Все о рыбалке

Возникновение азербайджана. Происхождение азербайджанцев

Введение.

Азербайджанцы, азербайджанские тюрки, иранские тюрки - это всё название одного и того же современного тюркского народа Азербайджана и Ирана
На территории ныне независимых государств, ранее входивших в состав Советского Союза, проживают 10-13 млн. азербайджанцев, которые, кроме Азербайджана, живут также в России, Грузии, Казахстане, Узбекистане и Туркмении. В 1988-1993 годах в результате агрессии властей Армении около одного миллиона азербайджанцев Южного Закавказья были изгнаны из родных земель.
По мнению некоторых исследователей, азербайджанцы составляют одну третью часть всего населения современного Ирана и занимают по данному показателю второе место в стране после персов. К сожаленью, наука на сегодняшний день не располагает точными данными о численности азербайджанцев, проживающих на территории северного Ирана. Ориентировочно их численность определяется от 30 до 35 миллионов.
На азербайджанском языке говорят также афшары и кызылбаши, живущие в некоторых областях Афганистана. Очень близок к современному азербайджанскому языку язык некоторых тюркских групп южного Ирана, Ирака, Сирии, Турции и Балкан.
По ориентировочным подсчетам исследователей, сегодня в мире на азербайджанском языке говорят 40-50 млн. человек.
Азербайджанцы вместе с генетически наиболее близкими им анатолийскими турками составляют свыше 60% от общей численности всех современных тюркских народов.
Необходимо отметить, что за последние два столетия по вопросам этногенеза азербайджанцев написаны сотни книг и статей, высказано множество самых разнообразных мыслей, предположений и догадок. Вместе с тем, несмотря на имеющееся разнообразие мнений, все они, в основном, сводятся к двум главным гипотезам.
Сторонники первой гипотезы, считают, что азербайджанцы - это потомки древних этнических групп, населявших в древности западное побережье Каспия и прилегающие территории (здесь чаще всего называют ираноязычных мидийцев и атропатенцев, а также кавказоязычных албанцев), которые в средние века были «отуречены» пришлыми тюркскими племенами. В советские годы эта гипотеза происхождения азербайджанцев в историко-этногрфической литературе стала традицией. Особенно рьяно эту гипотезу защищали Играр Алиев, Зия Буниятов, Фарида Мамедова, А.П.Новосельцев, С.А.Токарев, В.П. Алексеев и др., хотя за аргументацией почти во всех случаях эти авторы отсылали читателей к сочинениям Геродота и Страбона. Проникнув в ряд обобщающих изданий (трехтомник «История Азербайджана»), мидийско-атропатено-албанская концепция этноге¬неза азербайджанцев стала одной из распространенных поло¬жений советской исторической науки. Археологические, лингвистические, этнографические источники в сочинениях вышеуказанных авторов практически отсутствовали. В лучшем случае в качестве доказательства иногда рассматривались топонимы и этнонимы, указанные в сочинениях античных авторов. Наиболее агрессивно в Азербайджане эту гипотезу отстаивал Играр Алиев. Хотя время от времени он высказывал диаметрально противоположные взгляды и идеи.
Например, в 1956 году в книге «Мидия - древнейшее государство на территории Азербайджана» он пишет: «Считать мидийский язык безусловно иранским по крайней мере несерьезно».(1956, стр 84)
В «Истории Азербайджана»(1995) он уже заявляет: «Имеющийся в настоящее время в нашем распоряжении мидийский языковой материал, достаточен чтобы распознать в нем иранский язык». (1995, 119))
Играр Алиев (1989): «Большинство наших источников, Атропатену действительно считают частью Мидии и в частности такой осведомленный автор как Страбон».(1989, стр.25)
Играр Алиев (1990): «Верить Страбону можно не всегда: «География его содержит немало противоречивого…Географ делал различного рода несправедливые и легковерные обобщения».(1990, стр. 26)
Играр Алиев (1956): «Не стоит особенно доверяться грекам, сообщившим, что мидянин и перс в разговоре понимали друг друга». (1956, стр.83)
Играр Алиев (1995): «Уже сообщения античных авторов определенно свидетельствуют о том, что в древности персов и мидян называли ариями». (1995, стр. 119)
Играр Алиев (1956): «Признание в мидянах иранцев есть, несомненно, плод тенденциозной однобокости и научной схематичности индоевропейской миграционной теории». (1956, стр.76)
Играр Алиев (1995): «Несмотря на отсутствие связанных текстов на мидийском языке, мы, теперь опираясь на значительный ономастический материал и другие данные, мы можем с полным основанием говорить о мидийском языке и отнести этот язык к северо-западной группе иранской семьи». (1995, стр.119)
Можно привести ещё с десяток подобных противоречивых высказываний Играра Алиева, человека около 40 лет возглавляющего историческую наук Азербайджана. (Гумбатов, 1998, стр.6-10)
Сторонники второй гипотезы доказывают, что предками азербайджанцев являются древние тюрки, которые с незапамятных времён живут на данной территории, и все пришлые тюрки, естественно, смешивались с местными тюрками, живущими с древних времен на территории юго-западного Прикаспия и Южного Кавказа. Существование различных или даже взаимоисключающих гипотез по спорной проблеме само по себе, конечно, вполне допустимо, но, по мнению известных учёных Г. М. Бонгард-Левина и Э. А. Грантовского, как правило, часть из этих гипотез, если не большинство, не сопровождается историко-лингвистическими доказательствами. (1)
Однако, сторонники второй гипотезы также как и сторонники первой гипотезы для доказательства автохтонности азербайджанцев в основном опираются на топонимы и этнонимы, упомянутые в трудах античных и средневековых авторов.
Например, ярый сторонник второй гипотезы Г.Гейбуллаев пишет: «В античных, среднеперсидских, раннесредневековых армянских, грузинских и арабских источниках в связи с историческими событиями на территории Албании упоминаются многочисленные топонимы. Наши изыскания показали, что подавляющее большинство их являются древнетюркскими. Это служит наглядным аргументом в пользу нашей концепции о тюркоязычности албанского этноса Албании раннего средневековья…К древнейшим тюркским топонимам можно отнести некоторые топонимы в Албании, упоминаемые в труде греческого географа Птолемея (II в.) - 29 населенных пунктов и 5 рек. Некоторые из них являются тюркскими: Алам, Гангара, Деглана, Иобула, Кайси и др. Следует учесть, что эти топонимы дошли до нас в искаженной форме, а некоторые имеют написание на древнегреческом языке, часть звуков которого не совпадает с тюркскими языками.
Топоним Алам можно отождествить со средневековым топонимом Улам - названием места впадения Иори в р. Алазань в бывшем Самухе в северо-восточной Албании, который в настоящее время называется Дар-Доггаз (от азерб. дар «теснина» и доггаз «проход»). Слово улам в значении «проход» (ср. современное значение слова доггаз «проход») до сих пор сохранилось в азербайджанских диалектах и восходит, несомненно, к тюрскому олом, олам, олум, «брод», «переправа». С этим словом связано и название горы Эскилюм (Зангеланский р-н) - от тюркского эски «старый», «древний» и улюм (от олом) «проход».
Птолемей в устье реки Куры указывает пункт Гангар, что, вероятно, является фонетической формой топонима Сангар. В древности в Азербайджане было два пункта, именовавшихся Сангар, один- у слияния рек Куры и Аракса и второй - у слияния рек Иори и Алазани; Трудно сказать, какой из указанных топонимов относится к древнему Гангару. Что касается лингвистического объяснения происхождения топонима Сангар, то он восходит к древнетюркскому сангар «мыс», «угол». Топоним Иобула, вероятно, является древнейшим, но искаженным названием Белоканы в северо-западном Азербайджане, в котором нетрудно выделить компоненты Иобула и «кан». В источнике VII века этот топоним отмечен в форме Балакан и Ибалакан, которую можно считать связующей между Иобула Птолемея и современными Белоканами. Этот топоним образовался от древнетюркского бел «холм» соединительной фонемы а и кан «лес» или же суффикса ган. Топоним Деглана можно связать с позднейшим Су-Дагылан в районе Мингечаура - от азерб. су «вода» и дагылан «развалившийся». Гидроним Кайси, возможно, является фонетическим образованием от койсу «синяя вода»; заметим, что современное название Геокчай означает «синяя река». (Гейбуллаев Г.А. К этногенезу азербайджанцев, т.1 – Баку: 1991. – стр.239-240).
Подобные «доказательства» автохтонности древних тюрков фактически являются антидоказательствами. К сожаленью, 90% трудов азербайджанских историков построены на подобном этимологическом анализе топонимов и этнонимов.
Однако большинство современных ученых считают, что этимологический анализ топонимов не может помочь в решении этногенетических проблем, так как топонимика меняется со сменой населения
Так, например, по мнению Л.Клейна: «Топонимику народ оставляет не там, где он больше или изначально жил. От народа остается топонимика там, где его предшественники полностью и быстро сметены, не успев передать свою топонимику пришельцам, где возникает много новых урочищ, требующих названия, и где этот пришлый народ живет до сих пор или преемственность не нарушена потом радикальной и быстрой сменой населения".
В настоящее время общепризнанным является тот факт, что проблема происхождения отдельных народов (этносов) должна решаться на основе комплексного подхода, то есть общими усилиями историков, лингвистов, археологов и представителей других смежных дисциплин.
Прежде чем перейти к комплексному рассмотрению интересующей нас проблемы, хотелось бы остановиться на некоторых фактах, имеющих непосредственное отношение к нашей теме.
В первую очередь, это касается, так называемого «мидийского наследства» в этногенезе азербайджанцев.
Как известно, одним из авторов рассматриваемой нами первой гипотезы является главный советский специалист по древним языкам И.М.Дьяконов.
За последние полвека во всех работах о происхождении азербайджанцев имеются ссылки на книгу И.М.Дьяконова «История Мидии». В частности для большинства исследователей ключевым моментом в этой книге было указание И.М.Дьяконова о том, что «нет сомнения, что в сложном, многостороннем и длительном процессе сложения азербайджанской нации мидийский этнический элемент сыграл очень важную, в известные исторические периоды – ведущую роль».(3)
И вдруг в 1995 году И.М.Дьяконов высказывает совершенно иной взгляд на этногенез азербайджанцев.
В «Книге воспоминаний» (1995) И.М. Дьяконов пишет: «я, по совету ученика моего брата Миши, Лени Бретаницкого, подрядился написать для Азербайджана «Историю Мидии». Все тогда искали предков познатнее и подревнее, и азербайджанцы надеялись, что мидяне – их древние предки. Коллектив Института истории Азербайджана представлял собой хороший паноптикум. С социальным происхождением и партийностью у всех было все в порядке (или так считалось); кое-кто мог объясниться по-персидски, но в основном они были заняты взаимным поеданием. К науке большинство сотрудников института имело довольно косвенное отношение... Доказать азербайджанцам, что мидяне – их предки, я не смог, потому что это все-таки не так. Но «Историю Мидии» написал – большой, толстый, подробно аргументированный том». (4)
Можно предположить, что известного учёного эта проблема мучила всю жизнь.
Необходимо отметить, что проблема происхождения мидийцев до сих пор считается не решенной. Видимо поэтому в 2001 году европейские востоковеды решили собраться вместе и наконец-то общими усилиями решить эту проблему.
Вот, что об этом пишут известные российские востоковеды Медведская И.Н. и Дандамаев М.А: «противоречивая эволюция наших знаний о Мидии нашла обстоятельное отражение на конференции под названием «Продолжение империи (?): Ассирия, Мидия и Персия», проведенной в рамках программы сотрудничества между университетами Падуи, Инсбрука и Мюнхена в 2001 г. доклады которой опубликованы в рецензируемом томе. В нем преобладают статьи, авторы которых считают, что Мидийского царства по существу не было…, что описание Геродотом мидийцев как огромного этноса со столицей в Экбатанах не подтверждается ни письменными, ни археологическими источниками (однако добавим от себя, и не опровергаются ими)». (5)
Необходимо отметить, что в постсоветское время большинство авторов этногенетических исследований при написании очередной книги никак не могут отмахнуться от весьма неприятного фактора под названием «Шнирельман».
Дело в том, что этот господин считает своим долгом в менторском тоне «критиковать» всех авторов книг по этногенезу, издаваемых на постсоветском пространстве («Мифы диаспоры», «Хазарский миф», «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье», «Патриотическое воспитание»: этнические конфликты и школьные учебники» и др.).
Так, например, В. Шнирельман в статье «Мифы диаспоры» пишет, что многие тюркоязычные ученые (лингвисты, историки, археологи): « в течение последних 20–30 лет со все большим жаром пытались, вопреки прочно установленным фактам, доказать древность тюркских языков в степной зоне Восточной Европы, на Северном Кавказе, в Закавказье и даже в ряде районов Ирана». (6)
О предках современных тюркских народов В. Шнирельман пишет следующее: «выйдя на историческую сцену как неутомимые колонизаторы, тюрки в течение последних столетий волею судьбы попали в ситуацию диаспоры. Это и определило особенности развития у них этногенетической мифологии в течение последнего столетия и, в особенности, в последние десятилетия». (6)
Если в советскую эпоху поручение по разносу не угодных властям авторов и их произведений «спецуполномоченные критики» типа В.Шнирельман очередное задание получали от различных спецслужб, то теперь эти «вольные литературные киллеры» работают, видимо, на тех, кто больше заплатит.
В частности, статью «Мифы диаспоры» господин В. Шнирельман написал за счет средств американского Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров.
На чьи средства В. Шнирельман написал антиазербайджанскую книгу «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье» выяснить не удалось, однако, тот факт, что его опусы часто публикуют в газете армян России «Еркрамас», говорит о многом.
Не так давно (7 февраля 2013) в этой газете опубликовали новую статью В. Шнирельмана «Ответ моим азербайджанским критикам». Эта статья по тону и содержанию ничем не отличается от предыдущих писанин этого автора (7)
Между тем издательство ИКЦ «Академкнига», выпустившее в свет книгу «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье», утверждает, что в нем «приведены фундаментальные исследования проблем этничности Закавказья. Показано, как политизированные версии прошлого становятся важной стороной современных националистических идеологий».
Я так много места не отвел бы господину Шнирельману, если бы он в «Ответе моим азербайджанским критикам» в очередной раз не коснулся проблемы происхождения азербайджанцев. По словам Шнирельмана ему очень хотелось бы узнать, «почему в течение XX века азербайджанские ученые пять раз сменили образ своих предков. Этот вопрос детально рассматривается в книге («Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье» -Г.Г.), но философ (доктор философских наук, профессор Зумруд Кулизаде-автор критического письма В.Шнирельману-Г.Г.) считает эту проблему недостойной своего внимания; она ее просто не замечает». (8)
Вот как описывает В. Шринельман деятельность азербайджанских историков в XX веке: «в соответствии с советской доктриной, проявлявшей особую нетерпимость к «народам-пришельцам», азербайджанцам был остро необходим статус коренного народа, а это требовало доказательства автохтонности происхождения.
Во второй половине 1930-х гг. азербайджанская историческая наука получила задание от первого секретаря ЦК КП Азербайджанской ССР М.Д. Багирова написать историю Азербайджана, которая бы изображала азербайджанский народ автохтонным населением и отрывала бы его от тюркских корней.
К весне 1939 г. первоначальный вариант истории Азербайджана был уже готов и в мае обсужден на научной сессии Отделения истории и философии АН СССР. В нем проводилась мысль о том, что Азербайджан был заселен непрерывно, начиная с каменного века, что по своему развитию местные племена нисколько не отставали от соседей, что они доблестно боролись с непрошеными захватчиками и, даже, несмотря на временные неудачи, всегда сохраняли свой суверенитет. Любопытно, что в этом учебнике еще не придавалось «должного» значения Мидии в развитии азербайджанской государственности, албанская тема почти полностью игнорировалась, а местное население, о каких бы эпохах речь ни шла, называлось исключительно «азербайджанцами».
Тем самым авторы идентифицировали жителей по местообитанию и поэтому не испытывали нужды в специальном обсуждении проблемы формирования азербайджанского народа. Этот труд был фактически первым систематическим изложением истории Азербайджана, подготовленным советскими азербайджанскими учеными. В азербайджанцы было зачислено древнейшее население региона, будто бы мало изменявшееся в течение тысячелетий.
Кем же были древнейшие предки азербайджанцев?
Авторы отождествляли их с «мидянами, каспиями, албанами и другими племенами, жившими на территории Азербайджана около 3000 лет назад».
5 ноября 1940 г. Состоялось заседание Президиума Азербайджанского филиала АН СССР, где «древняя история Азербайджана» была прямо отождествлена с историей Мидии.
Следующая попытка написать историю Азербайджана была сделана в 1945-1946 гг., когда, как мы увидим, Азербайджан жил грезами о близком воссоединении со своими сородичами, находившимися в Иране. В подготовке нового текста «Истории Азербайджана» участвовал практически тот же самый авторский коллектив, дополненный специалистами из Института истории партии, отвечавшими за разделы о недавней истории. В основу нового текста была положена прежняя концепция, согласно которой азербайджанский народ, во-первых, сформировался из древнейшего населения Восточного Закавказья и Северо-Западного Ирана, а во-вторых, хотя и испытывал некоторое влияние со стороны более поздних пришельцев (скифов и др.), оно было незначительным. Новым в этом тексте было стремление еще больше углубить историю азербайджанцев - на этот раз их предками объявлялись создатели культур бронзового века на территории Азербайджана.
Еще более четко задача была сформулирована XVII и XVIII съездами Коммунистической партии Азербайджана, проходившими соответственно в 1949 и 1951 гг. Они призывали азербайджанских историков «разрабатывать такие важные проблемы истории азербайджанского народа, как история Мидии, происхождение азербайджанского народа».
А в следующем году, выступая на XVIII съезде Коммунистической партии Азербайджана, Багиров рисовал тюрков кочевников грабителями и убийцами, которые мало соответствовали образу предков азербайджанского народа.
Эта мысль отчетливо звучала в ходе проходившей в Азербайджане в 1951 г. кампании, направленной против эпоса «Деде Коркут». Ее участники постоянно подчеркивали, что средневековые азербайджанцы были оседлыми жителями, носителями высокой культуры, и не имели ничего общего с дикими кочевниками.
Иными словами, происхождение азербайджанцев от оседлого населения древней Мидии было санкционировано азербайджанскими властями; и ученым оставалось лишь заняться обоснованием этой идеи. Миссия подготовки новой концепции истории Азербайджана была возложена на Институт истории Азербайджанского филиала АН СССР. Теперь основные предки азербайджанцев снова ассоциировались с мидянами, к которым добавлялись албаны, якобы сохранившие традиции древней Мидии после ее завоевания персами. О языке и письменности албанов не говорилось ни слова, равно как и о роли тюркского и иранского языков в эпоху средневековья. А все население, когда-либо жившее на территории Азербайджана, огульно зачислялось в азербайджанцы и противопоставлялось иранцам.
