Все о рыбалке

Пропустить представляются гроты могао которые. Пещеры Могао, Дуньхуан

Сначала покажу больше фотографий самого комплекса. В этой скале-горе располагаются все пещеры. Здесь вид сбоку до центрального храма, накрытого крышей, как раз та часть, куда можно попасть китайцам, не бронируя билеты (лишь 4 больших пещеры). Пещеры располагаются довольно компактно на трёх уровнях, немного похоже на общежитие: одна дверь — пещера, за ней другая дверь — ещё пещера и так до бесконечности. И каждая пещера особенная.

Смотрите, сколько дверей! Всё сделано культурно, дорожки, перила, пещеры пронумерованы. Даже на секунду показалось, что ерунда какая-то, ничего за первой дверью нет. Ну не может за столь прилизанным фасадом скрываться что-то стоящее! На фото наша группа как раз заходит в первую пещеру.

На входе в самые популярные пещеры стоят охранники, остальные двери экскурсоводы открывают своим ключом. На входе рамки, не знаю, подключены ли они и работают ли, у нас они не пищали. Стены всех пещер огорожены пластиковыми щитами, все можно рассмотреть, но не потрогать. А то бы затрогали бы! Ещё внутри стоят камеры наблюдения.

Частично украшения на скале сохранились, но буквально несколько фрагментов, всё остальное заковано в бетон.
В правой части (если смотреть стоя лицом к скале) людей не так много, это люди по билетам, забронированным заранее и 1-2 группы иностранцев. Все ходят со своим экскурсоводом, но иногда пересекаются и надо подождать, пока предыдущая группа выйдет из пещеры. Экскурсовод всячески поощряла вопросы к себе, много раз спрашивала, что мы хотим спросить. А что мы могли спросить, мы там ходили как первоклашки, слушая про то, как создавали пещеры и что там изображено.

Многие старательно фотографировали номера пещер, и я в том числе. Потом долго пыталась восстановить, что же мы посетили и искала информацию про эти пещеры в интернете. Интересно, если записаться на экскурсию на другое время или другой день, увидишь разные пещеры? Если вдруг ещё там окажусь, надо попробовать, что ли.

Мы со своими забронированными билетами после центрально храма влились в общую очередь. Поначалу как-то расслабляешься, а тут эти очереди и ты их ненавидишь. Тем временем становится жарко, а мы только в начале очереди. Китайцы любят ставить перегородки и строить очередь «колбаской». Так все и топчутся почти на одном месте 20-30 минут, толкаются, но не сильно.

Итак, мы посетили:

«Маленькие» пещеры в правой части, по билету, 8 штук: №029, 332, 336-335-337, 16-17, 046, 259, 246, 231. Двойные числа означают, что в пещере есть ниша или меньшая пещера (боковая часть), которые идут под отдельным номером. По памяти я вообще сейчас ничего восстановить не могу, помню только в одной пещере синюю краску, про которую говорили, что это особенный лазурный цвет, она была очень дорогой и её привезли из-за рубежа (Персия? я не помню). Цвет там действительно особенный.

Из посещённых пещер нашла только, что №16-17 это та, в которой хранились манускрипты, а в №259 сидят 2 (!) статуи Будды. Про манускрипты говорят ещё на экскурсии, цвета там не такие яркие как на первой фотографии, но именно в этой нише хранилась монастырская библиотека. Статуя изображает главного монаха. А на чёрно-белой фотографии — француз Пеллио, который как синолог отобрал самые ценные рукописи.

«Большие» пещеры, в левой части, куда китайцы могут попасть, отстояв очередь, 4 штуки: №096, 100, 148, 138-139. Мне в какой-то момент показалось, что я одну пещеру пропустила, но по номерам фото сверила, все 4 пещеры посетила.

В этих пещерах нужно идти со всем потоком, остаться надолго там нельзя. Я останавливалась и рассматривала что-то пару минут, но охранники начинали нервничать, так что я уходила. Если китайцы останавливались надолго (больше минуты), их просили проходить дальше, не мешать остальным. Кстати, китайцы так типа случайно иногда фотографировали на телефон, на них кричали (не сильно), и они такие «да, да, мы больше не будем». Не знаю, получились ли у кого-нибудь нормальные кадры.

№148 пещера с огромным лежачим Буддой, она в желтых цветах расписана.

Есть ещё воссозданные пещеры в музее, которые разрисовали буквально недавно. Это имитация пещер под номерами 419, 003 (закрыта), 029, 217, 276, 285.

В создании пещёр принимало участие огромное количество людей, это различного рода ремесленники (штукатуры, художники, подмастерья, копатели), которые были заняты строительстве, военные, купцы и простой люд, которые жертвовали деньги на строительство, монахи, а также правители, которые иногда жертвовали достаточно денег для строительства и росписи пещеры полностью. Стены вырытой пещеры сначала покрывали раствором из земли и соломы, этот слой был толстым, несколько сантиметров. Сверху накладывался тонкий слой глины, а сверху белый слой слой глины (каолин), на котором велась роспись.

