Все о рыбалке

Панорама Диксон (посёлок городского типа). Виртуальный тур Диксон (посёлок городского типа)

Анна Груздева 28 лет

Автор и главный редактор проекта «Сибирь и точка», живет и работает в Красноярске. По образованию журналист, магистр искусствоведения. Выпускница Школы культурной журналистики Фонда Михаила Прохорова и студентка курса ФотоДепартамента «Преодолевая фотографию». Слушатель Школы исследования и текста Российского фонда культуры. Публиковалась в Colta.ru, «Горький», «Сеанс», Siburbia.ru, «Сибирский форум» и многих других изданиях. Журналист издания RBTHtravel.

Антон Петров 29 лет

Независимый фотограф из Красноярска, по образованию инженер. Член проекта «Сибирь и точка». Участник выставки «Сибирь. Полюса» в музейном центре «Площадь мира» в Красноярске и в Государственном центре современного искусства в Томске.

актировка - в районах Крайнего Севера так называют объявление о штормовом ветре, порывы которого могут достигать 15-30 м/с. В это время отменяют занятия в школах и останавливают работу в некоторых учреждениях города или поселка

Диксон привычно называют «краем света»: он находится на севере Красноярского края, на берегу Енисейского залива Карского моря — окраине Северного Ледовитого океана. До ближайших крупных городов, Дудинки и Норильска, отсюда больше пятисот километров необжитой тундры. Добраться до Диксона, закрытого поселка, можно только по специальному пропуску и только на стареньком АН-26, который летает из аэропорта «Алыкель» всего раз в неделю, и то когда нет пурги или тумана. Для местных жителей все, что не Диксон, — это «материк». На «материке» — Сибирь, глухая тайга, дороги, привычная смена дня и ночи. На «краю света» — дома на сваях, «вы видели, как песец гонял собаку во дворе?», дикая тундра, открытая всем ветрам, и бесконечные льды. Арктика.

Для местных жителей все, что не Диксон, - это «материк».

Карта Диксона в поселковой школе № 1

Диксону 102 года, но его история - это не просто биография одинокой точки на административной карте современной Сибири. Это история встреч людей и государств с Крайним Севером - она длиннее. Еще в XI-XII веках поморы, выходцы из Великого Новгорода, шли «во все концы студеного моря-океана» искать новые промыслы и торговать с «самоядью». В начале XVII века Мангазея, первый русский заполярный город-крепость, стал центром колонизации огромной территории севера Сибири: за «мягкой рухлядью» и «моржовой костью» туда шли торговцы и сборщики ясака. Позже, уже в XVIII-XIX веках, на Север пробирались русские и европейские мореплаватели, которые искали удобный морской путь между Европой и Дальним Востоком - торговать.

15 августа 1875 года шведский географ и мореплаватель Нильс Норденшельд на зверобойной шхуне «Превен» вошел в «удобную гавань небольшого острова в Енисейском заливе». «Я надеюсь, что гавань эта, ныне пустая, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей, которые будут способствовать сношениям не только между Европой и Обским и Енисейским речными бассейнами, но и между Европой и Северным Китаем», - записал в своем дневнике Норденшельд, назвал безымянную гавань «Диксоном» (в честь Оскара Диксона, мецената его полярных экспедиций) и нанес ее на свои морские карты.

В XX веке Север стал для СССР местом торговли и разработки месторождений, ссылки и научных исследований, а еще, конечно, строительства новых заполярных городов и поселков. Среди них Диксон был «столицей Арктики», куда из разных концов Союза приезжали «осваивать Север» метеорологи, строители, учителя, гидрографы, военные, полярные летчики, радисты. Сегодня этот арктический поселок, как и большинство северных населенных пунктов России, переживает крайне тяжелые времена. В 1980-е, «золотые годы» Диксона, здесь проживало около 5 000 человек. Сейчас, по официальной статистике, в поселке осталось чуть меньше 600 жителей, но местные уточняют: на самом деле около 500.

Во время полярной ночи большую часть дня на улицах Диксона безлюдно. Поселок оживает в основном только рано утром, когда диксончане выходят на работу, и в 5-6 часов вечера, когда они возвращаются домой, забирают детей из детского сада, идут в магазин или по другим делам

Здесь по привычке говорят не «в Диксон», а «на Диксон»: исторически поселок начинался с острова в Карском море, но позже стал развиваться и на соседнем полуострове Таймыр. Поэтому Диксон - это две части поселка: островная и материковая, разделенные полуторакилометровым проливом. В 2009 году «остров» закрыли, и сейчас он практически необитаем. Люди переселились на материк, улицы пусты, ветер выбил в оставленных домах окна и двери, в здании пустой школы № 2 — только заячьи следы на заметенном снегом полу. Единственные места, где еще горит свет и идет работа, это гидрометеостанция и аэропорт.

В материковой части Диксона жизни больше. По улицам ходят люди и ездят советские гусеничные снегоходы ГАЗ-71, новенькие вездеходы ТРЭКОЛ и «бураны», работают магазины, открыты школьный спортзал и библиотека, есть церковь. Но и здесь заколоченных окон и закрытых дверей с каждым годом становится все больше, а о былом величии «ворот в Арктику» напоминают только несколько памятников полярникам и суда в порту.

Александр Сурков, выпускник школы № 1, сейчас студент Политехнического института СФУ (Красноярск). «В Красноярске слишком много людей, это напрягает. На Диксоне вышел - и никого. В автобусах мне не нравится, да и проезд 22 рубля. В поселке можно было дойти пешком куда хочешь. Деревья - тоже непривычно. У нас на Диксоне есть только искусственные светящиеся деревья, а в тундре только очень низкие лиственницы. Поначалу я хотел домой, честно. Скучал по родителям. На Диксоне у меня видно море из окна, а в Красноярске видно стройку. По сравнению с Красноярском Диксон особенный», - говорит Александр

Сеть полярных станций, геофизическая обсерватория, порт Северного морского пути, штаб морских операций, сеть береговых аэродромов, клубы полярников, охотничьи зимовки, рыбзавод, художественная галерея - теперь только в краеведческих книгах, подшивках газеты «Советская Арктика» и памяти людей, которые приезжали обживать неприветливый Крайний Север. Погранзастава, неотапливаемый аэропорт, гидрометеостанция, котельная, дизельная, школа, администрация, библиотека и несколько магазинов - все, что осталось сегодня.

И все-таки на Диксоне живут люди. Они ездят в тундру и ловят рыбу, учат детей рисовать и решать уравнения, пишут «Тотальный диктант» и сдают ЕГЭ, собирают архивные фотографии и пекут хлеб, следят за отопительными котлами и скоростью ветра, пережидают полярную ночь и радуются первому солнцу. Здесь, на Диксоне, каждая заброшенная зимовка, закрытая дверь, зияющий чернотой проем или светящееся окно - это история. И история освоения Северного морского пути, и история «покорения Севера» в эпоху СССР, но главное - частная история семьи или человека.

На Диксоне каждая заброшенная зимовка, закрытая дверь, зияющий чернотой проем или светящееся окно - это история.

Одна из улиц островного поселка. Запорошенная снегом деревянная дорога держится на пустых металлических бочках из-под топлива, но зимой этого не видно. Утилизация ржавых бочек - одна из основных арктических проблем как в России, так и в Канаде, Норвегии, на Аляске

Вид на Самолетную бухту, покинутую рыбаками и охотниками, «Шанхай» и зимний футшток. «Балок содержал в себе и ангар для лодки, и мастерскую, и небольшую бытовку, где можно было отдохнуть или скрыться на время от гнева жены. Часто под балком вырубали морозильник или ледник с небольшими камерами для хранения мяса и рыбы. К середине 1990-х количество балков было довольно внушительным, располагались они хаотично, поэтому после посиделок многие не сразу находили дорогу домой. Отсюда и „Шанхай"», - говорит Анатолий Ломакин, житель Диксона

Табличка возле здания диксонского аэропорта. Аэропорт принимает пассажиров раз в неделю, по средам. Иногда из-за снегопада, тумана или других «неблагоприятных погодных условий» диксончане могут ждать авиарейс Диксон-Норильск или Норильск-Диксон по две недели

Диксон — самый северный поселок России. В нем нет мобильного интернета и супермаркетов, но можно увидеть дома на сваях и зеленые переливы северного сияния. Анна Груздева и Антон Петров из Красноярска побывали в Диксоне и узнали, какова она — жизнь на «краю света».

Диксон привычно называют «краем света»: он находится на севере Красноярского края, на берегу Енисейского залива Карского моря — окраине Северного Ледовитого океана. До ближайших крупных городов, Дудинки и Норильска, отсюда больше пятисот километров необжитой тундры. Добраться до Диксона, закрытого поселка, можно только по специальному пропуску и только на стареньком АН-26, который летает из аэропорта «Алыкель» всего раз в неделю, и то когда нет пурги или тумана. Для местных жителей все, что не Диксон, — это «материк». На «материке» — Сибирь, глухая тайга, дороги, привычная смена дня и ночи. На «краю света» — дома на сваях, «вы видели, как песец гонял собаку во дворе?», дикая тундра, открытая всем ветрам, и бесконечные льды. Арктика.




Карта Диксона в поселковой школе № 1

Диксону 102 года, но его история — это не просто биография одинокой точки на административной карте современной Сибири. Это история встреч людей и государств с Крайним Севером — она длиннее. Еще в XI—XII веках поморы, выходцы из Великого Новгорода, шли «во все концы студеного моря-океана» искать новые промыслы и торговать с «самоядью». В начале XVII века Мангазея, первый русский заполярный город-крепость, стал центром колонизации огромной территории севера Сибири: за «мягкой рухлядью» и «моржовой костью» туда шли торговцы и сборщики ясака. Позже, уже в XVIII—XIX веках, на Север пробирались русские и европейские мореплаватели, которые искали удобный морской путь между Европой и Дальним Востоком — торговать.

15 августа 1875 года шведский географ и мореплаватель Нильс Норденшельд на зверобойной шхуне «Превен» вошел в «удобную гавань небольшого острова в Енисейском заливе». «Я надеюсь, что гавань эта, ныне пустая, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей, которые будут способствовать сношениям не только между Европой и Обским и Енисейским речными бассейнами, но и между Европой и Северным Китаем», — записал в своем дневнике Норденшельд, назвал безымянную гавань «Диксоном» (в честь Оскара Диксона, мецената его полярных экспедиций) и нанес ее на свои морские карты.

В XX веке Север стал для СССР местом торговли и разработки месторождений, ссылки и научных исследований, а еще, конечно, строительства новых заполярных городов и поселков. Среди них Диксон был «столицей Арктики», куда из разных концов Союза приезжали «осваивать Север» метеорологи, строители, учителя, гидрографы, военные, полярные летчики, радисты. Сегодня этот арктический поселок, как и большинство северных населенных пунктов России, переживает крайне тяжелые времена. В 1980-е, «золотые годы» Диксона, здесь проживало около 5 000 человек. Сейчас, по официальной статистике, в поселке осталось чуть меньше 600 жителей, но местные уточняют: на самом деле около 500.




Диксон расположен на берегу Карского моря. Одна его часть находится на западном краю полуострова Таймыр, другая — на одноименном острове. Эти части Диксона разделяет полуторакилометровый пролив, который зимой становится «зимником»

Здесь по привычке говорят не «в Диксон», а «на Диксон»: исторически поселок начинался с острова в Карском море, но позже стал развиваться и на соседнем полуострове Таймыр. Поэтому Диксон — это две части поселка: островная и материковая, разделенные полуторакилометровым проливом. В 2009 году «остров» закрыли, и сейчас он практически необитаем. Люди переселились на материк, улицы пусты, ветер выбил в оставленных домах окна и двери, в здании пустой школы № 2 — только заячьи следы на заметенном снегом полу. Единственные места, где еще горит свет и идет работа, это гидрометеостанция и аэропорт.

В материковой части Диксона жизни больше. По улицам ходят люди и ездят советские гусеничные снегоходы ГАЗ-71, новенькие вездеходы ТРЭКОЛ и «бураны», работают магазины, открыты школьный спортзал и библиотека, есть церковь. Но и здесь заколоченных окон и закрытых дверей с каждым годом становится все больше, а о былом величии «ворот в Арктику» напоминают только несколько памятников полярникам и суда в порту.




Средняя диксонская температура в декабре—январе составляет -25°C, но морозы могут доходить и до -40°C. Самыми неблагоприятными погодными условиями считаются низкая температура в совокупности со штормовым ветром, порывы которого могут достигать 15-30 м/с. В такие дни в школе объявляют «актировку», и ученики остаются дома. Примерно с середины ноября по начало февраля на Диксоне устанавливается полярная ночь. Обычно она темнее, чем в соседних Норильске, Дудинке, Игарке и Хатанге. Северяне отмечают, что для кого-то полярная ночь заканчивается с появлением краешка солнца, а для кого-то ее конец — это висящий круглый шар над горизонтом

Сеть полярных станций, геофизическая обсерватория, порт Северного морского пути, штаб морских операций, сеть береговых аэродромов, клубы полярников, охотничьи зимовки, рыбзавод, художественная галерея — теперь только в краеведческих книгах, подшивках газеты «Советская Арктика» и памяти людей, которые приезжали обживать неприветливый Крайний Север. Погранзастава, неотапливаемый аэропорт, гидрометеостанция, котельная, дизельная, школа, администрация, библиотека и несколько магазинов — все, что осталось сегодня.

И все-таки на Диксоне живут люди. Они ездят в тундру и ловят рыбу, учат детей рисовать и решать уравнения, пишут «Тотальный диктант» и сдают ЕГЭ, собирают архивные фотографии и пекут хлеб, следят за отопительными котлами и скоростью ветра, пережидают полярную ночь и радуются первому солнцу. Здесь, на Диксоне, каждая заброшенная зимовка, закрытая дверь, зияющий чернотой проем или светящееся окно — это история. И история освоения Северного морского пути, и история «покорения Севера» в эпоху СССР, но главное — частная история семьи или человека.




Роберт Прасценис с женой Мариной возле своего дома. Роберт приехал на Диксон в середине 1970-х годов, сейчас работает в администрации, собирает архивные фотографии поселка. «Раньше люди здесь были добрее, не было злобы, а сейчас сюда часто приезжают случайные люди», — говорит Роберт


Диксон расположен в условиях вечной мерзлоты, поэтому, как и везде в Арктике, в поселке стоят дома на сваях. В таких строениях между домом и землей есть продуваемое подполье, чтобы возведенное на сваях сооружение не нагревало грунт, а, следовательно, не теряло монолитности, не подтаивало и не смещалось


В таком доме сегодня может проживать всего несколько семей. Иногда зимой наметает снега до середины двери, и тогда жителям приходится расчищать выход на улицу изнутри


«Бураны», снегоходы, вездеходы ТРЭКОЛы и гусеничные снегоболотоходы ГАЗ-71, оставшиеся еще с советских времен, — самый распространенный транспорт на Диксоне. Только на таких «танках» зимой можно преодолеть снежные просторы тундры


Во время полярной ночи большую часть дня на улицах Диксона безлюдно. Поселок оживает в основном только рано утром, когда диксончане выходят на работу, и в 5-6 часов вечера, когда они возвращаются домой, забирают детей из детского сада, идут в магазин или по другим делам


Александр Сурков, выпускник школы № 1, сейчас студент Политехнического института СФУ (Красноярск). «В Красноярске слишком много людей, это напрягает. На Диксоне вышел — и никого. В автобусах мне не нравится, да и проезд 22 рубля. В поселке можно было дойти пешком куда хочешь. Деревья — тоже непривычно. У нас на Диксоне есть только искусственные светящиеся деревья, а в тундре только очень низкие лиственницы. Поначалу я хотел домой, честно. Скучал по родителям. На Диксоне у меня видно море из окна, а в Красноярске видно стройку. По сравнению с Красноярском Диксон особенный», — говорит Александр


Михаил и Зинаида Дегтяревы — одни из немногих, кто после 1990-х занимается на Диксоне рыбным промыслом. Их дети живут в Беларуси и Канаде, но рыбаки не хотят уезжать к ним на материк, потому что плохо переносят жару и потому что вдали от Диксона не чувствуют себя нужными


В 1960—1980-х годах берега как островной, так и материковой части Диксона были усеяны балками (балок — легкий передвижной домик. — Прим. ред.), где рыбаки и охотники хранили лодки, инструменты, сети и прочие вещи, необходимые в тундре на промысле. Места скопления балков называли «Шанхай», сейчас они пустуют


Возле Диксона водится ценная сиговая рыба — чир, сиг, муксун, нельма, а также арктический омуль. В поселке такую рыбу продают по 200 рублей за килограмм, на материке ее цена — от 500 рублей и выше. Местные жители чаще всего не покупают для себя отдельно омуля или чира, а берут сразу мешок разной северной рыбы


«Зимник» — дорога между островной и материковой частями Диксона, проходящая по застывшему проливу Карского моря. «Зимой люди ездят сюда на вездеходе, летом — на катере. В распутицу, когда лед тает, ни катер, ни вездеход не ходят — заказывают вертолет. То же самое происходит и осенью»


Одно из работающих зданий гидрометеостанции на острове Диксон. На крыше расположен радиозонд — устройство для измерения различных параметров атмосферы, например давления, относительной влажности, температуры


Анатолий Бухта, океанолог и бывший начальник гидрометеостанции: «В 90-е пошла разруха. Зарплату не платили по полгода, в счет зарплаты выдавали испорченные продукты. Сложно было, произошел слом: хотелось жить и что-то делать на Диксоне, а потом нет. Многие мои ровесники спились, умерли, но они не виноваты — у каждого есть свой стержень и предел излома. Ведь многие люди, которые работали инженерами, стали дворниками. Они психологически не могли преодолеть этот барьер»


Советские аппараты в старом здании гидрометеостанции


Одна из улиц островного поселка. Запорошенная снегом деревянная дорога держится на пустых металлических бочках из-под топлива, но зимой этого не видно. Утилизация ржавых бочек — одна из основных арктических проблем как в России, так и в Канаде, Норвегии, на Аляске


Памятник морякам-североморцам, защищавшим Диксон в годы Второй мировой войны, воздвигнут в 1972-м, находится на острове. 27 августа 1942 года немецкий крейсер «Адмирал Шеер» напал на порт Диксон. Был расстрелян и погиб в бою ледокольный пароход «Сибиряков». Однако, встретив сопротивление сторожевого корабля «Дежнев» и артиллерийского орудия с берега, «Шеер» отступил. Часть моряков погибла


Покинутая комната жилого дома на острове Диксон. Перед тем как переселиться с острова в поселок, диксончане заколотили окна и двери, но арктический ветер повыбивал их, из-за чего многие дома зимой заваливает снегом


Вид на Самолетную бухту, покинутую рыбаками и охотниками, «Шанхай» и зимний футшток. «Балок содержал в себе и ангар для лодки, и мастерскую, и небольшую бытовку, где можно было отдохнуть или скрыться на время от гнева жены. Часто под балком вырубали морозильник или ледник с небольшими камерами для хранения мяса и рыбы. К середине 1990-х количество балков было довольно внушительным, располагались они хаотично, поэтому после посиделок многие не сразу находили дорогу домой. Отсюда и „Шанхай"», — говорит Анатолий Ломакин, житель Диксона


Заметенный снегом класс школы № 2 на острове Диксон. «Гладиолусы на 1 сентября заказывали с вертолетом. Бутерброды со сливочным маслом и черной икрой… Обалденно было», — вспоминает водитель Дмитрий Асовский


Табличка возле здания диксонского аэропорта. Аэропорт принимает пассажиров раз в неделю, по средам. Иногда из-за снегопада, тумана или других «неблагоприятных погодных условий» диксончане могут ждать авиарейс Диксон—Норильск или Норильск—Диксон по две недели

Еще А. Норденшельд предсказывал: "Эта гавань лучшая на всем северном берегу Азии и со временем будет очень важна для Сибирской торговли". Официальная биография поселка началась 7 сентября 1915 г.

Общие сведения

Диксонский район - один из четырех районных центров Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Диксонский район был образован 25 апреля 1957 г., после выделения из Усть-Енисейского района. Площадь территории составляет 218,955 тыс. кв. км. Численность населения (на начало 2004 г.) - 1274 чел. Ближайшие поселения ненцев и нганасан проживают в 200 - 300 км южнее.

Географическое положение: Диксон - скалистый остров, поселок и порт расположенный в северо-восточной части Енисейского залива Карском море на полуострове Таймыр, в 1,5 км от материка. В состав Диксонского района входят Северная Земля и мыс Челюскина - самые северные точки Евразии.

Климат района очень суровый, чрезвычайно ветреный и соответствует природно-климатическим зонам - арктической пустыне и тундре. На острове Диксон нет ни одного дерева, ни одного куста. Все привозимые деревья и растения не выживают, т.к. Диксон - зона арктической пустыни.

Абсолютный минимум температуры: -49° С;

Абсолютный максимум температуры - +27° С;

Абсолютный максимум ветра - 40 м/сек;

Средняя скорость ветра в году - 7,4 м/сек;

Продолжительность полярной ночи - 82 дня;

Продолжительность полярного дня - 100 дней.

Осадки составляют в среднем 250 мм в год. Снег лежит в среднем 270-290 дней в году; устанавливается в конце сентября и тает в июне.

Ближайшие аэропорты: Дудинка - 506 км; Норильск - 526 км. Ближайший порт: Дудинский морской порт - 670 км.

Историческая справка

Арктическим мореходам остров Диксон был известен с начала XVIII в. Во время Великой Северной экспедиции 1720-1747 гг. в 1738 г. ее участник, штурман Ф. Минин назвал этот клочок земли "Большой северо-восточный". Позже его именовали Долгий, а в XIX в. остров Кузькин.

В 1875 - 1878 г. на зверобойном паруснике "Превен" ("Попытка2) здесь побывал известный шведский полярный исследователь А.Э. Норденшельд. Благополучно достигший устья Енисея через Карское море и считавший себя первооткрывателем острова, он назвал его и бухту именем шведского предпринимателя Оскара Диксона, финансировавшего экспедицию Норденшельда. В 1894 г. острову официально было присвоено это имя.

На берегу гавани острова основан поселок Диксон. Остров Диксон, бухта Диксон, поселок Диксон - все это на одном пятачке.

Поселок городского типа Диксон

Расположен на северо-западной оконечности Таймырского полуострова, в устье Енисейского залива. Крупный арктический порт, с которым связана история освоения Северного морского пути. Расстояние до краевого центра и ближайшей ж.-д. Ст Красноярска - 2507 км, до окружного центра - г Дудинки - 685 км. Центр Диксонского района.

История

Еще А. Норденшельд предсказывал: "Эта гавань лучшая на всем северном берегу Азии и со временем будет очень важна для Сибирской торговли". Официальная биография поселка началась 7 сентября 1915 г.

В 1915 г. на острове поставлен первый домик - радиостанция для связи с Большой Землей Н. Вилькицкого, зимовавшей у берегов Таймыра. Первая зимовка полярников на острове Диксон состоялась в следующем году, когда начала работать и метеорологическая станция, передававшая в Петроград сводки погоды. Тогда царское правительство нашло на это средства. Уже тогда люди понимали, что в Арктике формируется климат, ну если не всей планеты, то северного его полушария точно.

В 1919 г. на Диксон приходят ледоколы "Таймыр", "Вайгач" и "Александр Невский". Они оставили двухлетний запас угля и продовольствия "Красной полярной станции".

С 1929 г. для обеспечения нужд гидрографии и Карских экспедиций на Диксоне начал постоянную базировку авиаотряд. Развитие мореплавания по северному морскому пути способствовало превращению полярной станции в районный центр. С созданием в 1932 г. Главного управления Севморпути началось строительство поселка, полярных станций на островах и побережье Таймыра. Сначала производственные, жилые и вспомогательные станции на острове, затем на материковом берегу. Одноэтажные дома образовали улицы, которые называли в честь исследователей Севера: Седого, Бегичева, Папанина, летчиков Чкалова и Водопьянова, капитана Воронина, охотника Таяна. Названия закреплялись начальником полярной станции и постановлением политотдела.

Поселок на материке, получивший название Новый Диксон, начал свою историю с 1934 г. в связи со строительством порта. Позднее здесь появилась гидрографическая база и штаб морских операций западного сектора Арктики - координатор всего здешнего судоходства. В 1939 г. на Диксоне оборудована угольная база для пароходов, идущих по трассе северного морского пути. Уголь доставлялся баржами с реки Пясины. Пясинские угольные шахты - первые промышленные предприятия Таймыра.

Именно в это время Диксон начали именовать "воротами Арктики", а некоторые, пойдя дальше, присвоили поселку титул ее столицы. В 1941 г. для обеспечения возросшего объема грузооборота вошел в строй новый причал морского порта. До сего времени он являлся главным причалом Диксонского морского порта.

С начала Великой Отечественной войны значение Диксона резко возросло. Все конвои, следующие через Карское море, формировались здесь. Уже после Великой Отечественной войны Диксон облюбовали военные, разместив здесь подразделение ПВО и пограничников.

В 1956 г. Диксон отнесен к рабочим поселкам, а в 1957 г. островной и береговой поселки объединены в один, ставшим объединенным центром Диксонского района, выделившимся из Усть-Енисейского.

С 1957 г. началось строительство двухэтажных зданий, а с 1976 - пятиэтажных. К 1990 г. Диксон превратился в базовый поселок со сложившейся инфраструктурой и соцкультбытом, способным обеспечить нужды любой экспедиции.

В Диксоне есть морской порт, авиапредприятия, Таймырское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, рыбзавод, гидрометеоуправление, передвижная механизированная колонна, Дом культуры, музыкальная школа, краеведческий музей, общественная картинная галерея.

С островом и портом Диксон тесно связана героическая история освоения Северного морского пути. Здесь побывали известные ученые, мореплаватели, летчики-исследователи Арктики: А.И. Вилькицкий, его сын Б. Вилькицкий, Э. Толль, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Н. Урванцев, Н. Бегичев, О. Шмидт, В. Визе, В. Воронин, Б. Чухновский, В. Молоков и др. Диксон удивляет обилием установленных памятников: Бегичеву, Тессему, морякам-североморцам и др.

Памятники Диксона

Русскому полярному исследователю Н.А. Бегичеву.

Памятник установлен 28 июня 1964 г. в центре поселка, около клуба полярников на небольшой каменистой площадке. Автор памятника - красноярский скульптор А.Х. Абдрахимов. Бегичев словно поднялся на постамент по ступенькам и вот-вот шагнет вперед навстречу упругому ветру и колкому снегу. Неутомимый исследователь Севера скончался в мае 1927 г. в районе Входного мыса, у устья Пясины, и там был похоронен. В 1964 г. прах Бегичева был перенесен в Диксон и замурован в постамент памятника.

Норвежскому моряку П. Тессему

Участнику полярной экспедиции под руководством Амундсена. Установлен в 1958 г. на берегу диксонской бухты, недалеко от места гибели. Большая каменная глыба с якорем у его основания окружена большой цепью. На том месте, где были найдены останки Тессема (около 30 м от обрыва) установлен крест с памятной табличкой: "Вблизи этого места погиб участник экспедиции Руала Амундсена Петер Тессем". В 1920-22 гг. знаменитый полярник Руал Амундсен на малой шхуне "Мод", с разрешения Советского правительства, совершил сквозное плавание. Затертое льдами судно зазимовало в районе мыса Челюскин. Опасаясь за судьбе судна и экипажа и стремясь спасти результаты научных наблюдений Амундсен отправил на Диксон двух матросов, Петера Тессема и Пауля Кнудсена. Оба не дошли. В 1922 г. на материковом берегу против Диксона Н. Бегичевым были обнаружены останки человека. Рядом с ними лежали золотые часы с выгравированным именем Тессема, золотое обручальное кольцо с надписью "Паулина" (жена Тессема), перочинный нож, лыжная палка, патроны.

Памятник североморцам (Островная часть)

Установлен в 1972 г. в островной части поселка над братской могилой семи североморцев, погибших в бою с фашистским крейсером "Адмирал Шеер". Памятник выполнен из известнякового камня и представляет собой скульптуру матроса в полный рост в плащ-палатке и с автоматом на груди, стоящую на бетонном постаменте, вцементированном в 4-ступенчатый стилобат. На лицевой облицованной мрамором стороне постамента выгравированы имена погибших: "моряки-североморцы старшина I ст. П.П. Ульянов, старшина II ст. В.И. Давыдов, старшина II ст. А.М. Каратаев, ст. краснофлотец Г. Мойсюк, краснофлотец Хайрулин, краснофлотец А. Борисихин, краснофлотец В.И. Суслов павшим в бою 27 авг. 1942 г. Вечная слава павшим героям".

Обелиск Защитникам Диксона (материковая часть Диксона)

Обелиск Защитникам Диксона - морякам-североморцам и бойцам народного ополчения воздвигнут 27 августа 1982 года в день 40-летия обороны арктического поселка (автор комплекса В.В. Королев). Три бетонных штыка - символ единения трех родов войск (пехоты, авиации и морского флота) опираются на северное полушарие Земли. Это еще один обелиск на Диксоне, сооруженный в 1982 году.

Историческая справка

Вражеский рейдер линкор "Адмирал Шеер" появился у западного побережья Таймыра в августе 1942 года, 25 августа потопил в жестоком неравном бою ледокольный пароход "Сибиряков" и направился к Диксону. Здесь было три артиллерийских батареи. Самой мощной из них командовал лейтенант Николай Михайлович Корняков. Артиллеристы готовились главным образом отражать воздушные налеты. Более того, установленные в 1941 г орудия были разобраны и подготовлены к отправке на Новую Землю.

Пришедший за ними на "Дежневе" капитан В.В. Бабинцев фактически стал организатором обороны поселка. Батарея Н.М. Корнякова была спешно установлена у причала на гранитной площадке. 27 августа линкор приблизился к острову и был встречен артиллерийским огнем. Нет слов, чтобы описать мужество и изобретательность маленькой группы людей, заставивших огромный, хорошо вооруженный корабль отступить.

Под обстрелом краснофлотцы вынуждены были после каждого выстрела накатывать одно из орудий с помощью автомашины и подставлять под станину бревна и доски. Ополченец С.В. Коробов все время находился со своим грузовиком под стволом гаубицы. Краснофлотец В. Нечепуренко заряжал орудие на ходу, во время его наката. Раненый в руку командир второго орудия сержант Иван Сауляк не оставил позицию до конца боя. Отойдя на север "Адмирал Шеер" обстрелял радиостанцию Диксона и остров Медвежий. Батарея Н.М. Корнякова открыла ответный огонь через остров.

Враг появился со стороны Северного пролива, но встретив огонь, отошел. Батарея Н.М. Корнякова выполнила свою задачу достойно. Другая батарея не была установлена и в начале боя оставалась на барже посреди бухты. Третья оказалась вовсе бесполезной: она была зенитной. В бою враг повредил корабли "Дежнев" и "Революционер", сжег два деревянных дома, вывел из строя электростанцию, баню и несколько других построек. "Адмирал Шеер" безнаказанно ушел в Норвегию. А 29 августа на Диксоне похоронили семерых погибших во время боя. Их память увековечена и на географической карте. Семь островов в Карском море названы их именами.

Диксон сегодня

Сегодня Диксон - благоустроенный поселок с двух, трех и пятиэтажными домами. Порт обеспечивает водой, теплом и электроэнергией. Однако в каждой квартире северяне держат про запас свечи. Пурга может неожиданно порвать провода или повалить столбы.

Поселок разделен бухтой на две части - островную и материковую. Между островом и береговым поселком расстояние 5 м. Зимой машины и автобусы ездят по ледовой дороге, летом курсируют катера. А весной и осенью из одной части поселка в другую можно попасть лишь на вертолете. Даже письма сюда приходят по двум адресам: Диксон остров и Диксон материк.

Кстати, лето на Диксоне быстротечное - всего 20 дней. Оно холоднее, чем зима в Сочи. Самая низкая температура -50°C. Полярная ночь начинается 10 ноября и лишь в первых числах февраля солнце вновь появится на горизонте. Зато с 5 мая по 10 августа оно совсем не заходит. Полярный день длится более 100 суток.

Вокруг Диксона не встретишь ни единого деревца, вечным холодом пропитана земля. Как в поселке, так и в его окрестностях кругом ржавые скалы, глыбы бурых камней, не видно кустарников. В расщелинах скал, долинах даже в августе лежат снег и лед. Только среди камней, обращенных к югу, можно встретить стебельки полярного мака, лишайники и низкорослую осоку.

Зимой участок от Диксона до шхер Минина является одним из самых суровых в Арктике. Индекс суровости погоды (индекс Бормана) достигает на Береге Харитона Лаптева 7-8 баллов (как на поверхности ледников Северной Земли). Это объясняется значительной повторяемостью сильных ветров в сочетании с низкими температурами.

До начала 90-х годов все газеты писали о Диксоне исключительно в розовых тонах. Пели знаменитую "Морзянку": "Четвертый день пурга качается над Диксоном", говорили о романтике, рассказывали о полярных, белых медведях, которые нет-нет да выходят на окраины поселка. Их материалы посвящались экипажам атомных ледоколов, летчикам, гидрографам и путешественникам.

Окрестности Диксона

Диксонский район обладает уникальным арктическим животным и растительным миром. Птичьи базары, белый медведь, полярный волк, северный олень, песец, мускусный бык. Морские животные - нерпа, белуха (северный дельфин), моржи, морские зайцы. Ценные породы рыб - омуль, осетр, чир, муксун, хариус - все это представляет неоценимое богатство.

На территории Диксонско-Сибиряковского участка расположены гнездовья многочисленных птиц: поморники, северные лебеди, гуси, утки, куропатки, кулики, внесенные в Красную книгу полярные совы, краснозобая и чернозобая казарки.

В 30 км от Диксона, на западном побережье Таймыра, находятся 2 участка заповедника Большой Арктический: "Бухта Медуза" и "Бухта Ефремова". Благодаря реализации программы Голландского Правительства здесь построена биологическая станция "Виллем Баренц", и ее филиал на реке Пясине, для развития международных научных исследований.

Биостанция получила название в честь Виллема Баренца (1550-1597) - голландскаго мореплавателя и навигатора, исследователя восточной Арктики. Эта биостанция активно проводит орнитологические исследования и участвует в международных программах и проектах WWF (Всемирный фонд дикой природы).

Президент этого фонда - Его Королевское Высочество герцог Эдинбургский принц Филипп, в 1995 г. сoвершил ознакомительную поездку по Диксонскому району. Он ознакомился с экологической ситуацией, посмотрел работу и биологические исследования, проводимые на этой биостанции.

Образование и дошкольное воспитание

На территории Диксонского района расположено 5 учреждений образования.

Материковая часть пгт. Диксон:

Средняя школа № 1 построена в 1994 г., аккредитована, обучается 101 учащийся, работает 15 педагогов, занятия проводятся в одну смену, имеется спортивный зал, актовый зал, школьный краеведческий музей, на базе школы работает Центр дополнительного образования, где занимается 165 детей, работает школа искусств, где занимается 28 учащихся.

Детский сад № 1 построен в 1964 г. В нем занимается 28 детей и работает 6 воспитателей.

Островная часть пгт. Диксон:

Средняя школа № 2 построена в 1980 г., аккредитована, обучается 42 учащийся, работает 11 педагогов, занятия проводятся в одну смену, имеется спортивный зал и малый актовый зал;

Детский сад № 2 "Солнышко" построен в 1964 г., имеет лицензию, занимается 10 детей, работает 6 воспитателей, работает филиал музыкальной школы, где обучается 10 детей, работает филиал библиотеки;

В учреждениях образования района работают высоко квалифицированные кадры: 95% - имеют высшее образование; 65,5% имеют высшую квалификационную категорию, 24% - первую категорию. Укомплектованность педагогическими кадрами составляет почти 100%.

Здравоохранение

Здравоохранение Диксонского района представлено центральной районной больницей расположенной в типовом трех этажном здании. Больница развернута на 21 койку, из которых 9 коек дневного стационара для обслуживания 1200 жителей района и имеет следующие отделения:

Терапевтическое отделение;

Хирургическое отделение с акушерско-гинекологическими койками;

Поликлиника;

Вспомогательно-диагностическая служба.

Медицинский персонал представлен следующим составом - 7 врачей, 11 медицинских сестер, 2 фельдшера, 1 фармацевт. Укомплектованность медицинскими работниками в целом по учреждению составляет 97,3%. Больница имеет все необходимое оборудование, а также дорогостоящую медицинскую технику.

Культура

В сети отдела культуры Диксонского района находятся:

Районный Дом культуры (пос. Диксон);

Централизованная библиотечная система (Центральная и детская библиотеки пос. Диксон и филиал №2 сельской библиотеки островной части пос. Диксон;

Детская школа искусств с филиалом на островной части пос. Диксон;

Диксонский морской порт

Диксонский морской порт - единственный порт в Карском море - структурное подразделение Дудинского морского порта Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель". Главным назначением порта является обеспечение жизнедеятельности поселка Диксон, Арктических экспедиций и полярных станций.

Закладка порта начата на основании Постановления Главсевморпути № 47 от 22 мая 1934 года, как базового порта на трассе Северного морского пути для обеспечения стоянки и бункеровки судов углем.

В июле 1934 г. из Игарки прибыла первая группа строителей в количестве 25 чел., а в августе того же года прибыло еще 120 чел. из г. Архангельска. Началось строительство порта и поселка. На берегу строились жилые дома, объекты соцкультбыта, а на о. Конус бункеровочная база с механизированными причалами.

В 1936 г. причалы на о. Конус вступили в строй, и за навигацию было переработано 3 тыс. тонн угля.

В 1938 г. построен причал портового флота. В 1939 г. произведена отсыпка каменной постели под главный причал. В навигацию 1941 г. причал уже функционировал.

В 1958 г. произведена реконструкция причала с надрубкой ряжа и установкой двух портальных кранов "Каяр".

В конце 60-х и первой половине 70-х годов на Диксоне была построена база энергетического хозяйства, ДЭС введена в эксплуатацию в 1972 г., котельная - в 1976 г.

В середине 70-х активно началось развитие социальной базы поселка, жилья, объектов торговли. Портом построен 5-ти этажный жилой дом, овощехранилище, торговый центр, три новых склада для торговли, новое здание управления ДМП. Сегодня, глубины возле причалов 15 метров позволяют производить погрузо-разгрузочные работы на судах грузоподъемностью до 50 тыс. тонн. Тело причала - железобетон. Летняя морская навигация возможна с 10 августа по 20 сентября. Зимняя навигация возможна круглогодично при обеспечении проводки судов ледокольным флотом. Грузооборот порта 14 тыс. тонн в год.

Общий износ основных фондов и средств 70 %. Диксонский морской порт имеет стратегическое значение по своему географическому срединному расположению на трассах Северного морского пути. Транспортные связи округа с другими регионами России и мира с Севера осуществляются по Северному морскому пути судами Мурманского, Северного и других морских пароходств. Лимитирующий перекат Турушинский (9,2-9,7 м) для движения морских судов находится в 250 км севернее Дудинки. С юга основной транспортной артерией является река Енисей.

Грузы перевозятся судами ОАО "Енисейское речное пароходство", ТК "Транзит - СВ". Пассажирские перевозки по маршруту Красноярск - Дудинка производятся судами ОАО "ЕРП" на комфортабельных трехпалубных теплоходах типа "Чкалов", "Матросов".

Диксонский специализированный центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Диксонский специализированный центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (СЦГМС) - одно из старейших предприятий на территории Таймырского(Долгано-Ненецкого) автономного округа существует с 1915 года. Все эти годы основными задачами центра на обслуживаемой территории являются:

Осуществление общего и специализированного гидрометеорологического обеспечения мореплавания, включая международное судоходство по принятой стандартной форме, по трассе Северного морского пути, низовьям сибирских рек и в высоких широтах, полетов авиации, а также других морских и воздушных операций;

Обеспечение отраслей экономики, органов государственной власти, Вооруженных Сил и населения гидрометеорологической информацией и данными мониторинга состояния атмосферы, почв, околоземного космического пространства, комплексного фонового мониторинга состояния природных объектов;

Осуществление надежного функционирования оперативной системы предупреждений и оповещений о стихийных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях и об экстремальных уровнях радиоактивного и химического загрязнения окружающей среды, а также гидрометеорологического обеспечения работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, катастроф, промышленных аварий и других чрезвычайных ситуаций;

Обеспечение стабильного функционирования и развития государственной службы наблюдения за гидрометеорологическими процессами, мониторинга загрязнения окружающей природной среды, а также сбора, учета, хранения, обработки, анализа и распространения информации о стоянии окружающей природной среды.

Начиная с момента образования, наблюдательная сеть центра постоянно расширялась, открывались станции, вводились новые виды наблюдений. Даже во время Великой Отечественной войны были открыты три полные станции: Андрея, Малый Таймыр и озеро Таймыр.

В 80-е годы наблюдательная сеть Диксонского СЦГМС состояла из 37 станций. В последнее десятилетие из-за крайне скудного финансирования было закрыто 27 станций - для сравнения: оставшиеся на сегодняшний день 10 станций составляют всего 50% от количества станций, работавших в годы войны и менее 30% от состава сети начала 90-х годов.

Многие годы, обслуживая трассу Северного морского пути, специалисты Диксонского СЦГМС накопили огромный опыт работы, что позволило организовать круглогодичную навигацию на трассе Дудинка - Мурманск, провести несколько высокоширотных рейсов в зимний период на трассе Мурманск - Певек, принять активное участие в проводке атомных ледоколов к Северному полюсу, обеспечивать дрейфующие станции и высокоширотные экспедиции.

В настоящее время Диксонский СЦГМС входит в состав Северного территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс.

Диксонская гидрографическая база

Диксонская гидрографическая база - филиал Федерального Государственного унитарного гидрографического предприятия Министерства транспорта Российской Федерации, создана 1 января 1944 года на основе лоцмейстерского отряда Архангельской гидробазы и нескольких отдельных гидрографических экспедиций для улучшения руководства работ по обеспечению безопасности мореплавания на одном из важнейших участков Северного морского пути.

Основной ее функцией является:

Обеспечение безопасности судовождения в районе от Гыданской губы и Енисейского залива до пролива Вилькицкого, путем создания и обслуживания сети средств навигационного ограждения (СНО);

Проведение исследований для составления морских карт;

Обеспечение контроля над судами по предотвращению загрязнения моря;

Снабжение навигационными картами и пособиями судов на трассе СМП.

Несмотря на активное развитие радионавигационных и спутниковых систем, зрительные и радиолокационные средства остаются важным, а в критических ситуациях и на сложных участках основным инструментом для определения места судна на море, и как следствие, для безопасности судовождения.

После многих лет работы в 80-е годы, в районе Диксонской гидрографической базы, была развернута и функционировала сеть из более чем 400 единиц СНО, обеспечивающая на приемлемом уровне безопасность мореплавания. Для поддержания ее работоспособности, и исследования рельефа дна с целью картосоставления, было задействовано 120-140 человек, причем большую часть из них составляли специалисты - гидрографы, судоводители, механики и радисты.

В настоящее время численность работающих в базе сократилось до 19 человек, занимающихся в основном поддержанием производственной базы. Специалистов-гидрографов из них всего 2 человека. Финансирования на восстановление и поддержание в порядке средств навигационного оборудования и хозяйства гидробазы в последние годы практически не поступало. Гидрографическое судно для выполнения основных работ не выделялось в течение четырех лет. Укомплектованность квалифицированными кадрами составляет менее 50%.

База располагает определенным количеством техники, зданий и сооружений для выполнения поставленных задач, однако большинство основных средств имеет износ 100%. Таким образом, безопасность мореплавания на обслуживаемом участке, включая Енисейский залив в полной мере не обеспечена.

Финансирование деятельности гидробазы производится Федеральным Государственным унитарным гидрографическим предприятием за счет субвенций Федерального бюджета, собственных средств предприятия и внебюджетных фондов. В первом полугодии 2003 года финансирование составило:

Субвенции на заработную плату в сумме с налогами и начислениями - 1132 тыс. рублей;

Средства предприятия на содержание базы - отсутствуют;

Средства федерального бюджета на коммунальные услуги - 170 тыс. рублей.

Средняя зарплата большинства работников составляет 3-4 тыс. рублей. Полностью отсутствуют отраслевые доплаты, доплаты за выслугу лет, а также возможности стимулирования труда за счет премирования, что ведет к оттоку квалифицированных работников.

Пограничная застава "Диксон"

На территории Диксонского района расположены четыре пограничные заставы: "Диксон", "Средний", "Эклипс", "Челюскин". Является объектом постоянного посещения иностранных граждан, прибывающих в целях изучения природы Крайнего Севера.

Поставленные перед заставой задачи решаются путем проверки документов в аэропорту (оборудованных местах посадки) по прибытии и убытии воздушных судов; проверки морских и речных судов; контроля над соблюдением ими пограничного режима и режима плавания; высылки пограничных нарядов в места рыбного промысла и охоты; с целью охраны морских биологических ресурсов; организации четкого взаимодействия с Диксонским РОВД, отрядом добровольной народной дружины поселка, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями поселка Диксон.

Пограничной заставе приданы два сторожевых пограничных катера, которые используются как для доставки пограничных нарядов к месту несения службы, перевозки грузов пограничной заставы, так и для осуществления патрулирования территориальных вод на охраняемом участке, охраны морских биологических ресурсов.

Государственный природный заповедник "Большой Арктический"

Почти 15% земель на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа относятся к охраняемым. Это три заповедника: "Таймырский", "Путоранский", "Большой Арктический" и три заказника: "Пуринский", "Североземельский" и "Бреховские острова". В перспективе планируется создание еще двух заказников в бассейнах рек Горбита и Янгода.

Самым молодым по времени создания заповедников Таймыра является заповедник "Большой Арктический", отметивший в мае 2003 года свой 10-летний юбилей. В состав этого необычного, самого северного, заповедника входят 7 изолированных участков суши с прилегающей частью акватории моря: "Диксонско-Сибиряковский", "острова Карского моря", "Пясинский", "залив Миддендорфа", "архипелаг Норденшельда", "Нижняя Таймыра" и "полуостров Челюскин".

Это самая крупная в России и всей Евразии заповедная территория, общая площадь которой составляет около 42000 кв. км. Основная цель его создания - охрана уникальных, чрезвычайно уязвимых, в результате хозяйственной деятельности человека, ландшафтов островных и материковых арктических пустынь и тундр, а также редких видов животных: атлантического подвида моржа, белого медведя, черной казарки, сапсана, белой чайки, белоклювой гагары и др.

В подчинении заповедника находятся два заказника: государственный федеральный комплексный биологический заказник "Североземельский", созданный в 1966 году и природный национальный заказник "Бреховские острова", самый молодой по времени образования - 1999 год.

В составе "Большого Арктического" действует международная научно-исследовательская биостанция имени Виллема Баренца, построенная в середине 1990-х годов на средства правительства Нидерландов. Биостанция расположена в бухте Медуза в 20 км. от Диксона. Ежегодно на станции работают научные экспедиции из разных стран.

Аэропорт "Диксон"

Аэропорт "Диксон" является структурным подразделением ООО "Авиокомпания "Заполярье"

Аэропорт осуществляет прием и выпуск воздушных судов, выполняющих регулярные пассажирские, грузовые чартерные рейсы, а также полеты по обслуживанию высокоширотных экспедиций и по охране государственной границы.

Аэропорт «Диксон» принимает все типы вертолетов и самолеты Ан-3, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Лн-74, Як-40.

Регулярные круглогодичные пассажирские авиаперевозки с "Диксона" на "материк" осуществляются воздушными судами ООО "Авиакомпания "Заполярье".

Характеристика минерально-сырьевой базы

Территория Диксонского района располагается в пределах трех крупных геологических структур - Таймырской складчатой системы, северо-западной части Енисей-Хатангского прогиба и северо-восточной части Западно-Сибирской плиты, почти полностью охватывая Таймыро-Североземельскую золотоносную провинцию и Таймырский каменноугольный бассейн.

Минерально-сырьевая база района представлена проявлениями комплексных медно-никелевых с платиноидами руд, благородных металлов, каменным углем, камнесамоцветным, горно-химическим сырьем и строительными материалами.

Проявления медно-никелевых с платиноидами руд связаны с дифференцированными интрузиями, развитыми в пределах Таймырской складчатой системы. Наиболее известны - Бинюдинская и Дюмталейская интрузии, содержания медно-платиновой группы (МПГ), в которых повышены по всему разрезу и достигают промышленных.

Золото. Основные ресурсы и запасы его на рассматриваемой территории связаны с Таймыро-Североземельской золотоносной провинцией. Последняя охватывает северную часть полуострова Таймыр и архипелага Северная Земля.

В Челюскинском рудно-россыпном районе выявлены россыпи рек Унга, Кунар, Серебрянка, Ханевича, Мамонта и др. Часть россыпей о. Большевик эксплуатируется с годовой добычей 0,03-0,2 т. По россыпному золоту балансовые запасы провинции составляют около 8% краевых, однако прогнозные ресурсы россыпного металла данного региона включают 60% ресурсов россыпного золота края.

По особенностям геологического строения, типовым чертам оруденения, близким к известным крупным месторождениям, и обилию перспективных участков оруденения с выдержанными и высокими концентрациями золота, этот район близок ряду важнейших золоторудных регионов США и Австралии. Общий потенциал района на золото оценивается в 1420 т, в том числе россыпного - 250 т.

Имеются перспективы на медно-молибденовые руды. На сегодняшний день интерес на молибден представляет Убойнинская группа проявлений, расположенная в относительной близости от поселка Диксон и отличающаяся высоким содержанием молибдена (0,01-0,1%) с попутным золотом.

Свинцово-цинковые руды представлены двумя полиметаллическими месторождениями и десятками неоцененных проявлений. Подсчитанные запасы свинца и цинка на Партизанском месторождении составляют 60,4 и 60,6 тыс.т. Прогнозные ресурсы серебра оцениваются в 400-600 т, свинца и кадмия - по 1300 тыс.т.

Запасы свинца проявления Сурового оцениваются в 18 тыс.т., цинка - 10 тыс.т. Руды содержат серебро с содержаниями от 6,2 до 994 г/т и кадмий - 0,12% Прогнозные ресурсы свинца и цинка составляют по 500 тыс.т., серебра - 200-400 т.

Комплексные циркон-ильменитовые россыпи прослежены вдоль морского побережья полуостровава Таймыр. Общие прогнозные ресурсы металлоносных песков составляют десятки миллионов тонн. По содержанию ильменита эти россыпи не уступают лучшим ильменитовым россыпным месторождениям мира.

Уголь. Угли имеют повсеместное распространение в пределах района, приурочены к Таймырскому бассейну. Общие ресурсы каменных углей оцениваются приблизительно в 500-700 млрд.т.

Таймырский угленосный бассейн изучен недостаточно. Известные месторождениям Слободское, Крестьянское, Сырадасайское, Пясинское (западный Таймыр) и Черноярское (Центральный Таймыр) оценнены предварительно. Для пермских углей Западного Таймыра характерны высокие качественные характеристики. Близость к морскому порту Диксон, высокое качество углей, значительные запасы и ресурсы выделяют этот район как перспективный на разработку коксующихся углей для экспорта. Ресурсы Таймырского угольного бассейна оцениваются в 175 млрд.т., в том числе коксующихся - 74 млрд.т.

В районе сосредоточены большие запасы графита и термоантрацита. В пределах Таймырского угольного бассейна расположено месторождение графитов и термоантрацитов г.Сэрэгэн. Высокое качество графитов, определяемое низкой зольностью (4-6%), малым выходом летучих (1-3,5%), низкими содержаниями кремнезема (1,7-3,3%) и высокими содержаниями свободного углерода (90-92%), дает возможность применять их в промышленности в качестве тигельных и штатных марок. Прогнозные ресурсы в целом по месторождению оцениваются в 250-300 млн.т по каждому виду сырья. Кроме того, на Западном Таймыре выявлен ряд проявлений графита и термоантрацита такого же типа с общими ресурсами около 1000 млн.т.

В районе открыто месторождение мусковита - Бирулинское. На Бирулинском месторождении наряду с мусковитом отмечаются берилл (включая зелено-окрашенные разности) и калиевый полевой шпат, пригодный для изготовления химической посуды.

Камнесамоцветное сырье в пределах района представлено в первую очередь широким спектром халцедонов, ониксов и агатов, связанных с траппами, многочисленными проявлениями поделочного кианита, ставролита, амахонита, жадеита, нефрита и сапфирина, развитыми на Северном Таймыре, имеются также окаменелые деревья и мамонтовая кость.

На территории Диксонского района имеются перспективы для обнаружения проявлений алмазов.

Прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод ТАО составляют 284.1 тыс. куб. м в сутки. В целом по округу, обеспеченными поверхностными и подземными водами являются Дудинский и Норильский промышленный районы, в которых проживает 95 % населения; Хатангский, Усть-Енисейский и Диксонский районы - не обеспечены.

В отношении нефти и газа перспективы района (пока еще очень дальние) связаны в первую очередь с шельфами Карского моря и моря Лаптевых. Вместе с тем, уже в ближайшее время федеральной программой изучения недр планируется предварительная оценка указанных участков Северного Ледовитого океана на углеводородное сырье.

В целом же, Диксонский геолого-экономический район характеризуется низкой изученностью и экономически практически не освоен.

Чрезвычайно плохо изучены минерально-сырьевые ресурсы: до промышленных категорий разведаны лишь месторождения каменных углей, мусковита, россыпного золота, оценки прогнозных ресурсов даны каменных углей, керамическому сырью, бериллию, свинцу, цинку, рудному и россыпному золоту. В стоимостной оценке прогнозных ресурсов основную долю занимают угли.

При достаточно высоком потенциале минеральных ресурсов по причине труднодоступности территории и суровости арктического климата в освоение в ближайшее время будут вовлекаться только россыпные месторождения и небольшие наиболее богатые (20-5г/т) месторождения рудного золота. Разведанные и прогнозные запасы россыпей дают возможность организации в настоящее время двух приисков с производительностью каждого по 500 кг. Первый - на острове Большевик, второй на полуострове Челюскин.

Для комплексной оценки минерально-сырьевого потенциала района необходимо закончить среднемасштабное геологическое изучение (на 60 % территории отсутствует геологическая основа масштаба 1:200 000) и по отдельным видам сырья выполнить геолого-экономическую оценку.

Диксон – арктический поселок на берегу Карского моря ведет свою историю из глубины веков, исторические корни которого тесно связаны с героической эпохой полярных открытий и освоения Арктики.

Остров Диксон был открыт русскими поморами еще в начале XVII века. В 1610 г. в эти края ходил на кочах по Енисею торговец Кондратий Курочкин.

В XVIII веке русские моряки Обь-Енисейского отряда Великой Северной экспедиции обстоятельно изучили побережье Енисейского залива, впервые положив его на карту. Штурман Федор Алексеевич Минин, открыв у «заворота земли» - входа в Енисейский залив неведомые ранее острова и удобную около них бухту, писал: «А от сильных и противных ветров к сохранению морских судов защищение благонадежное».

В 1738 г. назвал он нынешний остров Диксон «Большой Северо- Восточный», а местные промышленники величали его «Долгий» или «Кузькин».

Карта о. Диксон составленная Норденшельдом

Известный шведский полярный исследователь Нильс Адольф Эрик Норденшельд в 1875 г., совершая плавание на шхуне «Превен» в устье Енисея, также обратил внимание на глубоководную, хорошо защищенную от ветров гавань, лучшую, по его мнению, на всем северном побережье Азии. "Я надеюсь", - писал он, - "что гавань эта, ныне пустынная, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей".

А. Э. Норденшельд назвал ее гаванью Диксона, в честь шведского предпринимателя и мецената Оскара Диксона, финансировавшего многие полярные экспедиции. В 1894 г. острову Диксон официально было присвоено это имя известным русским гидрографом Андреем Ипполитовичем Вилькицким (спустя почти двадцать лет, как его назвал А. Э. Норденшельд).

Гавань Диксон стала часто посещаться судами, которые использовали ее для отстоя. Например, в 1893 г. Северным морским путем было доставлено 1500 тонн рельс для Транссибирской железной дороги. Полярный исследователь Эдуард Васильевич Толль, руководивший Русской Полярной экспедицией (1900-1903 гг.), создал на острове Диксон угольный склад (деревянный амбар) для своей яхты «Заря». Склад этот стал первым строением на острове, впоследствии эпизодически использовался другими судами.

Через Диксон прошли первые крупные полярные экспедиции, почти ежегодно осуществлялись Карские морские экспедиции, в течение 45 лет было совершено 122 таких плавания, но только 36 из них были успешными. Здесь побывали известные первооткрыватели, исследователи полярных морей, знаменитые капитаны и летчики: Х. П. Лаптев, Ф. А. Минин, Д. В. Стерлегов, А. И. Вилькицкий, Б. А. Вилькицкий, Э. В. Толль, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Н. Н. Урванцев, Н. А. Бегичев, О. Ю. Шмидт, В. Ю. Визе, Б. Г. Чухновский, В. С. Молоков и многие другие. Их имена увековечены в названиях памятников (Бегичеву, Тессему), на карте поселения Диксон в географических названиях берегов, островов, морей, проливов, бухт: берег Харитона Лаптева, берег Петра Чичагова, море Лаптевых, мыс Челюскина, шхеры Минина, берег Прончищева, пролив Овцына.

Дальнейшее освоение Северного морского пути и, в частности, обеспечение работ Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) на пароходах «Таймыр» и «Вайгач», вызвали необходимость создания на острове Диксон полярной радиостанции. В августе 1915 г. «экспедиция Г. П. Кушакова доставила на Диксон шестикиловаттную радиотелеграфную станцию. По рабочим чертежам, выполненным А. В. Телегиным, была изготовлена 110-метровая мачта для беспроволочного телеграфа, смонтированная под руководством электрика Л. К. Леске на острове Диксон» (Денисов В. «Хронология Таймыра», Норильск, 2009, С. 135). 7 сентября 1915 г. Диксонская радиостанция впервые вышла в эфир, была установлена 13 связь с Исакогорской радиостанцией, расположенной вблизи Архангельска. Эту дату принято считать днем основания поселка Диксон.

«18 сентября 1915 года на Диксоне построены первые жилые дома» («Советский Таймыр», 1980, 11 октября, С. 2). В порту Диксон устраивается зимовье на 54 человека, а по берегу между Диксонской бухтой и устьем р. Пясины - три депо провизии. Главный врач экспедиции (ГЭСЛО) Леонид Михайлович Старокадомский так описал Диксон того времени: «На острове заканчивалась постройка двух домов, были выстроены хорошая баня и сарай. Все постройки изготовлены в Красноярске и оттуда доставлены в разобранном виде. Около домов возвышалась, правда, еще не оснащенная, радиомачта в 110 метров» («Диксонская народная картинная галерея», М., 1988, С. 5). С 1916 г. работает гидрометеорологическая станция. На их базе в 1930-е годы созданы первый на Северном морском пути арктический радиометеорологический центр и геофизическая обсерватория. Они сыграли роль градообразующих предприятий. Развитие мореплавания по Северному морскому пути способствовало превращению полярной станции в районный центр.

В 1930-1932 гг. состоялась Североземельская экспедиция под руководством Г. А. Ушакова, которую относят к географическим событиям ХХ века. Она состояла все- го из четырех человек: сам Георгий Алексеевич Ушаков, геолог Николай Николаевич Урванцев (первооткрыватель Норильского рудного месторождения), каюр-охотник Сергей Прокопьевич Журавлев (единственным транспортным средством экспедиции были собаки, от них, от работы каюра во многом зависел успех экспедиции) и радист Василий Васильевич Ходов (обеспечивал связь с материком). Людей и собак на западный берег архипелага Северная Земля высадил ледокол, совершающий очередной рейс в летнюю навигацию. Здесь был собран дом, который стал главной базой экспедиции. Ее участники снимали местность, определяли астрономические пункты, проводили геологические исследования. Все данные использовались при составлении карты Северной Земли. Экспедиция также изучала животный и растительный мир, охотничье-промысловые возможности, проводились метеорологические и гидрографические наблюдения.

В 1937 г. на острове Диксон были открыты первый магазин, почта.

В 1939 г. на Диксоне оборудована угольная база. Уголь доставлялся баржами с р. Пясины.

Летом 1941 г. было закончено строительство нескольких двухэтажных домов, которые положили начало первой улицы в поселке Диксон – улице Водопьянова. В 1945 г. на Диксоне была организована шестимесячная вечерняя школа для обучения партхозактива.

В 1956 г. «Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 ноября поселок Диксон Усть-Енисейского района Таймырского национального округа отнесен к категории рабочих поселков» («Советский Таймыр», 1980, 23 августа, С. 2). В апреле 1957 г. островной и материковый поселки были административно объединены в один, ставший центром Диксонского района, выделившегося из Усть-Енисейского.

Во время советского периода освоения Арктики поселок Диксон превратился в важный транспортный узел, развитие получила стройбаза, сельскохозяйственное производство, социальная сфера. Здесь размещалось подразделение ПВО (противовоздушной обороны) и пограничников. Население поселка – высококлассные, образованные специалисты занимались обслуживанием навигации, научными наблюдениями за климатом, гидрографическими исследованиями, геологоразведкой, промыслом морского зверя, пушнины, рыбы.

Материал дан по "Такой известный – неизвестный Диксон" [Текст]: к 100-летию со времени основания: [справочно-библиографическое пособие] / сост. А. А. Дагинтен, Н. О. Бабийчук, отв. за вып. К. И. Тлехугова; Центральная библиотека МБУК «Дудинская ЦБС».– Дудинка: [б. и.], 2015. –185 с.: фото.

История названия

Открыт, вероятно, в начале XVII века поморами во время плаваний вниз по Енисею до его устья и далее - до реки Пясина . Арктическим мореходам остров Диксон известен с XVIII века . Во время Великой Северной экспедиции в 1738 году начальник ее Обь-Енисейского отряда штурман Фёдор Минин назвал этот клочок суши «Большим Северо-Восточным» . Позже русские промышленники именовали его «остров Долгий» .

Однако эти названия были забыты. В XIX веке остров стал известен как «остров Кузькин» . Что, по легенде якобы соответствует имени морехода-промышленника Кузьмы.

Главная особенность экспедиции - малое количество людей в экипаже. Амундсен сделал это специально, чтобы все были предельно заняты и, по-возможности, разнообразной работой. Это он считал лучшим средством от депрессии при неизбежных в таких экспедициях зимовках.

Через месяц после старта в районе залива Югорский Шар на борт был взят еще один человек - русский радист Геннадий Олонкин. В сентябре экспедиция прошла мыс Челюскин и 13 сентября остановилась на зимовку у побережья Таймыра.

По-видимому, зимовка была не простая. Полярники никуда не уходили от судна целый год. Льды освободили «Мод» ровно через год - 12 сентября 1919 года .

С судна уходит самый молодой матрос Петер Тессем и с ним опытный Пауль Кнудсен.

Р. Амундсен в разное время по-разному объяснял причины их отправки на Диксон, находящийся в 800 км на юго-запад. В начале он говорил о необходимости доставки почты с результатами исследований в Норвегию . Это не очень убедительно, так как там эту почту никто не ждал. Позже он говорил о том, что Тессем жаловался на головные боли, бессонницу, слабость. Это уже более правдоподобно - похоже на депрессию .

Что касается расстояния, то для Арктики 800 километров вдоль берега - это реально. Тем более, что Кнудсен в 1915 году ходил здесь по льдам от норвежского судна «Эклипс» к зимующим пароходам русской экспедиции Б. А. Вилькицкого . Да и склады продовольствия на пути были известны путешественникам. Посланцы пропали.

Экспедиция в начале своего пути двинулась на мыс Вильда. Там, под каменным гурием (вроде тура), в жестянке из-под консервов была найдена записка от 18 ноября 1919 года . Из записки следовало, что путники в хорошем состоянии, идут к Диксону, имеют продуктов на двадцать дней. Далее по пути вдоль берега на юго-запад 2 августа были обнаружены норвежские санки, на следующие сутки у мыса Стерлегова - нарта и, наконец, у мыса Приметного через две недели Бегичев наткнулся на первую страшную находку.

В большом кострище на берегу лежали обугленные человеческие кости, череп, вокруг в беспорядке были разбросаны гильзы от патронов, сломанный нож, много мелких вещей, по которым Бегичев установил, что здесь был сожжен труп одного из ушедших моряков со шхуны «Мод» . Правда, норвежцы считают, что это был труп кого-то из экспедиции Русанова . На следующий год, на берегу реки Зеледеева, что в 80 км от Диксона, найдены различные предметы путников: теодолит, почта и др. Еще ближе к Диксону, у реки Убойной найдены две пары норвежских лыж и обрывки спального мешка. И уже в трех километрах от Диксона, совершенно случайно, Бегичев обнаружил скелет человека, в полусгнившей одежде которого, в кармане лежали золотые часы с именем хозяина - П. Тессема. Фотографию скелета Тессема сделал Рыбин Г. Н. в июле 1922 года .

Смерть застала норвежца на нижней части берегового отлога. Поднимись он на берег, пройди, проползи всего-то 8-10 метров, наверняка бы заметил либо постройки, либо огни русской станции, и это могло придать ему новые силы. Но сделать это ему было не суждено.

У мыса Приметного явно видны признаки борьбы и насильственной смерти одного из моряков. Возможно это развязка тяжелой ссоры между моряками, не столь уж редкой в подобных переходах.

Великая Отечественная война

В 1943 году немецкое командование предприняло очередную попытку заблокировать порт Диксон постановкой минных заграждений. 23-25 сентября 2 немецкие подводные лодки поставили на подходах к порту 48 донных мин с магнитными и акустическими взрывателями . Наблюдательные посты обнаружили одну из подводных лодок, после чего было проведено траление фарватеров. В течение первой половины октября удалось уничтожить минное заграждение противника и обеспечить безопасное движение транспортов и боевых кораблей.

Стойкость и мужество защитников Диксона позволило за время навигации 1943 года перевезти морским путём более 235 тысяч человек, 1185 автомашин, 136 тракторов, более 72 тонн продовольствия и фуража, около 99 тысяч тонн горючего, 34 тысячи тонн угля и т. д.

Побратимство

Во второй половине 80-х годов жизнь советского Диксона изменилась. Именно в этот период зародилась идея «братания» с США , долгое время находившихся на положении вероятного противника СССР, движения по установлению дружеских связей между городами обеих стран, что должно было создать обстановку взаимного понимания и доверия.

У двух журналистов - Сергея Остроумова из Иркутска и Бориса Иванова из Красноярска - родилась идея: а почему бы не найти побратима советскому Диксону, о котором за рубежом, наверно, было известно? Заметим, что географических объектов с таким названием, как Диксон, на картах мира достаточно. В Указателе к Морскому атласу, уникальному картографическому изданию, вышедшему после войны, их насчитывается свыше десяти. Помимо посёлка, острова, бухты, есть другие населённые пункты, а также острова, бухта и даже гора. Причём все зарубежные - в Западном полушарии.

Выбор пал именно на американский город Диксон (Dixon), расположенный в штате Иллинойс . Именно этот «американец» стал побратимом советского арктического посёлка.

Установление связей между американским Диксоном и советским прошло через несколько этапов, на первом из которых и с той, и с другой стороны возникали, и немалые, сомнения, и серьёзные возражения, не говоря уже о разных больших и малых бюрократических препонах, вставших на пути контактов. Шла оживлённая переписка, обращения в самые высокие инстанции. Состоялся обмен фотовыставками. В августе 1988 года за океан к своему коллеге - мэру Диксона Джеймсу Диксону - отправился председатель Диксонского районного Совета народных депутатов Николай Павлович Картамышев . Это послужило началу взаимных визитов. Первыми гостями советского Диксона стали журналист Билл Шоу , владелец газеты «Диксон телеграф», и его супруга Эми. Ему как «разведчику» поручили рассказать соотечественникам обо всём увиденном в арктическом поселке. Также на Диксон на Таймыре прибыл во главе четвёрки американцев сам мэр Джеймс Диксон . В начале 1990 года в американский Диксон отправилась учительница диксонской средней школы № 2 Надежда Науменко . Вслед за ней с началом каникул на американскую землю по приглашению своих сверстников приехали с берега Карского моря на две недели одиннадцать школьников-старшеклассников. Их сопровождал начальник Диксонского управления по гидрометеорологии В. Майоров . С ответным визитом на Диксон в том же году приехали американские педагоги Д.Радэнти и Т.Хайнтцельман . В дальнейшем одной из крупнейших акций в развитии сотрудничества и дружеских связей между двумя Диксонами стал перелёт по маршруту Красноярск - Магадан - Анкоридж (Аляска) - Рокфорд, что в 40 километрах от американского побратима. Там высадилась тогда торговая делегация, возглавляемая председателем Красноярского крайисполкома, народным депутатом СССР В. И. Сергиенко , многочисленная (свыше 50 человек) группа красноярцев-авиаторов, руководителей предприятий, художников, артистов, журналистов. Диксончан представляли председатель райисполкома Н.Карамышев с супругой, председатель районного народного суда комитета содружества К.Копнин , директор рыбозавода Е. Петров и командир вертолёта В.Лебер . Полёт Ту-154М (командир экипажа начальник инспекции Красноярского управления гражданской авиации В.Медведев ) продолжался 13 часов, во время которых был проложен новый воздушный мост из Советского Союза в США через западное побережье заокеанского континента.

Со временем связи между обоими Диксонами стали затихать.

Климат

Климат острова Диксон
Показатель Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Абсолютный максимум, °C −0,5 −1,3 −0,2 1,8 10,4 22,2 26,8 26,9 16,6 6,2 1,9 3,9 26,9
Средний максимум, °C −21,7 −22,4 −19,8 −13,2 −5,4 2,3 7,7 7,3 3,3 −5,5 −14,5 −18,4 −8,3
Средняя температура, °C −26,8 −26,4 −23,4 −17,9 −9,1 −0,3 4,3 4,5 1,1 −8,5 −18,9 −22,9 −12
Средний минимум, °C −29 −30 −28 −21 −11 −2 2 3 0 −10 −21 −26 −14
Абсолютный минимум, °C −46,2 −48,1 −44 −38 −28,8 −17,3 −3,4 −3,6 −12 −31,3 −42,8 −46,6 −48,1
Норма осадков,

Похожие публикации