Между тем, никаких научных оснований смешивать раннюю историю Албании и Южного Азербайджана (Атропатены) не имелось. В древности и в раннем средневековье там жили совершенно разные группы населения, не связанные друг с другом ни культурно, ни социально, ни в языковом отношении.
В 1954 г. в Институте истории АН Азербайджана состоялась конференция, осудившая искажения истории, наблюдавшиеся в годы правления Багирова
Историкам было дано задание написать «Историю Азербайджана» заново. Этот трехтомный труд появился в Баку в 1958-1962 гг. Его первый том был посвящен всем ранним этапам истории вплоть до присоединения Азербайджана к России, и в его написании участвовали ведущие специалисты Института истории АН Азербайджанской ССР. Специалистов-археологов среди них не было, хотя том и начинался с эпохи палеолита. С первых же страниц авторы подчеркивали, что Азербайджан был одним из первых очагов человеческой цивилизации, что государственность возникла там еще в глубокой древности, что азербайджанский народ создал высокую самобытную культуру и веками боролся против иноземных завоевателей за независимость и свободу. Северный и Южный Азербайджан рассматривались как единое целое, и присоединение первого к России трактовалось как прогрессивный исторический акт.
Как авторы представляли себе формирование азербайджанского языка?
Они признавали большую роль сельджукского завоевания в XI в., вызвавшего значительный наплыв тюркоязычных кочевников. В то же время они видели в сельджуках инородную силу, обрекавшую местное население на новые
тяготы и лишения. Поэтому авторы подчеркивали борьбу местных народов за независимость и приветствовали распад Сельджукского государства, сделавший возможным восстановление азербайджанской государственности. В то же время они сознавали, что господство сельджуков положило начало широкому распространению тюркского языка, который постепенно снивелировал былые языковые различия между населением Южного и Северного Азербайджана. Население осталось прежним, но сменило язык, - подчеркивали авторы. Тем самым, азербайджанцы обретали статус безусловно коренного населения, хотя и имевшего иноязычных предков. Следовательно, исконная связь с землями Кавказской Албании и Атропатены оказывалась гораздо более значимым фактором, чем язык, хотя авторы и признавали, что установление языковой общности привело к образованию азербайджанской народности.
Рассмотренное издание послужило основой для нового школьного учебника, вышедшего в 1960 г. Все его главы, посвященные истории до конца XIX в., были написаны академиком A.C. Сумбатзаде. В нем еще более четко вырисовывалась тенденция связывать раннюю азербайджанскую государственность с царством Манна и Мидией Атропатеной. Говорилось о ранних тюркских волнах досельджукского времени, хотя и признавалось, что окончательно тюркский язык победил в XI-XII вв. Признавалась и роль тюркского языка в консолидации населения страны, однако подчеркивалась антропологическая, культурная и историческая преемственность, уходившая корнями в глубочайшую местную древность. Этого автору казалось достаточным, и специально вопрос о формировании азербайджанского народа не рассматривался.
До начала 1990-х гг. этот труд сохранял свое значение как основной курс истории Азербайджана, и его главные положения воспринимались как указания и призыв к действию».(10)
Как мы видим, В. Шнирельман считает, что официально одобренная и принятая властями ещё в 60-ые годы XX столетия «пятая» концепция (в нашей книге она рассматривается как первая гипотеза) за пределами Азербайджана до сих пор является доминирующей.
О борьбе сторонников обеих гипотез этногенеза азербайджанцев в последние 25 лет написано много книг и статей. Первое поколение азербайджанских историков, которые начали в 50-70 гг. заниматься проблемами древней и средневековой истории Азербайджана (Зия Буниятов, Играр Алиев, Фарида Мамедова и др.), создали определенную концепцию истории страны, согласно которой тюркизация Азербайджана имела место в 11 веке и именно с этого времени и необходимо говорить о начальном этапе этногенеза азербайджанского народа. Эта концепция нашла отражение не только в изданной в середине 50-х гг. трехтомнике «История Азербайджана», но и советских школьных учебниках. В то же время им противостояла другая группа историков (Махмуд Исмайлов, Сулейман Алияров, Юсиф Юсифов и др.), которые выступали за более глубокое изучение роли тюрок в истории Азербайджана, всячески удревняли факт присутствия тюрок в Азербайджане, полагая, что тюрки – исконно древний народ в регионе. Проблема заключалась в том, что первая группа (т.н. «классики») имела ведущие позиции в Институте истории Академии наук и в основном состояла из числа т.н. «русскоязычных» азербайджанцев, получивших образование в Москве и Ленинграде. Вторая группа имела слабые позиции в академическом Институте истории. В то же время представители второй группы имели сильные позиции в Азербайджанском государственном университете и Азербайджанском государством педагогическом институте, т.е. были очень популярны среди преподавателей и студентов. Историческая наука Азербайджана стала ареной борьбы как внутри страны, так и извне. В первом случае, заметно увеличилось число публикаций представителей второй группы, которые стали издавать статьи о древней истории Азербайджана, по которой, с одной стороны, история появления первых тюрок уходила в далекую древность. С другой стороны, старая концепция о тюркизации страны в XI веке объявлялась неверной и вредной, а ее представители – в лучшем случае объявлялись ретроградами. Борьба двух направлений в исторической науке Азербайджана особенно ярко проявилось в вопросе издания академической 8-томной «Истории Азербайджана». Работа над ней началась еще в середине 70-х годов и к началу 80-х гг. шесть томов (с третьего по восьмой) были уже готовы для издания. Однако проблема заключалась в том, что никак не принимались первый и второй тома, ибо там и развернулась основная борьба двух направлений в азербайджанской историографии из-за проблемы этногенеза азербайджанского народа.
О сложности и остроте конфликта говорит тот факт, что обе группы историков Азербайджана решились на необычный шаг: одновременно издали однотомные «История Азербайджана». И здесь главными были страницы, посвященные этногенезу азербайджанского народа, ибо в остальном никаких различий не было. В итоге, в одной книге утверждается, что впервые тюрки появляются на территории Азербайджана лишь в IV в., тогда как в другом тюрки объявляются автохтонным населением, проживающим здесь по меньшей мере с III тысячелетия до н.э.! В одной книге утверждается, что название страны «Азербайджан» имеет древнеиранские корни и происходит от названия страны «Атропатена». В другой это же самое объясняется как производное от названия древнетюркского племени «ас»! Удивительно, но при этом в обеих книгах речь идет об одних и тех же племенах и народах (саки, массагеты, киммерийцы, кутии, турукки, албаны и др.), но в одном случае они объявляются частью древнеиранского или местной кавказской группы языков, в другом эти же племена объявляются частью древнетюркского мира! Итог: в первой книге ушли в сторону от подробного освещения проблемы этногенеза азербайджанского народа, ограничившись краткой констатацией, что лишь в средние века, в период с IV по XII века шел процесс образования азербайджанского народа на основе прибывавших постоянно в эти столетия различных тюркских племен, смешивавшихся при этом с местными ираноязычными и другими племенами и народами. Во второй книге наоборот, этот вопрос был выделен в особую главу, где традиционная концепция образования азербайджанского народа подверглась критике и указано, что тюрки издревле проживали на территории Азербайджана.
Как мог убедиться читатель, проблема происхождения азербайджанцев пока ещё весьма далека от своего разрешения. К сожалению, ни одна из гипотез происхождения азербайджанцев по сей день, не исследована в полном объеме, то есть в соответствии с требованиями, которые предъявляет современная историческая наука к подобным этногенетическим исследованиям.
К сожаленью нет и достоверных фактов подкрепляющих вышеуказанные гипотезы. До сих пор нет специального археологического исследования, посвященного происхождению азербайджанцев. Мы не знаем, например, чем отличалась материальная культура маннев от культуры мидийцев, луллубеев, хурритов. Или например, чем отличались друг от друга в антропологическом отношении население Атропатены от населения Албании? Или же чем отличался погребения хурритов от погребений каспиев и кутиев? Какие лингвистические особенности языка хурритов, кутиев, каспиев, маннеев сохранились в азербайджанском языке? Не найдя ответ на эти и множество аналогичных вопросов по археологии, лингвистике, антропологии, генетике и другим смежным наукам, мы не сможем решить проблему происхождения азербайджанцев.
Известный российский ученый Л.Клейн пишет: ««Теоретически», «в принципе», можно, конечно, понастроить сколько угодно гипотез, развернутых в любых направлениях. Но это если нет фактов. Факты сковывают. Они ограничивают полосу возможных поисков».(12)
Я надеюсь, что анализ археологических, лингвистических, антропологических, письменных и других материалов, рассмотренных в этой книге и их оценка, даст мне возможность определить истинных предков азербайджанцев.

Литература:

1. Г. М. Бонгард-Левин. Э. А. Грантовский. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история М. 1983. стр.101-

2. Г. М. Бонгард-Левин. Э. А. Грантовский. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история М. 1983. стр.101-
http://www.biblio.nhat-nam.ru/Sk-Ind.pdf

3. И.М.Дьяконов. История Мидии. От древнейших времен до конца IV в до н.э. М.Л. 1956, стр. 6

4. (И.М. Дьяконов Книга воспоминаний. 1995.

5. Медведская И.Н., Дандамаев М.А. История Мидии в новейшей западной литературе
«Вестник древней истории», No 1, 2006. С. 202-209.
http://liberea.gerodot.ru/a_hist/midia.htm

6.В.Шнирельман, «Мифы диаспоры».

7. В.А.Шнирельман. Ответ моим азербайджанским критикам.«Еркрамас»,

8. Шнирельман В.А.Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.стр.3

9. В.А.Шнирельман. Ответ моим азербайджанским критикам.«Еркрамас»,

10. Шнирельман В.А.Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.стр.

11. Клейн Л.С. Трудно быть Клейном: Автобиография в монологах и диалогах. - СПб.:
2010. стр.245

Азербайджан - страна на юго-востоке Кавказа. Много важных и интересных событий происходило на этих землях. И многое о них нам может поведать история. Азербайджан предстанет в исторической ретроспективе, открыв тайны своего прошлого.

Расположение Азербайджана

Расположена на востоке Закавказья. С севера граница Азербайджана имеет соприкосновение с Российской Федерацией. На юге страна граничит с Ираном, на западе - с Арменией, на северо-западе - с Грузией. С востока страна омывается волнами Каспийского моря.

Территория Азербайджана практически в равной мере представлена горными районами и низменностями. Этот факт сыграл немаловажную роль в историческом развитии страны.

Первобытные времена

Прежде всего узнаем о наиболее древних временах, в которые нам позволяет заглянуть история. Азербайджан был заселен ещё на заре развития человечества. Так, наиболее древний памятник пребывания неандертальца на территории страны датируется более 1,5 млн лет назад.

Самые значительные стоянки древнего человека обнаружены в Азыхской и Тагларской пещерах.

Древний Азербайджан

Первым государством, которое располагалось на территории Азербайджана, была Манна. Центр его находился в границах современного Иранского Азербайджана.

Название «Азербайджан» происходит от имени Атропата - наместника, который стал править в Манне после покорения её Персией. В честь него вся страна стала называться Мидия Атропатена, что позже трансформировалось в название «Азербайджан».

Одним из первых народов, который населял Азербайджан, являлись албаны. Данная этническая группа принадлежала к нахско-дагестанской языковой семье и была родственно близка современным лезгинам. В I тыс. у албанов появилось собственное государство. В отличие от Манны, оно располагалось на севере страны. Кавказская Албания постоянно подвергалась захватническим устремлениям Древнего Рима, Византии, Парфянского царства и Ирана. Некоторое время на значительных территориях страны смог укрепиться Тигран II.

В IV в. н. э. на территорию Албании, в которой до тех пор господствовали местные религии и зороастризм, из Армении пришло христианство.

Арабское завоевание

В VII в. н. э. случилось событие, которое сыграло решающую роль в истории региона. Речь идет об арабском завоевании. Вначале арабы покорили Иранское царство, от которого Албания была в а затем начали наступление на сам Азербайджан. После того как арабы захватили страну, сделала новый виток ее история. Азербайджан теперь стал навеки неразрывно связан с исламом. Арабы, включив страну в Халифат, стали проводить планомерную политику исламизации региона и быстро достигли своих целей. Южные в первую очередь подверглись исламизации, а затем новая религия проникла в сельскую местность и на север страны.

Но не все так легко складывалось для арабской администрации на юго-востоке Кавказа. В 816 году в Азербайджане началось восстание, направленное против арабов и ислама. Руководил этим народным движением Бабек, который придерживался древней зороастрийской религии. Главной опорой восстания были ремесленники и крестьяне. Более двадцати лет народ во главе с Бабеком боролся с арабскими властями. Восставшим даже удалось изгнать арабские гарнизоны с территории Азербайджана. Чтобы подавить восстание, Халифату пришлось консолидировать все свои силы.

Государство Ширваншахов

Несмотря на то что восстание было подавлено, Халифат с каждым годом слабел. У него уже не было сил, как прежде, контролировать различные части огромной империи.

Наместники северной части Азербайджана (Ширвана), начиная с 861 года, стали именоваться Ширваншахами и передавать свою власть по наследству. Номинально они подчинялись халифу, но фактически были полностью независимыми правителями. Со временем даже номинальная зависимость исчезла.

Столицей Ширваншахов была изначально Шемаха, а затем Баку. Государство просуществовало до 1538 года, когда было включено в состав персидского государства Сефевидов.

В это же время на юге страны существовали попеременно сменяющие друг друга государства Саджидов, Саларидов, Шеддадидов, Раввадидов, которые также либо не признавали власть Халифата вообще, либо делали это только формально.

Тюркизация Азербайджана

Не менее важной для истории, чем исламизация региона, вызванная арабским завоеванием, была его тюркизация вследствие нашествия различных тюркских кочевых племен. Но, в отличие от исламизации, этот процесс растянулся на несколько столетий. Важность этого события подчеркивают ряд факторов, которыми характеризуется современный Азербайджан: язык и культура современного населения страны имеет тюркское происхождение.

Первой волной тюркского нашествия стало вторжение огузских племен сельджуков из Средней Азии, которое произошло в XI веке. Оно сопровождалось огромными разрушениями и уничтожением местного населения. Многие жители Азербайджана, спасаясь, бежали в горы. Поэтому именно горные районы страны менее всего подверглись тюркизации. Тут господствующей религией стало христианство, а жители Азербайджана смешались с обитавшими в горных регионах армянами. В то же время оставшееся на своих местах население, смешиваясь с тюркскими завоевателями, переняло у них язык и культуру, но при этом сохранило и культурное наследие своих предков. Образовавшийся от этого смешения этнос стал в будущем именоваться азербайджанцами.

После распада единого государства сельджуков на территории южного Азербайджана правила династия Ильдегезидов тюркского происхождения, а затем ненадолго эти земли захватили хорезмшахи.

В первой половине XIII века Кавказ подвергся монгольскому вторжению. Азербайджан был включен в состав государства монгольской династии Хулагуидов с центром на территории современного Ирана.

После падения династии Хулагуидов в 1355 году Азербайджан на непродолжительное время входит в состав государства Тамерлана, а затем становится частью государственных образований огузских племен Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Именно в этот период происходит окончательное формирование азербайджанской народности.

Азербайджан в составе Ирана

После падения государства Ак-Коюнлу, в 1501 году, на территории Ирана и южного Азербайджана образовывается мощное государство Сефевидов с центром в Тебризе. Позже столица была перенесена в иранские города Казвин и Исфахан.

Государство Сефевидов обладало всеми атрибутами настоящей империи. Особенно упорную борьбу Сефевиды вели на западе с набирающей мощь Османской империей, в том числе и на территории Кавказа.

В 1538 году Сефевидам удалось покорить государство Ширваншахов. Таким образом, под их властью оказалась вся территория современного Азербайджана. Иран сохранял контроль над страной и при следующих династиях - Хотаки, Афшаридов и Зендов. В 1795 году в Иране воцарилась династия Каджаров тюркского происхождения.

В то время Азербайджан был уже разделен на множество мелких ханств, которые подчинялись центральному иранскому правительству.

Завоевание Азербайджана Российской империей

Первые попытки установить контроль России над территориями Азербайджана были предприняты ещё при Петре I. Но в то время продвижение Российской империи на Закавказье не имело особых успехов.

Ситуация коренным образом изменилась в первой половине XIX века. В ходе двух русско-персидских войн, длившихся с 1804 по 1828 год, к Российской империи была присоединена практически вся территория современного Азербайджана.

Это был один из поворотных моментов, которыми пестрит история. Азербайджан с этих пор надолго был связан с Россией. Именно к временам пребывания в относится начало нефтедобычи в Азербайджане и развития промышленности.

Азербайджан в составе СССР

После Октябрьской революции наметились центробежные тенденции в различных регионах бывшей Российской империи. В мае 1918 года была образована независимая Азербайджанская Демократическая Республика. Но молодое государство не смогло выстоять в борьбе с большевиками, в том числе по причине внутренних противоречий. В 1920 году оно было ликвидировано.

Большевиками была создана Азербайджанская ССР. Первоначально она входила в состав Закавказской федерации, но с 1936 года стала полностью равноправным субъектом СССР. Столицей данного был город Баку. В этот период интенсивно развивались и другие города Азербайджана.

Но в 1991 году произошел распад Советского Союза. В связи с этим событием Азербайджанская ССР прекратила свое существование.

Современный Азербайджан

Независимое государство стало именоваться Азербайджанской Республикой. Первый президент Азербайджана - Аяз Муталибов, ранее бывший первым секретарем республиканского комитета Коммунистической партии. После него попеременно должность главы государства занимали и Гейдар Алиев. В настоящее время президент Азербайджана - сын последнего, Он вступил в эту должность в 2003 году.

Наиболее острая проблема в современном Азербайджане - это Карабахский конфликт, начавшийся ещё в конце существования СССР. В ходе кровавого противостояния между правительственными войсками Азербайджана и жителями Карабаха, при поддержке Армении, была образована непризнанная Республика Арцах. Азербайджан считает данную территорию своей, поэтому конфликт постоянно возобновляется.

Вместе с тем нельзя не отметить и успехи Азербайджана в построении независимого государства. Если в будущем эти успехи будут развиты, то процветание страны станет закономерным итогом общих усилий правительства и народа.

К концу XVIII - началу XIX в. внутреннее и внешнеполитическое положение Азербайджана было чрезвычайно сложным. Прежде всего, это проявилось в политической и экономической отсталости, вызванной господством натурального хозяйства, феодальной раздробленностью страны и междоусобицами. Также нельзя обделить вниманием тот факт, что нашествия иноземных захватчиков в лице Ирана, постоянно препятствовали созданию в Азербайджане централизованного государства, зарождению капиталистических отношений. Азербайджан, как и другие страны Закавказья, одними лишь внутренними силами не мог успешно развивать экономику и одновременно препятствовать посягательствам со стороны внешних врагов.

Как показывает историческая практика, наилучшим путем к централизации государства может стать лишь установление сдержанного контроля со стороны государства более могущественного, но в данной ситуации возникает двоякая ситуация: грань между контролем и порабощением тонка. В случае с Азербайджаном вырисовывалась следующая картина событий: попытки отдельных ханов объединить Азербайджан под своей властью были обречены на неудачу, то страна могла лишь ожидать силового подчинения разрозненных территорий со стороны Ирана или Турции. Другим вариантом стал поиск военно-политического покровителя, со своими экономическими интересами, которые так же позволили бы развить самостоятельную экономическую систему в самом Азербайджане.

Таким покровителем для него стала Царская Россия, выражавшая интересы дворян-помещиков и купцов, стремившаяся к завоеванию новых экономических зон, расширению рынков сбыта и получению источников сырья. Закавказье, в том числе Азербайджан, учитывая его стратегическое и экономическое значение, стал наиболее привлекательным объектом внешней политики царской России. Завоевание этого края решило бы соотношение сил в традиционном русско-турецком соперничестве в пользу России.

Независимо от субъективных устремлений царизма, присоединение Закавказья к России объективно должно было привести к прогрессивным последствиям. К началу XIX в. в России развивались капиталистические отношения, росли промышленность и торговля. Петербург, Москва и многие другие города стали крупными экономическими и культурными центрами.

Россия выступала на Востоке, как передовая страна. Ф. Энгельс писал, что "Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку", что "господство России играет цивилизующую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар...".

В конкретной исторической обстановке того времени большое значение имело дальнейшее усиление российской ориентации Азербайджана, сыгравшей важную роль в присоединении его к России. Наиболее дальновидные феодальные правители Азербайджана на рубеже XVIII и XIX вв. стремились к усилению экономических и политических связей с Россией, хотели перейти в ее подданство. Так как они хотели хороших отношений с сильной державой, это помогло бы развитию торговли. В 1800 г. Под покровительство России было принято Талышское ханство. В 1801 г. ко двору: императора Александра I (1801--1825 гг.) прибыли послы Талышского, Бакинского и Кубинского ханств, которые вели переговоры об условиях присоединения к России.

Западноевропейские державы, в особенности Англия и Франция, также имевшие захватнические планы в отношении Закавказья, пристально следили за действиями России в Закавказье и стремились помешать ее планам.

Важное значение для всех народов Кавказа имело присоединение Восточной Грузии к России в 1801 г. 12 сентября 1801г. был обнародован манифест царя о присоединении Картли-Кахетинского царства к России. Образовалась Грузинская губерния, во главе которой стоял главнокомандующий войсками и гражданский правитель. В состав этой губернии вошла и часть территории Азербайджана - Газахское, Борчалинское и Шамшадильское султанства, которые находились в вассальной зависимости от Картли-Кахетинского царства и совместно с последним были присоединены к России. Следовательно, с присоединением Грузии к России было положено начало завоеванию азербайджанских земель Россией.

Одновременно в состав Российского государства вошли Казахское и Шамшадильское султанства, в основном населенные азербайджанцами. Началось присоединение Азербайджана к России. В рескрипте Александра 1 от 12 сентября 1801 г. говорилось: "Содержа сношения с окрестными владельцами и народами, стараться приумножить число приверженных к России, особенно же привлекать ханов Эриванского, Ганджинского, Шекинского, Ширванского, Бакинского и других, над коими власть Баба хана еще не утвердилась и кои потому в Настоящих обстоятельствах для безопасности своей будут, конечно преклонны более к России".

Царское правительство, поддерживая отдельных ханов Азербайджана от захватнических устремлений Ирана и Турции, вовсе не намеревалось предоставить самостоятельность этим феодальным правителям, хотя оно по некоторым соображениям предполагало после вступления ханств под покровительство России сохранить некоторое время ханскую власть во внутреннем управлении, дать гарантию соблюдения внутренних распорядков и обычаев.

В этот период проводником колонизаторской политики в Закавказье стал князь П. Цицианов, происходивший из старинного грузинского дворянского рода, который в сентябре 1802 г. был назначен Главнокомандующим на Кавказе. Царское правительство, вверив ему всю гражданскую и военную власть в Закавказье, рассчитывало с его помощью "умиротворить" Кавказ. Цицианов отличался презрительным и жестоким отношением к народам Кавказа. Об этом свидетельствуют его унизительные письма, направленные в ходе завоевания Азербайджана Россией многим азербайджанским ханам. Используя территорию Восточной Грузии как исходную, царское правительство начало осуществление своего плана в отношении Азербайджана.

Генерал Цицианов придавал большое значение овладению Гянджинским ханством, так как Гянджинская крепость являлась ключом к дальнейшему продвижению русских войск вглубь Азербайджана.

Гянджинское ханство было присоединено к России без кровопролития, и было превращено в округ, а Гянджа переименована в Елизаветполь в честь жены Александра I.

Присоединение Грузии, завоевание части Северного Азербайджана Россией вызвало недовольство со стороны правящих кругов Ирана и Турции, а также дружественных им в этот период Англии и Франции. На протяжении нескольких последующих десятилетий эти государства предпринимали попытки разными способами обратить местные правящие верхушки в своих союзников и спровоцировать социальные волнения в стране, направленные, прежде всего, против России.

В 1800 г. в Иран прибыл английский офицер, "специалист по делам Востока", Малькольм, заключивший с шахским правительством договор, направленный против России. При переговорах с шахским двором англичане широко применяли подкупы. К. Маркс отмечал, что Англия во имя своих захватнических интересов тратила в Иране бешеные деньги на подкуп всех и вся -- "от шаха до погонщика верблюдов".

Иранская феодальная верхушка во главе с Фетхали шахом в мае 1804 г. потребовали вывода русских войск из Закавказья. Требование было отклонено и 10 июня 1804 г. произошел разрыв дипломатических отношений между Россией и Ираном. Началась русско-иранская война, длившаяся около 10 лет.

Внешнеполитическое положение России и подчиненных ей народов в это время было нестабильным. Народы Кавказа в том же числе Азербайджана играли немалую роль в этой войне. Например, еще перед вторжением в Карабах Аббас-Мирза угрожал казахам, что в случае отказа признать власть Ирана их "семейства будут пленены", а весь скот будет угнан. Однако казахи отвергли это требование и укрепили стратегически важные пункты. Когда шахские войска вторглись в Казах, местные жители организовали большой отряд и нанесли им поражение, захватив при этом много трофеев.

Воспользовавшись передышкой в ходе военных действий, российское правительство спешило подчинить Ширванское, Бакинское и Кубинское ханства для расширения своих владений в Закавказье. 27 декабря 1805 года был подписан договор о переходе Ширванского ханства под власть России.

Взяв Ширванское ханство, Россия открыла себе дорогу на Баку. Баку был наиболее привлекательным для России портом и важнейшим стратегическим пунктом на побережье Каспия и был взят, без каких-либо военных действий. Гусейнгули хан бежал в Иран и 3 октября Баку был окончательно присоединен к России, а Бакинское ханство упразднено.

Таким образом, в конце 1806 г. вся территории Северного Азербайджана, за исключением Талышского ханства, была во владении России. Однако этим положение южных границ не упростилось.

В конце 1806 г. Турция развязала войну против России. Российские войска одержали ряд побед на Кавказском и Балканском фронтах русско-турецкой войны.

В это время на территории Азербайджана прокатились социальные волнения. Справившись с восстаниями и другими выступлениями в северных ханствах Азербайджана, главнокомандующий русскими войсками генерал Гудович способствовал некоторым перестановкам в среде местных феодальных владетелей. Так, Дербентское и Кубинское ханства были временно отданы под власть шамхалу Тарковскому, а позднее превращены в провинции империи. Шекинским ханом был назначен перешедший на сторону России в начале русско-иранской войны Джафаргули хан Хойский. В Шеки из Хойского ханства переселилась значительная часть населения" -- азербайджанцев и армян, образовав целый ряд новых селений, а также новый пригород Нухи -- Еникенд. В Карабахе Гудович утвердил у власти Мехтигули хана -- сына Ибрагим Халил хана. С подписанием Бухарестского мирного договора 1812 прекратила военные действия против России также и Турция. Таким образом, Ирану пришлось воевать с Россией в одиночку

Завершил русско-иранскую войну Гюлистанский мирный договор 12 (24) октября 1813 подписанный в местечке Гюлистан от имени России генерал-лейтенантом Н. Ф. Ртищевым и от имени Ирана - Мирзой Абул-Хасаном. Переговоры о перемирии начались ещё в 1812 по инициативе иранского командующего, престолонаследника Аббас-Мирзы.

Правящие круги Ирана и после заключения Гюлистанского мирного договора не отказались от своих захватнических притязаний на Закавказье. Как и раньше, на войну с Россией Иран толкала Англия. В 1814 г. она подписала договор с Ираном, направленный против России. В случае войны Ирана с Россией Англия обязалась ежегодно выплачивать шаху 200 тыс. туманов, которые должны были расходоваться под наблюдением британского посла. Договор предусматривал также "посредничество" англичан, т. е. их прямое вмешательство, при определении русско-иранской границы. Этот договор не только ставил Иран, в зависимое положение от британского правительства, но и провоцировал его на войну с Россией.

Англия посылала своих офицеров в Иран, с их помощью были сформированы регулярные полки, которые были снабжены английским оружием. В Иране усилили свою деятельность английские агенты которые доставляли важную информацию в Англию.

Подстрекаемое Англией, иранское правительство предъявило России требования об уступке Талышского ханства и Мугани. При содействии британского посла в Петербурге, шахский двор пытался добиться пересмотра условий Гюлистанского договора. С этой целью из Тегерана в Петербург был отправлен чрезвычайный посол.

В свою очередь, российское правительство послало в Тегеран дипломатическую миссию во главе с генералом Ермоловым. В результате происков английской дипломатии он встретила враждебный прием. Ни по одному из вопросов, по которым шли переговоры, не было достигнуто соглашения, а русско-иранские отношения продолжали оставаться натянутыми.

Иран готовился к новой войне. Российский консул докладывал из Тебриза, о пушечной стрельбе войск Аббасс Мирзы, беспрерывно производящих учения."Артиллерия в образе и уставе своем совершенно английская", -- писал А. П. Ермолов из Ирана.

Иран пытался поднят мятежи в ханствах Азербайджана, с помощью бежавших в Иран ханов. Кроме этого Иран хотел наладить отношения с Турцией для борьбы с Россией.

16 июля 1826 г. 60-тысячная иранская армия под командованием Аббасс Мирзы без объявления войны перешла Араке и вторглась в северную часть Азербайджана. Неприятельские войска истребляли, грабили и истязали население Закавказья азербайджанцев, армян, грузин.

Главные силы иранской армии двинулись в Карабах. Активное участие в осаде принимали иностранные офицеры, находившиеся на службе у Аббасс Мирзы. Русские солдаты с помощью населения стойко обороняли город. Защитники крепости сбрасывали со стен пропитанные нефтью горящие тряпки, и пламя освещало колонны нападавших сарбазов. В защите города участвовали даже женщины и девушки: под вражеским огнем они подавали патроны воинам, перевязывали раненых. Штурм был отбит.

Противник снова и снова пытался овладеть Шушой. Во время одной из этих попыток наступавшие по приказу Аббасс Мирзы гнали перед собой сотни пленных жителей Карабаха. Иранское командование угрожало пленным, что все они будут перебиты, если не уговорят своих соотечественников сдать город. Но пленные заявили: "Пусть лучше погибнет несколько сот человек, чем весь народ попадет под тяжелый гнет...".

Оборона Шуши продолжалась 48 дней. Армия Аббасс Мирзы так и не смогла овладеть городом. Героическая защита крепости надолго задержала наступление главных сил захватчиков.

Одновременно иранское войско напало на другие ханства Азербайджана. В результате нашествия иранских войск и мятежей, организованных и возглавленных ханами, многие провинции Азербайджана, едва залечившие свои раны после первой русско-иранской войны, вновь были разорены.

К осени 1826 г. из России в Закавказье перебросили подкрепления. Командование войсками было поручено генералу И. Ф. Паскевичу, а главноначальствующим на Кавказе еще некоторое время оставался А. П. Ермолов. Вскоре русская армия перешла в контрнаступление.

Русские войска начали побеждать и возвращать захваченные Ираном ханства. Шахское правительство, крайне встревоженным победами русских войск, поспешили начать переговоры о мире.

Присоединение к России избавило азербайджанский народ от опасности порабощения отсталыми Ираном и Турцией. Только связав свою судьбу с русским народом, народы Кавказа, терзаемые иноземными завоевателями, спаслись от истребления и избавились от опустошительных нашествий и набегов иранских и турецких феодалов.

Высокую оценку непосредственным прогрессивным последствиям присоединения Азербайджана к России дал выдающийся азербайджанский философ, драматург, просветитель и общественный деятель Мирза Фатали Ахундов, который в 1877 г. писал: "...Благодаря покровительству русского государства, мы избавились от имевших место в прошлом бесконечных нашествий" и грабежей захватнических полчищ и обрели наконец покой".

В северной части Азербайджана была ликвидированы тенденции к усугублению феодальной раздробленности, прекратились междоусобные войны, разорявшие страну и препятствовавшие ее развитию. Ликвидация политической раздробленности и связанные с этим первые шаги на пути экономического освоения Северного Азербайджана Россией имели огромное значение для его последующего развития.

Одним из непосредственных итогов присоединения Азербайджана к России, сказавшимся уже в первой четверти XIX в., было заметное развитие товарно-денежных отношений. В XIX в. Азербайджан постепенно стал втягиваться в русло экономического развития России, приобщался к российскому рынку и через него вовлекался в мировой товарооборот. Под влиянием экономики России в Азербайджане, хотя и медленно, разрушалась хозяйственная замкнутость, росли производительные силы, возникали капиталистические отношения, начинал формироваться рабочий класс.

Присоединение Азербайджана к России значительно способствовало приобщению азербайджанского народа к передовой русской культуре. Россия с ее прогрессивной культурой, оказывала благотворное влияние на азербайджанский народ и другие народы Кавказа.

Вместе с тем, тяжелый гнет царизма, помещиков и капиталистов давил на русский народ и на все народы России. Народные массы нерусских национальностей, в том числе и азербайджанский народ, подвергались двойному гнету царизма и местных эксплуататоров. Опираясь на местных помещиков и буржуазию, царизм проводил в Азербайджане жестокую колонизаторскую политику, свирепо подавлял национально-освободительное движение, стеснял развитие азербайджанского языка и культуры.

Но даже в условиях колониального гнета царской России, будучи бесправными и угнетенными, народы Кавказа неизменно тяготели к русскому народу, в лице которого они обрели друга и защитника в борьбе за свое социальное и национальное освобождение." Под могучим влиянием революционного движения в России в дальнейшем а новую ступень освободительное движение в Азербайджане. Азербайджанский народ вместе с другими народами нашей страны, во главе с русским народом, повел борьбу против общего врага -- царизма, помещиков и буржуазии.

Присоединение Закавказья к России имело огромное международное значение. Оно нанесло удар по агрессивным стремлениям шахского Ирана и султанской Турции и стоявших за их спиной английских и французских колонизаторов, способствовало последующему сближению народов России и Востока.

История Азербайджана начинается еще с эпохи палеолита.

Выгодное географическое положение и благоприятные климатические условия Азербайджана способствовали появлению на его территории человека уже в глубокой древности. На северо-западе Азербайджана на горе Авейдаг и в пещере Азых в Гарабаге обнаружены каменные орудия труда. Кроме того, в пещере Азых была найдена нижняя челюсть одной из древнейших форм неандертальца. Памятники бронзового века обнаружены в Ходжалы. Гядабее, Дашкесане, Гяндже. Мингячевире, в Нахчыване. Недалеко от Баку, в Гобустане, на месте поселения древних людей сохранились наскальные рисунки, возраст которых около 10 тысяч лет. Здесь же скала с латинской надписью, повествующая о пребывании в Гобустане в I веке нашей эры центурия римского легиона: "Время императора Домициана Цезаря Августа Германика, Луций Юлий Максим. Центурион XII Легиона Молниеносного.

В конце III - начале II тыс. до н. э. сложились предпосылки для зарождения первых классовых обществ. Первыми государственными образованиями на территории Азербайджана были племенные союзы маннеев, а затем мидян.

В 1-м тыс. до н. э. на территории Азербайджана обитали также кадусии, Каспии, албаны и др.

В IX веке до н. э. возникло государство Мана. В VII в. до н.э. возникло другое крупное государство - Мидия, распространившее в дальнейшем свою власть на огромную территорию. Наибольшего могущества это государство достигло в период правления царя Киаксара (625-584 до н. э.), превратившись в крупнейшую империю Древнего Востока.

К середине IV века до н. э. власть в Мидии перешла в руки персидской династии Ахеменидов. Государство Ахеменидов пало под ударами войск Александра Македонского и в конце IV века до н.э. образовалось государство Атропатена ("страна хранителей огня"). Главной религией в Атропатене было огнепоклонничество - зороастризм, высокого уровня в стране достигла хозяйственная и культурная жизнь, использовалась пехлевийская письменность, расширилось денежное обращение, развивались ремёсла, в частности, широкой известностью пользовалась выделка шерстяных тканей.

В I веке до н.э. - I веке н.э. возникло государство Албания Кавказская.

В начале IV века в Албании в качестве государственной религии было принято христианство, по всей стране были возведены храмы, многие из которых сохранились до наших дней.

В начале V века в Албании появился собственный алфавит из 52 букв. В течение всей своей истории Азербайджан неоднократно подвергался нашествию иноземных завоевателей, через Дербендский проход осуществлялись набеги кочевых племён, гуннов, хазар и др.

В середине VII века началось арабское нашествие на Азербайджан. В ходе сопротивления прославился ставший впоследствии правителем Албании, албанский полководец Джеваншир - глава феодального владения Гирдыман.

В начале VIII века Арабский халифат захватил Азербайджан. С тех пор религия Азербайджана - ислам.

В IX веке произошло крупное народное восстание, переросшее в крестьянскую войну под руководством Бабека. Война охватила огромную территорию, равную территориям современных европейских держав. В течение двадцати лет Бабек, благодаря своему необыкновенному полководческому и организаторскому таланту, руководил крестьянским государством. Во 2-й половине IX - 1-й половине X веков в Азербайджане образовался и усилился ряд феодальных государств, среди которых особенно выделялось, государство Ширваншахов с центром в городе Шамахы. Оно просуществовало до XVI века и сыграло огромную роль в истории средневекового Азербайджана.

На протяжении многих веков азербайджанский народ, его учёные, поэты и писатели, зодчие и деятели искусств создавали высокую культуру, внося свой вклад и сокровищницу мировой цивилизации. Выдающимся памятником азербайджанской народной литературы является героический эпос "Китаби Деде Горгуд". В XI - XII веках жили и творили видные учёные Макки ибн Ахмед, Бахманъяр, поэты-мыслители Хатиб Тебризи, Хагани, поэтесса Мехсети Гянджеви и др. В Азербайджане сохранились шедевры зодчества этой эпохи: мавзолеи Юсуфа ибн Кусейира и Момине-хатун в Нахчыване и др. Вершиной общественной и культурной мысли Азербайджана этого периода было творчество Низами Гянджеви (1141-1209), вошедшее в золотой фонд мировой литературы.

В 20-30 годы XIII века монгольским нашествием был прерван экономический и культурный подъем Азербайджана, а с конца XIV века на Азербайджан осуществлялись вторжения войск Тамерлана. Эти нашествия затормозили, но не остановили развитие культуры Азербайджана.

В XIII - XIV веках жили и творили выдающиеся поэты Зульфигар Ширвани, Авхеди Марагаи, Иззеддин Гасан-оглы, учёные Насирэддин Туси - основатель Марагинской обсерватории, философ Махмуд Шабустари, историки Фазлуллах Рашидаддин, Мухаммед Нахчыв ани и др.

Основные центры азербайджанской культуры в конце XIV - XV вв. - Тебриз и Шамахы. В этот период был воздвигнут дворец Ширваншахов в Баку - шедевр средневекового азербайджанского зодчества, построена Голубая мечеть в Тебризе и др. В начале XVI века возникло государство Сефевидов со столицей в Тебризе, сыгравшее значительную роль в истории Азербайджана. Основателем этого государства был шах ИсмаилI (1502-24). Впервые произошло объединение всех земель Азербайджана в составе единого государства. В середине XVIII века на территории Азербайджана начался процесс образования независимых государств - ханств. Разные ханства были знамениты различными видами ремесел. Шеки был центром шёлкоткачества, в Ширванском ханстве развивалось производство медной утвари и оружия, в Губинском - ковроткачество и т. д. Исторические условия XVII - XVIII веков нашли своё выражение в культуре Азербайджана.

Выдающимся памятником народного творчества является героический эпос "Короглу", по имени народного героя - предводителя крестьян, выступавших против иноземных и местных угнетателей. В число выдающихся памятником азербайджанской поэзии периода XVI - XVII веков входит творчество великого поэта Физули. В первой половине XIX века в результате русско-иранских войн Азербайджан оказался разделённым на две части. По Гюлистанскому и Туркменчайскому мирным договорам 1813 и 1828 гг., заключённым между Россией и Ираном, к России отошли Гарабагское, Гянджинское, Ширванское, Шекинское, Бакинское, Дербендское, Губинское, Талышское, Нахчыванское, Эриванское ханства и другие территории. Большое значение в развитии Азербайджана и его столицы - баку в последующий период сыграла нефтяная промышленность. Нефть в районе Баку добывалась с незапамятных времен. Во второй половине XIX века начался невиданный рост добычи нефти. Появились первые крупные промышленные предприятия. Примитивные нефтяные колодцы заменялись буровыми скважинами. С 1873 года в бурении стали применять паровые двигатели.

Высокие прибыли привлекали в нефтяную промышленность Бакинского района отечественные и иностранные капиталы. В 1901 году добыча нефти здесь составила около 50% всей мировой нефтедобычи. В середине XIX века немецкая фирма "Сименс" построила два медеплавильных завода в Гядабее, на долю которых приходилась четвертая часть выплавляемой в царской России меди. 28 мая 1918-го года была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика. Это была первая республика на всем мусульманском Востоке. Республика просуществовала почти два года и была свергнута Советской Россией. 28 апреля 1920 года 11 Красная Армии вошла в столицу Азербайджана. Согласно Конституции 1936 года Азербайджан стал союзной республикой в составе СССР. После распада СССР Верховный Совет Азербайджана принял декларацию "О восстановлении Государственной Независимой Республики Азербайджан", была провозглашена суверенная Азербайджанская Республика.

С обретением в 1991 году независимости Азербайджан столкнулся с рядом непростых проблем, связанных с развалом плановой экономики и трудностями переходного периода. В решении этих и других задач, в том числе связанных с укреплением независимости республики, большое значение имеет подписанный в сентябре 1994 года контракт с Консорциумом ведущих международных нефтяных компаний, именуемый также "Контрактом века".

Азербайджанцев всегда отличали, несмотря ни на какие невзгоды, вера в будущее и большой оптимизм. И сегодня, когда наша молодая республика встала на путь своего независимого развития, мы верим, что Азербайджан займет достойное его прошлому, настоящему и будущему место в мире.

Свидетельством многовековой истории Азербайджана являются памятники истории и культуры. На протяжении тысячелетий яркая и многогранная история Азербайджана воплощалась талантом народа в многочисленных бесценных реликвиях. В стране сохранились руины античных и средневековых городов, оборонительные сооружения - крепости и башни, великолепные памятники зодчества - храмы, мечети, ханеги, мавзолеи, дворцы, караван-сараи и др.

👁 Прежде чем начать...где бронировать отель? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру
скайсканнер
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Ответ находится в поисковой форме, расположенной ниже!Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰 Форма - ниже!.

Действительно лучшие цены на отели

Очень “правильное” в географическом смысле местоположение территории современного Азербайджана привело к очень раннему появлению на этих землях человека. И речь идет о многих тысячелетия назад. Каменные орудия труда первых людей были обнаружены в северной части в районе горы Авейдаг.

Также были найдены и останки первых людей, предположительно неандертальцев. Возраст наскальных рисунков, найденных в пещерах этой местности превышает 10 тысяч лет – именно в этот период и начинается история Азербайджана.

Появление следов государственности история возникновения Азербайджана

Первый следы государственности начинают появляться в IV-III тысячелетии до нашей эры. На рубеже I тысячелетия до нашей эры здесь были такие государственные образования, как Манна, Скиф и Кавказская Албания(возникло в период I века до н.э – I века н.э.). Роль этих государств в повышении культуры развития экономики и ремесел чрезвычайно велика. Также эти государства повлияли на формирование в будущем единого народа. В I веке нашей эры здесь присутствовали представители великого Рима, а частности легионеры императора Домициана.

IV-V века существования Кавказской Албании характерны принятием христианской религии как государственной, появлением алфавита – это был очень важный шаг в истории Азербайджана.

Арабское нашествие

VII век нашей эры принес новые потрясения для этой земли. Началось арабсое вторжение, завершившееся в VIII веке полным захватом территории современного Азербайджана. Официальной религией стал Ислам. Этот период сопровождался сильный подъемом политики и возникновению понятия “самоидентификация нации”. Формировался единый язык и обычаи. Было создано 5 небольших государств, которые позднее были объеденены величайшим гоударственным деятелем Шахом Исмаилом Хатаи. Под его руководством слились воедино южные и северные земли будущего Азербайджана. Сформировалось Сефевидское государство(столица – Тебризе), ставшее со временем одной из самых могущественных империй
Ближнего и Среднего Востока.

Культурное обогащение

XIII век принес монгольское нашествие, а в XIV веке набеги орд Тамерлана были регулярными. Но все эти события не остановили культурное развитие Азербайджана. Основными центрами азербайджанской культуры в XIV – XV веках стали города Тебриз и Шамахы.

Здесь творили выдающиеся поэты Ширвани, Гасан-Оглы, историк Рашидаддин, философ Шабустари. Также особым украшением этого периода является творчество великого поэта Физули.

Нефтяной бум

Нефть во все времена играла большую роль в истории страны. Открытие поистине неиссякаемых нефтяных месторождений в районе Баку привело к нефтяному буму в конце XIX века и способствовало интенсивному развитию столицы Азербайджана. Стали появляться крупные нефтяные предприятия, использовавшие в добыче новые в тот период времени паровые двигатели. 1901 год стал годом рекорда. Азербайджан по нефтедобыче преодолел 50% планку в мире.

Наше время

В 1920 году Азербайджан стал одной из республик СССР. Этому предшествовало двухлетнее существование Азербайджанская Демократическая Республика, которая была разгромлена Красной Армией после ее вторжения 28 апреля 1920 года.

1991 года стал годом обретения Азербайджаном независимости. Сегодня в Азербайджане развивается новое современное общество, интенсивно строится жилье, страна расцветает, как и должно быть у такого прекрасного государства и его прекрасных жителей.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.
👁 А за билетами - в авиасейлс, как вариант. О нем известно давно 🐷. Но есть поисковик лучше - скайсканнер - рейсов больше, цены ниже! 🔥🔥.
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰.

Похожие публикации