Затем сверяясь с предварительными набросками, контуры изображений переносились на стены и потолок, цифрами обозначали нужные цвета и подмастерья покрывали изображения нужными красками. После этого вырисовывали мелкие детали. Краски использовались природного происхождения, белый и красный цвет были замешаны с использованием свинца, который с течением времени окислился и потемнел. Белый цвет превратился в тёмный, а красный стал буро-коричневым. Сейчас во многих местах мы не можем различить оригинальный цвет, мы видим тёмный цвет, но не знаем, синий это, серый, или коричневый. В ультра-фиолетовом свете видны градиенты, но цвет не различим.

Оттенки цветов:

Скульптуры делали каркасные, с деревянной основой, соломенными внутренностями, которые обмазывали глиной. Мелкие детали — головы, ступни, руки в маленьких скульптурах и в больших скульптурах — пальцы, а также орнаменты для украшения стен — отливались в формах. Это не только ускоряло процесс, но и позволяло быстро заменить повреждённую деталь.

Дуньхуанский храмовый комплекс-древнейший памятник буддизма в Китае

Ранние буддийские скальные храмы Китая представляли собой и по назначению и по эстетическому облику явление необычное в китайском зодчестве. Расположенные в горах иногда высоко над землей, изрезанные многочисленными нишами и пещерами, вырубленные без единого четкого плана в толще диких гор, они возникали подобно сказочным городам на пути распространения буддизма, связывая в неразрывное целое с природой архитектуру, скульптуру и живописное убранство. В отличие от небольших святилищ древности, связанных с культом предков, эти храмы открывались путникам с далекого расстояния поражая их своими масштабами и протяженностью. Каждый из пещерных комплексов имел свои художественные особенности. Важное место занимал ансамбль монастыря Цзяньфондун. В его вырезанных в лессовых склонах пещерах скульптурное и архитектурное оформление составило неразрывное единство. Дополнением в раскрашенным статуям святых служили росписи на стенах на темы духовных подвигов Будды Шакьямуни

Пещеры тысячи Будд в Дуньхуане (Цзяньфодун) расположены вдоль границы бескрайней пустыни Гоби, близь Юймэньского прохода.
С 336 г н.э. в рыхлой породе горы Минша, в ее скалистом склоне было выдолблено около тысячи пещер разной величины.
Это самый впечатляющий китайский религиозный комплекс, вырезанный в цельной горной породе.
492 пещеры сохранились до наших дней. Древнейшие из них датируются 5 веком, 23 были созданы в эпоху Северных династий (386-581), 95 в эпоху Суйской династии (581-618), 213 при Танах (618-907), остальные 161 – между 10 и 14 веками.

Одной из особенностей этого комплекса является необычное, но гармоничное сочетание различных архитектурных, скульптурных и живописных стилей. Пещеры просто устроены. Некоторые состоят из одного зала, как правило самые древние, другие же имеют нечто вроде вестибюля, ведущего в зал, богато украшенный росписями, статуями, колоннами, алтарями и нишами различного размера.

Площадь пещер варьируется от 9 до 70 кв. м, а высота-от 1,5 до 5 м.

Древнейшие пещеры обнаруживают влияние центрально-азиатской и индийской религиозной архитектуры (например, столб в центре зала), но это влияние постепенно становится все менее ощутимым, и, наконец, полностью исчезает в храмах Суйской и Танской эпох.

Сокровища пещер Могао — это тысячи скульптур, алтарей и колон, а так же настенные росписи, иллюстрирующие эпизоды из жизни Будды и священные буддийские тексты.
2400 статуй божеств и скульптурных групп бодхисатв и святых обширного буддийского пантеона выполнена в комплексе Могао из расписной глины. Самые древние работы обычно представляют собой группы с фигурой Будды в центре с бодхисатвами по обе стороны от него, более поздние насчитывают более девяти персонажей.
Скульптуры различной степени проработки размещаются вдоль стен или в нишах. Некоторые отличает необыкновенное совершенство пропорций. Таковы, например, величественная 26-метровая статуя Будды Майтрейи (пещера № 130), авторство которой приписывается художнику начала VIII в. Ма Сычжуну, или статуя в пещере № 96 высотой 33 м.
Фресковая живопись занимает 42000 квадратных метров площади пещер. Она доминирует в убранстве пещер. Росписи выполнены клеевыми красками по сухому грунту.
В ранних росписях пещеры Могао в Дуньхуане изображались длинные полосы похожие на ленты, которые как будто танцевали в воздухе, производя впечатление, будто вся стена движется на ветру.

В это время на некоторых фресках Дуньхуана, появилось многоголовое и многорукое индуистское изображение дхармапалы, Махешвары с тремя головами и шестью руками, четыре вооруженных Сканда верхом на павлине, Ганеша, держащий трезубец с головой слона и телом человека, Вишну с тремя головами и шестью руками в росписи на южной стене. В росписи Дуньхуана использовалась техника индийских традиционных росписей из западных регионов, «вогнуто-выпуклая» техника для создания трехмерного изображения.
Темы росписей стен многообразны. Это образы божеств, святых и культовых мест, сцены, иллюстрирующие буддийские притчи и сказания, в изобилии покрывают стены и потолки. Иногда на задних планах появляются сельские пейзажи с изображением простых людей за повседневными делами: крестьян, работающих на полях, ремесленников, занятых резьбой и литьем, рыбаков и охотников, а также акробатов,
Самые древние фрески, созданные еще до Суйского периода, служат иллюстрациями к историям, почерпнутым из сутр или джатак — повествований о похвальных деяниях Будды его различных жизнях, предшествовавших воплощению в принце Шакьямуни. Эти истории являют верующему пример смиренного поведения, основанного на благородстве и высочайшей жертвенности.
Роспись пещеры для медитаций. 538-539. Династия Суй.

На этой фреске изображен фрагмент истории о 500 смельчаках, ставших буддами: лучник приготовился выпустить стрелу в газель, прыгающую по холмам.


В пещерах много изображений Будды. Недаром эти пещеры названы «Пещерами тысячи Будд».

Пещера 320, северная стена, изображение будды Амитабхи, Тан 705 — 781
Эта впечатляющяя роспись иллюстрирует эпизод из Джатаки Шамаки — истории, повествующей о любви молодого человека к своим родителям. Наградой за сыновнюю любовь стало божественное сочувствие, вернувшее его к жизни, после того как он умер от раны.

Некоторые исследователи проводят параллели между чертами и позами выписанных тушью или на шелке бодхисатв из Дуньхуана, датируемых Танской эпохой — и изображениями придворных дам в работах Чжань Сюаня и Чжоу Фаня (Тан).

В 1899 г. даосский отшельник Ван Юаньлу, живший в пещерах, случайно наткнулся на вход в каменную часовню, в которой обнаружил свыше 40000 манускриптов и несколько тысяч рукописей, прекрасно сохранившихся благодаря сухому воздуху подземелья. Эти бесценные сокровища включали преимущественно буддийские религиозные тексты, однако среди них были и конфуцианские и даосские документы, а так же труды по истории, праву, астрономии, медицине и литературные произведения. Большинство текстов написано на китайском языке.


Со временем важность находки привлекла внимание исследователей со всего мир. Сейчас рукописи находятся в музеях Пекина, Лондона, Парижа, Киото, Дели и других крупных музеях.


Кришна Васудева

Кришна Васудева показан здесь худым старцем с длинной белой бородой, его тело покрыто лохмотьями. Такой образ резко контрастирует с традиционной иконографией, изображающей его молодым и исполненным энергии (пещера 285)(Западная Вэй).


Вималакирти. Деталь сцены «Вималакирти беседует с Манджушри». Середина VIII в. Роспись стены пещеры №103 буддийского храма в Дуньхуане.
Вималакирти (санскр. «Прославленный непорочностью», по-китайски Вэймоцзе, по-японски Юймаки) - первый упасака, ставший бодхисаттвой, современник Шакьямуни, прославившийся своим мастерством в диалектике. Легенда о нём описана в Вималакирти нирдеша сутре, которая выражает в образе мирянина Вималакирти, превзошедшего всех последователей Будды и равного по уму лишь Манджушри, принципы махаяны и светского буддизма, что определило популярность персонажа в тогдашнем Китае.


Молитвенное знамя с изображением Будды и воинством демона Мары.
Это изображение могло использоваться как знамя. Оно найдено в пещере монастыря Цзяньфодун, провинции Ганьсу. Его относят к VIII веку

Возле Дуньхуаня на краю пустыни на склоне горы Миншашань находятся пещеры Могао. Мы привыкли их называть «Могао» по названию самой главной пещеры, настоящее название этого места храмовый комплекс Цяньфодун, что значит храмовый комплекс тысячи Будд. В 4 веке странствующему монаху пришло видение о тысяче сверкающих Буддах, и он начал строить первую пещеру. Строил на пожертвования от торговцев, проезжающих через пустыню с караванами. Постепенно дело стало расширяться, по мере распространения буддизма пещеры превратились в место паломничества. Местные правители и меценаты жертвовали деньги на строительство и роспись пещер, теперь этим занимались не только монахи, но и нанятые рабочие. К пещерам стекалось всё больше людей, их популярность росла, комплекс всё больше и больше разрастался. На сегодняшний день сохранилось 700 пещер, датируемых 4-14 веками, в 492 из них сохранились раскрашенные статуи и фрески. Пещеры вырезаны в горном склоне в 3 яруса на протяжении 1.5 км. Всё это находится в оазисе с деревьями и тенью.

1. Огромный поток туристов накладывает свой отпечаток на пещеры, склон горы у пещер закатан в бетон, сделаны деревянные настилы и ступеньки, поставлены двери. Посетить пещеры можно только с экскурсоводом, у которого есть ключ от дверей. Билеты продаются в одном месте в центре города, это специальные билеты для иностранцев, которые можно купить сегодня на завтра. