противоречат друг другу. К примеру, по одной версии название этой страны произошло от греческого слова «φοινως», что означает «пурпурный». Такое название может показаться вполне логичным, ведь именно финикийцы изобрели способ изготовления пурпурной краски, перерабатывая определенных моллюсков. По другой версии название произошло от «Φοϊνιξ», «страна Феникса», божества Солнца, приходящего с востока. Некоторые предполагают, что это название стало производным от египетского «фенеху», «кораблестроитель». Финикийцы действительно были лучшими кораблестроителями своей эпохи.

История древнего государства - Финикия, как самостоятельной политической единицы, началась с расширением местных городов государств. Во втором тысячелетии до н.э. здесь уже были проложены торговые пути между Финикией и Египтом. За эту землю достаточно долго вели войну Египет и Государство Хеттов. Однако в 13 веке до н.э. все местные крупные страны пострадали от нашествия так называемых «народов моря». Многие местные города были разграблены или брошены, однако и страны, имевшие некогда большое влияние на Финикию, потеряли свой контроль над ней, что способствовало образованию здесь самостоятельного государства.

Подъем здесь начался одновременно с упадком «коренных» держав Передней Азии, в конце 13 века до н.э. В этот период Израиль был занят израильтянами, а в Сирии поселились арамеи. Финикийцы разработали модель мощных кораблей, способных преодолевать большие расстояния. Уже в 12 веке появились первые финикийские колонии в современных Испании и Тунисе. Именно они основали первые поселения на Сардинии и Мальте, на Сицилии они заложили город Палермо. Однако за 4 века власть в Финикии не закрепилась за одним определенным городом, и такая разобщенность сделала их государство слабым. В 8 веке до н.э. Финикию захватили без особого сопротивления ассирийцы - местные жители не хотели долго воевать за независимость, и были согласны платить захватчикам дань, лишь бы те не мешали им торговать. В 6 веке до н.э. ее земли были захвачены персами. После этого финикийские колонии отделились от своей столицы в городе Тир, и сплотились вокруг нового центра - Карфагена. При этом сохранились торговые связи, которые позволяли финикийским городам жить безбедно вплоть до разрушения Карфагена римлянами в 2 веке до н.э. Впоследствии страна Финикия переходила из рук в руки, и больше никогда не выступала в роли самостоятельного государства.

Цивилизация Финикия зарождалась не так, как зарождались другие местные государства. Они проживали на побережье моря, поэтому не удивительно, что они их общество жило за счет рыбной ловли, а не земледелия. Земледелием они занимались, но у них не было необходимости в сооружении огромных ирригационных систем, уход за которыми требовал бы жесткой централизованной системы. Вместо этого они начали строить торговые и рыбацкие (часто эти функции объединялись) корабли, которые позволяли им добывать пропитание, и торговать с заморскими краями. Их корабли доходили до западных краев Средиземного моря, а в 7 веке по приказу египетского фараона финикийские корабли за три года обошли вокруг Африки. Финикийцы были искусными мастеровыми, их изделия из металла, кости, тканей, а также ювелирные изделия, высоко ценились на всем Средиземноморье.

Многие факты о Финикии обросли небылицами или просто смелыми предположениями. К примеру, в древних библейских записях упоминалось, что финикийцы на своих кораблях ходили в далекую страну Офир, богатую золотом и драгоценными камнями. Исследователи не смогли найти подобной земли ни на одном берегу Азии, Европы или Африки, поэтому можно предположить, что финикийским кораблям удалось добраться даже до Америки, хотя сами они не придавали большого значения такому открытию.

Им удалось освоить почти все берега Средиземного моря, самыми крупными и влиятельными колониями их стали города на севере Африки, в Испании и на средиземноморских островах. При этом их колонии не исчезли до конца, потомки финикийцев по сей день проживают на берегах Средиземного Моря, хотя их древний язык и этническая идентификация были утрачены. Исследователи доказали, что треть населения Мальты ведут свой род от колонистов Финикии.

Этот древний народ, бесспорно, стал одним из самых важных в древней истории. Это своего рода колониальная империя древности. Кроме того, именно здесь впервые разработали алфавитное письмо, от которого произошел алфавит греков и римлян. Они стали первыми, кому удалось обойти Африку по морю. Их мастеровые создали лучшие корабли своей эпохи, научились изготавливать лучшее, в том числе и цветное, стекло в Древнем Мире. И это далеко не весь их вклад в мировую культуру.

Тема 6 .Древние Финикия и Палестина. Финикия - страна мореплавателей

14.05.2013 23948 0

Тема 6 .Древние Финикия и Палестина.

Финикия - страна мореплавателей

Географическое положение: Финики́я (от греч. Φοίνικες, фойникес , буквально «страна пурпура») - древняя страна, находившаяся на восточном (так называемом Левантийском) побережье Средиземного моря (на территории современных Ливана, Сирии и Израиля).

На узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами, мало было места для полей и пастбищ)

Основные занятия: Активная морская и сухопутная торговля, мореплавание, кораблестроение.

Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Из оливок они выдавливали душистое масло. Вино и масло финикийцы могли обменивать на пшеницу.

Славилась Финикия и строительным лесом. Толстые бревна из кедра ливанского отправляли в Египет и в другие страны.

Из прочного дерева строили финикийцы свои быстроходные корабли. Вдоль бортов сидели прикованные к скамьям гребцы-рабы.

Много было у финикийцев искусных ремесленников - ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости.

Здесь было изобретено прозрачное стекло. Мастера смешивали чистый белый песок с содой и плавили эту смесь как медную руду.

Царской роскошью считались ткани, окрашенные в пурпурный цвет. Они не выгорали на солнце и не синили при стирке.

А секрет добывания пурпурной краски был таков: на дне моря находили маленькие раковины и из каждой улитки выдавливали несколько капель лилово-красного цвета.

Удобно и само положение Финикии - сюда выходили торговые пути из Двуречья.

На ослах и верблюдах прибывали торговые караваны в города финикийцев Библ, Сидон и Тир. А из этих портовых городов можно было плыть дальше - и в Египет, и в Грецию, и в самые далекие земли.

Из страны в страну путешествовали отважные мореходы, получая немалую прибыль. Купцы могли привезти льняное полотно из Египта, пурпурные ткани, вино, стеклянные бусы и сосуды ил Финикии или «живой товар»-рабов.

В городе Библ греки покупали египетский материал для письма - папирус (по-гречески библос]. Отсюда произошло название священной книги христиан Библия, означающее "книги", а также слово "библиотека".

Искусство мореплавания финикийцы использовали не только для добрых целей. Среди них были и морские разбойники, пираты, грабившие чужие корабли.

Людей, застигнутых врасплох, похищали и продавали в рабство.

Нехватка земли в Финикии привела к поиску свободных территорий, т.е. колонизации чужих территорий (острова Средиземного моря и Северная Африка). В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать свои поселения - колонии.

Так постепенно в 10-6-м веках до н. э. вдоль побережья Средиземного моря появились финикийские колонии.

Самой известной колонией финикийцев стал Карфаген, основанный на севере Африки в 9-8 веках до н. э . выходцами из города Тир. Постепенно Карфаген превратился в богатейший город, ставший центром могущественного государства. Ему подчинялись не только другие финикийские города-колонии, но и некоторые народы, жившие в Африке и Испании.

Финикийские корабли выходили даже в Атлантический океан, достигая северных земель Европы и западных берегов Африки. Они первыми в мире совершили примерно в 600 году до н. э. морское путешествие вокруг всей Африки.

Из Северной Европы отважные мореплаватели привозили олово и янтарь.

Боги финикийцев. Финикийцы поклонялись богу Ваалу . Его имя означает "хозяин, владыка". Он считался богом весны, грома и молний, бури, войны, но также и покровителем государства. Своим богам финикийцы приносили человеческие жертвы: в раскрытую пасть огромного идола, в которой пылал огонь, бросали младенцев.

Главная богиня финикийцев Астарта была сходна с древневавилонской богиней Иштар. Астарта - богиня любви, плодородия и войны.

При раскопках финикийского города Моция было обнаружено ритуальное кладбище, где захоронены сотни глиняных сосудов с обгоревшими останками принесенных в жертву младенцев. Над захоронениями воздвигались небольшие стелы с изображениями финикийских богов, которым эти жертвы приносились.

Финикийский алфавит. В Финикии придумали очень простую систему письма. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой. Их было всего 22. Но букв для гласных звуков финикийцы не изобрели. Строчки писали не слева направо, как мы, а справа налево. Алфавит у финикийцев заимствовали древние греки, которые также ввели буквы, обозначавшие и гласные звуки. От финикийского и греческого алфавита произошли почти все алфавиты в мире.

Финикийцам мы, возможно, обязаны названием континента - Европы. Так звали, согласно мифу древних греков, дочь финикийского царя. Однажды юная Европа играла на берегу моря. Бог Зевс, восхищенный ее красотой, принял образ белого быка и склонился перед девушкой, предлагая ей прокатиться. Европа взобралась на спину ласкового животного, но внезапно бык кинулся в море и стремительно поплыл от берега. Он доплыл до острова Крит, где Европа стала женой Зевса и родила ему трех сыновей. Именем Европы стали называть часть Западного Средиземноморья, а затем и весь континент. Похищение Европы стало одним из любимых сюжетов художников.

В начале 13-12 веке до н. э. на восточное побережье Средиземного моря стали нападать "народы моря". Они захватили земли южнее финикийских городов. Это были филистимляне.

От названия этих народов произошло и название завоеванной ими страны - Палестина. Финикию с Палестиной связывали сложные отношения. Между ними случались и войны, и примирения, велись переговоры, торговля.

Древняя Палестина.

Географическое положение: Земли Палестины лежали на восточном побережье Средиземного моря Финикия находилась на северном побережье, а Палестина – на южном. Река Иордан, пересекающая Палестину в южном направлении впадает в Мёртвое море (очень солёное). Горы и предгорья удобны для развития скотоводства. Не было месторождений металлосодержащих руд. Не росли деревья пригодные для строительства.

Израильско-иудейское государство. На юге Тира жил народ, называемый филистимилянами. Египтяне называли их пелестимами (палестинцами). По названию этого народа и земля была названа Палестиной. Часть древних жителей Палестины называли хананеями.

В степях между Египтом, Вавилоном и Финикией во 2-м тысячелетии до н.э . проживали еврейские племена. Они пасли овец и коз получая молоко, мясо и шерсть. Во главе племен стояли старейшины. Они сохраняли древние предания своего народа, которые затем вошли в «Библию»(книга).

Примерно три с половиной тысячи лет тому назад на Восточное побережье Средиземного моря, в Палестину, пришли воинственные кочевые племена скотоводов. Сами себя эти племена называли "народ Израиль". Другие же народы называли их "ибрим", или "евреи", что, вероятно, означало "переправившиеся через реку" или "пришедшие из-за реки".

В Палестине древние евреи перешли к оседлому образу жизни. Они занялись земледелием, стали строить города.

Израильско-иудейские племена захватили большую часть Палестины. Северную часть этой земли захватили – израильтяне, а южную – иудеи .

Здесь в 11 в. до н. э . они основали древнееврейское Израильское царство. Первым правителем этого государства стал Саул. Он одержал немало побед над врагами еврейского народа, главными из которых были народы моря - филистимляне. После гибели Саула и его сыновей в неравной битве с филистимлянами царем был избран Давид.

Давид оказался талантливым правителем. Еще при жизни Саула в южной части Палестины он создал самостоятельное царство со столицей в городе Хеброне. Став царем, он объединил Израильское и Иудейское царства, а новой столицей государства стал город Иерусалим .

Давид провел реформу своего государства. Он организовал постоянное войско, в которое входили отряды наемников, создал мощную государственную власть, в состав которой входили судьи, писцы, сборщики налогов и податей с завоеванных земель. Одной из важнейших должностей была должность "докладчика царя".

При Давиде под властью Израильского царства находились различные народы. Израиль в то время поддерживал дружеские отношения с соседней Финикией.

Давид передал престол младшему сыну Соломону (Сулейман ). При Соломоне в израильском царстве воцарились мир и благополучие. Царь прекратил войны, а споры предпочитал решать мирным путем.

В это время Израиль имел выход к Средиземному и Красному морям, контролировал важные торговые пути из Аравии в Египет и в другие страны. В Израиль ввозили драгоценные металлы, предметы роскоши, коней, колесницы, строительные материалы. Соломон покровительствовал ремеслам. Он приглашал в страну выдающихся мастеров. Царь скопил столько богатств, что смог превратить Иерусалим в красивейший город мира. В центре города был воздвигнут огромный храм в честь Бога Яхве. Руководили строительством храма лучшие финикийские мастера, а украшали его самые умелые камнерезы-израильтяне. В храме был установлен жертвенник и хранился Ковчег (ларец). В нем лежали скрижали завета, данные когда-то Богом Моисею. Так Иерусалим стал религиозным центром Израиля, хранилищем еврейских святынь.

Царь Соломон прославился своей мудростью, справедливостью и талантами. Его мудрость вошла в поговорку. До сих пор мудрое решение люди называют соломоновым.

Далеко по всему свету распространилась слава о его богатстве и могуществе. В Библии рассказывается, что сам египетский фараон отдал в жены царю свою дочь, а из далекого царства Саба, что расположено в песках Аравии, посмотреть на великого государя приезжала царица Савская.

После смерти Соломона государство распалось на два царства: Израильское на севере и Иудейское на юге Палестины. Столицей Иудеи стал Иерусалим . Эти царства временами даже воевали между собой, что ослабляло и то, и другое. Позже оба царства были захвачены вавилонянами.

Мифы и предания древних евреев. Религия. Из Библии известно, что древние евреи почитали единого бога Яхве, в то время как другие народы поклонялись многим богам и идолам. Поэтому они считали себя народом, избранным Богом.

Древние евреи считали, что единый бог Яхве сотворил мир и человека. Он дал людям свои установления, по которым те должны жить. Божественные заповеди считались законом, который никто из евреев не мог нарушить.

К народу Бог обращался через пророков. Пророки - люди, избранные Богом для того, чтобы донести всем божественное слово откровения.

II. Контрольно-измерительные материалы.

1. Альтернативные (закрытые) тесты.

1. В Мертвое море впадает река:

A) Тигр. B) Евфрат. C) Галис. D) Нил. E) Иордан.

2. Наиболее развитым городом на юге Финикии был:

А)Библ. В)Угарит C) Арвад. D) Кадеш. Е)Сидон.

3. Финикийцы были хорошими строителями:

A) Крепостей. B) Кораблей C) Дворцов. D) Храмов E) Пирамид.

4. На юге Тира жил народ, который называли:

A) Египтяне. B) Хетты. C) Ассирийцы. D) Филистимляне. E) Урартцы.

5. В Палестину стали прибывать кочевые племена:

A) Саков. B) Скифов. C) Сарматов. D) Тюрков. E) Еврейские племена.

6. Израильско-иудейское государство было создано в годы правления:

A) Царя Давида. B) Царя Саргона. C) Царя Ирода D) Понтия Пилата. E) Царя Ашшурбанипала.

7. Израильско-иудейское государство достигло своего расцвета при царе:

A) Давиде. B) Соломоне . C) Ироде. D) Телепине. E) Хаммураппи.

8. Столица Израиля:

A) Иерусалим. B) Сидон. C) Самария. . D) Библ Е) Дамаск.

9. Важнейшим достижением финикийской культуры являете создание:

A) Книгопечатания. B) Кораблестроения. C) Пирамид. D) Алфавитного письма . Е) Почтовой службы.

10. Главного бога евреев звали:

A) Яхве. B) Иисус. C) Мардук. D) Мотт. E) Давид.

2. Творческие задания.

А) Города финикийцев: Б - - л, С - - - н, Т – р.

Самой известной колонией финикийцев был город К - - - - - - н.

Города финикийцев были расположены на берегах ………… моря.

Ответ: (Библ, Сидон, Тир. Карфаген. Средиземное море.)

Б)Одним из основных занятий древних финикийцев была торговля. «Финикийские купцы продавали:

1. «Живой товар» - ………….. (рабы)
2. ………………….. – ткани (окрашенные в пурпурный цвет).

3. Брёвна ливанского …………. (кедра)
4. Оливковое …………… (душистое масло)
5. Виноградное ………….. (вино)
6. Изделия из …………….. (слоновой кости)

В) Задача.

В Библии рассказывается о царе Соломоне, который, задумав построить храм Яхве, обратился к правителю одной из соседних стран с просьбой: «Прикажи, пусть нарубят для меня кедров …и мои рабы будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты назначишь: потому что ты знаешь, что у нас нет никого, умеющего рубить кедры».

Вскоре Соломон получил следующий ответ: «Рабы мои свезут их (кедры) к морю, и я плотами доставлю их морем до места, какое ты назначишь мне, и я разберу их там, и ты возмёшь. А ты исполни моё желание, доставляя продовольствие для моего дома».

К правителю какой страны обращался Соломон? Каким образом её жители доставляли лес? Каким продовольствием мог заплатить царь Соломон?

Финикия – небольшое государство, которое в настоящее время живет лишь на страницах исторических трудов. Зародившись в восточной части средиземноморского побережья как несколько отдельных поселений примерно в V тысячелетии до нашей эры, Финикия смогла просуществовать на протяжении более четырех тысячелетий, внеся при этом богатейший вклад в культурное наследие человечества.

Государство Финикия: происхождение названия

Первыми о Финикии упоминают древние греки, в частности, название древнего государства встречается в гомеровской « ». К тому же именно древним грекам принадлежит несколько версий происхождения его названия. Итак, кто такие финикийцы с точки зрения этимологии:

  1. Люди в пурпурных одеждах. Слово φοινως переводится с греческого как «пурпур». Краски именно такого цвета благодаря специфическому окрасу местных моллюсков изобрели финикийцы.
  2. Жители Средиземноморья, поклоняющиеся божественной птице Феникс. Еще одно греческое слово Фοϊνιξ означает «страна Феникса». Финикийцы, будучи язычниками, поклонялись этому божеству.
  3. Строители кораблей. Так называли обитателей Финикии египтяне. Ведь кораблестроением финикийцы владели в совершенстве.

Древнее государство Финикия: начало

Точные границы древнего государства Финикия определить довольно сложно: мнения на этот счет у географов в разные времена были противоречивы, к тому же границы по мере развития государства и в зависимости от политической обстановки постоянно менялись. Единственное, в чем сходятся во мнении все ученые – Финикия занимала территорию между Месопотамией и Египтом, где сейчас частично располагаются современные Израиль и Сирия.

Историки утверждают, что финикийский народ образовался в результате слияния местных обитателей этих земель и мигрантов из соседних территорий. В Библии эти люди называются хананеями.

У Финикии было довольно специфическое географическое положение, что и позволило ей из разрозненных поселений трансформироваться в одну из мощных держав своего времени. Исторически древним финикийцам досталась узкая скалистая полоска суши на побережье Средиземного моря. Плодородные земли были в крайнем дефиците, поэтому, чтобы выживать и развиваться, людям пришлось осваивать морские территории, с чем они справлялись более чем успешно.


Торговля и мореплавание как основа развития финикийского государства

Торговля и мореплавание – вот благодаря чему состоялась как государство. У местных жителей, вынужденных существовать на ограниченном скалами и совсем не плодородном участке суши, фактически не было другого выхода. Благодаря расширению границ, освоению торговых путей, налаживанию торговых связей, Финикия начала оформляться как самостоятельная государственная единица примерно во II тысячелетии до нашей эры. Там, где располагались рыбацкие деревушки, стали появляться большие города — Угарит, Арвад, Тир, Библ, Сидон.

Благодаря многочисленным военным походам финикийцы осваивали и новые территории. Так, в IX веке до нашей эры в северной части Африки финикийцами был основан – государство с одноименной столицей, которое впоследствии стало одним из сильнейших имперских образований. В целом финикийцы сумели исследовать все Средиземноморье, они даже вышли в Атлантику и Красное море. Некоторые историки полагают, что им удалось добраться и до американского континента.


Вклад финикийцев в развитие человеческой цивилизации

По запросу «древняя финикия википедия» можно узнать о том, какую роль сыграли финикийцы в развитии человечества. Благодаря этим древним людям сегодня мир знаком с алфавитным письмом и основами маркетинга, производством цветного стекла и мыла, многоэтажным строительством и искусством окрашивания одежды.

Присхождение названия

Название "Финикия" связано с производством пурпуровой краски из особого вида моллюсков, в изобилии обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей. Оно впервые встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков.

Murex trunculus, из которого добывалась пурпурная краска.

У Гомера название «финикийцы» - синоним «сидонян ». В то же время греческим писателям было известно название Ханаан (хна, что по-хурритски означает пурпурный цвет) как эпоним финикийцев и как название их страны. Некоторые ученые выводят греческое название страны из слова фойнике - "пурпур", то есть Финикия - `страна пурпура`. По всей видимости, Финикия - греческий эквивалент названия Ханаан .

Существует также предположение, что "финикийцы" - производное от греческого слова, обозначавшего лесорубов (из-за роли Финикии в поставке на рынок древесины) и другие альтернативные версии. В научном сообществе продолжается дискуссии на тему происхождения названия "Финикия".

Не доказано, что сами финикийцы называли себя этим словом. Существуют сведения, что их самоназвание - «кенаани» (аккадское «кинахна »).

Финикийцы занимали узкую прибрежную полосу длиной около 200 км; вероятно, только в северной Галилее (в районе Хацора) они жили в некотором отдалении от моря. В некоторых случаях в Библии название Ханаан связано с прибрежным расположением Финикии (Чис. 13:29; Втор. 1:7; ЙбН 5:1 и др.).

Главными города Финикии (за исключением колоний) были Сидон , Тир и Берот (современный Бейрут).

Но, как правило, под Ханааном Библия подразумевает всю территорию Эрец-Исраэль , территорию современного Ливана , а также южную часть побережья современной Сирии .

Подобное расширительное употребление названия - сравнительно позднее и, по-видимому, связано с колонизацией внутренних областей страны. Признаки такого употребления можно обнаружить в египетских источниках 14-13 вв. до н. э.

Прибрежная полоса часто прерывается горными ущельями и мысами. Только в районе Элевтерос была равнина досаточного размера. Река только одна - Литани , есть несколько сезонных потоков. Ни один из них не использовался в сельском хозяйстве.

Климат тёплый, с достаточным количеством осадков с октября по апрель (100-60 мм в наше время, с уменьшением с севера на юг). Условия были благоприятны для выращивания пшеницы, ячменя, оливок, инжира, винограда и других фруктов. На холмах и горах растёт хорошая древесина - кедры и можжевельники (на иврите "берош",Царств 5:22,24), ели, кипарисы и дубы. Песок с берега был сырьём для стеклоделия, а из моря пришел источник драгоценного красителя.

Волны заселения Финикии

Хотя есть много следов проживания людей в Ханаане еще в период палеолита, найденные поселения, по-видимому, основаны только в керамическом неолите , и, следовательно, относительно поздние в сиро-палестинском регионе. Отставание, вероятно, объясняется, по крайней мере отчасти, необходимостью расчистки этой части побережья от лесов, чтобы обработка земли стала возможной. В Библосе первое городское поселение датируется примерно 3050-2850 годами до н.э.

От первых поселенцев остались не-семитские топонимы в первых письменных источниках, например Ушу, Амия и Улаза. Но большинство географических названий семитские: Тир (город на острове), Сидон , Бейрут , Библос, Батрон, Урката, Яримута, Сумур. Топонимика показывает, что массовое заселение района было осуществлено семитами , по-видимому, пришельцами из Южной Сирии и Эрец-Исраэль , около начала III тысячелетия до н. э.

Финикийцы, вероятно, прибыли в этот район примерно в 3000 г. до н.э. Ничего не известно об их первоначальной стране, хотя некоторые традиции помещают её в регионе Персидского залива.

Палеонтропологические исследования показывают, что эти пришельцы по физическому типу ничем не отличались от своих предшественников. Позже, около 1500 г. до н.э., наблюдается переход от распространенности долихоцефального к брахицефальному типу (снижение относительной длины черепа), что отражает более сложные культурные связи этого периода.

Коммерческие и религиозные связи с Египтом, вероятно, морем, подтверждаются источниками египетской 4-й династии (около 2575 года - 2465 года до н.э.).

Самые ранние художественные изображения финикийцев найдены в Мемфисе, в поврежденном рельефе фараона Сахуре из 5-й династии (середина 25-го - начало 20 века до н.э.). Это изображение прибытия азиатской принцессы - невесты фараона; её эскорт - это флот морских кораблей, вероятно, такого типа, который известен египтянам как «суда Библоса», укомплектованные экипажами азиатов, очевидно, финикийцами.

В начале II тысячелетия до н. э. в Финикию проникли аморреи . Около середины II тысячелетия до н. э. там сложился местный язык, отличавшийся рядом характерных черт от аморрейского. На следующем этапе языковой эволюции выделился финикийский диалект, который отличался от более консервативного иврита .

История Финикии делится на два основных периода:

  • приблизительно с 30 по 12 в. до н.э. и
  • с 12 в. по 332 г. до н.э.

Финикия в III-II тысячелетии до н. э.

Уже в III тысячелетии до н. э. Финикия находилась в тесном коммерческом и религиозном контакте с Египтом . Финикийский город Гебал (позднее Библ) стал в этот период значительным центром торговли древесиной. О нём упоминается в документах Четвёртой династии (2613-2494 гг. до н.э.)

Ко времени правления Шестой египетской династии (около 2305 г. - 2140 г. до н. э.) он практически превратился в египетскую колонию; с небольшими перерывами оставался колонией до середины 18 в. до н. э.

По всей видимости, в этот период Египет в той или иной степени контролировал всю территорию Финикии и Эрец-Исраэль , в частности в период правления гиксосов (ок. 1670-1570 до н.э.). Но в 14 веке до н.э. из-за внутриполитической нестабильности он этот контроль утратил.

В этот длительный период были и другие влияния на Ханаан, кроме Египта. Контакты с эгейским миром становятся видны в 2000 г. до н.э. Они стали особенно близкими в 14-13 веках, когда, после падения Кносса, Микены повели энергичную торговлю по всей восточной части Средиземного побережья.

Отношения с Месопотамией пошли еще дальше, вероятно, в начале III тысячелетия, и почти наверняка примерно к 2400 г. до н.э. И три столетия спустя в документах описан посланец "губернатора" Библоса из Дрехема в Вавилонии (хотя название не следует воспринимать как подразумевающее сюзеренитет шумерской III династии Ура).

Вторжение аморреев также было важным этапом в формировании системы малых городов-государств, которые стали характерны для Ханаана, и затем, после возникновения больших национальных государств в железном веке, продолжали существовать в Финикии.

Тексты проклятий показывают переход от полукочевой стадии (что отражается в более ранней группе текстов) - когда города были, вероятно, еще не были взяты, и два или три шейха разделяли власть над окрестностями, к совершенно оседлой стадии - (отражено в поздней группе) - когда город захвачен и, с несколькими исключениями, там один правитель.

Появление монархий произошло повсеместно и очень быстро. Скорее всего, оно должно было сопровождаться серьёзными уступками другим вождям, помогавшим в захвате города. Так что на ранней стадии царь, видимо, был первым среди равных. Отсюда появилась характерная форма правления: царская власть, ограниченная силой богатых купеческих семей. В крупнейших городах существовали советы старейшин.

Больших федераций городов, по-видимому, никогда не создавалось, чему способствовали географические условия (разделение страны горными цепями на изолированные районы).

В период между 1700 и 1500 гг. до н.э. все цари региона широко использовали индоевропейских наёмников - воинов на колесницах, которые назывались марианну . В городах финикийского побережья они накогда не захватывали власть (все цари носили семитские имена).

Саркофаг Ахирама из Библоса, XIII-X век до н.э.

В XIV веке до н.э. произошла серия восстаний в финикийских городах. По данным Эль-Амарнских писем , половина свободных людей оттуда разбежалась, и случались убийства царей.

В 14 в. до н. э. значительная часть Финикии стала частью аморрейского государства, вскоре превратившегося в хеттского вассала.

Во времена 19-й династии в Египте южная часть Финикии снова попала под египетское владычество. Надпись фараона Сети I (около 1318 г. - 1301 г. до н. э.) говорит о завоевании Азии и упоминает, в частности, Тир и Узу (Палайтирос?). Сети продвинулся до Кадеша на реке Оронт, но в момент воцарения его сына Рамсеса II (около 1301 г. - 1234 г. до н. э.) Кадеш был в руках хеттов . Заключив мирный договор, эти страны разделили Финикию. Граница прошла, вероятно, к северу от Библоса . Последовавший за этим мир обеспечил культурное и материальное развития Финикии, и её внешняя торговля достигла пика.

Развалины Угарита

Первые контакты с Израилем

Первая встреча финикийцев с евреями произошла при завоевании Страны Израиля в конце XIII века до н.э. Войско евреев уничтожило финикийский город Хацор в Галилее (ЙбН 11:1-14). Очевидно, евреи не поселились на этом месте, поскольку через примерно сто лет Хацор снова стал богатым и сильным городом, воевавшим с еврейскими племенами (Суд. 4). В конце этой войны Хацор снова был уничтожен.

На севере Страны Израиля некоторые города финикийцев отбили еврейский натиск и остались на своём месте, платя дань новым хозяевам страны.

(27) И не прогнал Менаше (жителей) Бэйт-Шеана и окрестных его деревень, и Танаха и его окрестных деревень, и жителей Дора и окрестных его деревень, и жителей Ивлеама и его окрестных деревень, и жителей Мегиддо и его окрестных деревень; и решили Кенаанеи жить в этой земле.
(28) И вот, когда Исраэль закрепился, сделал он Кенаанеев данниками, но изгнать не изгнал их.
(29) И Эфраим не изгнал Кенаанеев, живших в Гэзэре; и жили Кенаанеи в среде его в Гэзэре.
(30) Звулун не изгнал жителей Китрона и жителей Наалола, и жили Кенаанеи в среде его, и стали данниками.
(31) Ашер не изгнал жителей Акко и жителей Цидона, и Ахлава, и Ахзива, и Хэлбы, и Афика, и Рехова;
(32) И жил Ашер среди Кенаанеев, жителей той земли, ибо он не изгнал их. (ЙбН 1)

В начале I тысячелетия до н. э. Тир стал ведущим городом Финикии и в последующие 300 лет доминировал над городами южной Финикии, а по мнению некоторых исследователей, был столицей страны.

У.Ф. Олбрайт считает, что союз между Израилем и Тиром возник при Абибаале, отце Хирама, который воевал на море с филистимлянами , пока царь Давид воевал с ними на суше.

В обмен на сельскохозяйственные продукты Хирам поставлял Соломону древесину и посылал квалифицированных ремесленников для строительства Храма и царского дворца в Иерусалиме , а также снаряжал совместные торговые морские экспедиции из израильского порта на Красном море Эцион-Гевера в Офир .

Ханаанская (финикийская) ритуальная маска, найденная на горе Кармель.

О тесном сотрудничестве Финикии с Израильским царством свидетельствуют как Библия , так и финикийские источники этого периода.

Среди союзников, участвовавших в бою с ассирийским царем Салманасаром III у Каркара (853 до н. э.), наряду с силами царя Израильского царства Ахава, царя Хамата Ирхулени и царя Арам-Даммесека Хададэзера сражались войска северных финикийских городов Арвада, Арки, Усантаны и Шиана, однако города южной Финикии - Гебал, Сидон и Тир - не участвовали в коалиции. Вероятно, они имели сильный флот и слабую сухопутную армию; им нечего было делать в таком сражении.

Торговля и колонизация

Финикийские винные амфоры.

Сохранившиеся документы свидетельствуют, что со времени Хирама история Финикии стала историей Тира .

Изменились названия: Хирам именуется в ТАНАХе царем Тира , а Этбаал, правивший во времена царей Северного Израильского царства Омри и Ахава , называется царем сидонян (I Ц. 6:31,32), хотя его престол находился в Тире.

В правление Хирама началась финикийская (фактически, тирская) колонизация Средиземноморья, преследовавшая цель установить контроль над морскими торговыми путями. Никакой другой финикийский город не создавал колоний.

Одной из древнейших, если не самой древней, колонией был упоминаемый в Библии Китим (Берейшит 10:04) - Китион, нынешняя Ларнака на острове Кипр . Финикийские колонии были основаны на Родосе и других островах Эгейского моря, а также в Анатолии .

Финикийская экспансия отражена в греческих источниках. Согласно греческому мифу, финикийский царевич Кадм, научивший греков писать, прибыл в Беотию с Родоса (Геродот , Персидские войны, 5:57-58).

О финикийцах упоминается в поэмах Гомера, например:

Прибыл в Египет тогда финикиец, обманщик коварный,

Злой кознодей, от которого много людей пострадало;
Он, увлекательной речью меня обольстив, Финикию,
Где и поместье и дом он имел, убедил посетить с ним:
Там я гостил у него до скончания года. Когда же
Дни протекли, миновалися месяцы, полного года
Круг совершился и Оры весну привели молодую,
В Ливию с ним в корабле, облетателе моря, меня он
Плыть пригласил, говоря, что товар свой там выгодно сбудем;
Сам же, напротив, меня, не товар наш, продать там замыслил...

Фукидид писал, что финикийцы основали свои поселения вокруг острова Сицилия , оттуда дошли на севере до Сардинии , на юг - на Мальту и Гозо, затем в Северную Африку, а оттуда - на запад, в Испанию (​​Пелопоннесской войны, 6:2). Согласно археологическим данным, финикийские колонии действительно были в Сицилии , Сардинии , на Корсике, Мальте , в Северной Африке: Утика и Карфаген (Карт-Хадашт, 814-813 до н. э.). Следы существования Карфагена найдены пока в слоях не ранее второй половины VIII в. до н.э.

Самым известным товаром финикийцев была пурпурная (фиолетовая) краска из раковин моллюсков Murex. Второй по значимости - ткани высокого качества (висон) из Тира , Библоса и Берита . Финикийцы умели окрашивать ткани. Разноцветные одежды от финикийцев упоминаются почти во всех списках ассирийских царей.

Финикийский экспорт включал также кедровую и сосновую древесину, вышивки из Сидона, вино, металлоизделия и стекло, глазурованый фаянс, соль и сушёную рыбу. Кроме того, финикийцы вели важную транзитную торговлю.

Резьба по металлу и дереву стала финикийской специальностью, и финикийские изделия из золота и других металлов была также хорошо известны. Они производили также изделия из слоновой кости, статуэтки, ювелирные изделия и печати.

Дутое стекло, вероятно, изобретено в прибрежной зоне Финикии в 1-ом веке или ранее. Они не изобрели собственно стекло, а разработали технологию его производства.

Поскольку все изделия делались на продажу, финикийцы подлаживались под стили других стран, чтобы угодить вкусам покупателей.

В конце VIII века до н.э. началась греческая колониальная экспансия в Средиземном море - в тех же местах, где действовали финикийцы. Греки сразу стали опасными конкурентами и военными противниками финикийцев.

Примерно в середине VII века до н.э., когда Тир вёл войны за свою независимость, колонии в Испании и Сицилии были предоставлены сами себе в условиях усилившейся войны с греками. После этого они объединились под властью Карфагена и стали фактически отдельным государством.

Контакты с Тиром превратились в чисто религиозные: каждый год из колоний отправлялись налоги ("десятина") в храм тирского Ваала - Мелькарта ("царя города", то есть царя Тира; по мнению некоторых исследователей - царя того света ).

О мореходных достижениях финикийцев говорит экспедиция, которая была проведена финикийскими моряками по заданию фараона Неко (610-595 гг. до н.э.). Они вышли из порта на Красном море на юг, обошли вокруг Африки и вернулись в Египет с запада, через Гибралтарский пролив. Геродот , сообщивший об этом плавании (Персидские войны, 4:42), подал это как моряцкие враки, приведя в доказательство "невероятную" деталь: часть пути они видели солнце на севере. Именно это доказывает достоверность рассказа, поскольку видеть такое могли лишь побывавшие в южном полушарии.

Другое знаменитое плавание финикийцев - экспедиция Ганнона в Центральную Африку (предположительно, до Берега слоновой кости) в начале V века до н.э.

Под властью империй

В правление ассирийского царя Ададнирари III (810-783 до н. э.) Тир и Сидон числились среди данников Ассирии . Не установлено, входили ли они в единую провинцию или образовывали два разных подчинённых государства. Тир всегда упоминался первым в ассирийских списках финикийских городов, даже после отделения Сидона, что указывает на его лидерство в Финикии. В ТАНАХе тоже списки финикийских городов начинаются всегда с Тира (Ис. 23; Иер. 47:4; Зах. 9:02).

Еще в V веке нашей эры в Северной Африке был найден деревенский диалект пунического языка, потомка финикийского.

О языке первых поселенцев ничего не известно кроме того, что он был семитским. Существует прослойка в угаритской лексике, которая для западно-семитских языков имеет необычно близкое родство с аккадским; возможно, это остатки самой ранней речи в сиро-палестинской области.

Первые вещественные доказательства для языка, на котором говорили в Ханаане, происходит из текстов проклятий , черепков (ок. 1900 г. до н.э.) или фигурок (ок. 1825 до н.э.) с написанных на них именами мятежных правителей и их населенных пунктов в Ханаане.

Это был язык, впоследствии (около начала XIV века до н.э.) разделившийся на "язык Ханаана" (Ис. 19:18) и арамейский . Его обычно называют западносемитским.

В языковом отношении наиболее ранним финикийским диалектом можно, с оговорками, считать угаритский . Почти совпадает с ним по времени язык Габла (Библа), но его памятники крайне скудны. Намного богаче представлен финикийский Тира и Сидона , а также колонии Тира - Карфагена (фин. qart ḥedeš "новый город").

Язык продержался в колониях Северо-западной Африки до конца IV века; ещё дольше - на Сардинии и Мальте . В собственно Финикии он исчез в эллинистические времена, вытесненный арамейским и греческим.

Хотя финикийцы использовали клинопись (месопотамское письмо), они также разработали свою собственную письменность. Финикийским алфавитным письмом из 22 букв пользовались в Библе еще в 15 веке до н.э. Этот метод письма, позже принятый греками, является предком большинства современных алфавитов .

Самый ранний финикийский алфавитный текст датируется XI веком до н.э.; там уже был использован алфавит из 22 согласных.

Похожие публикации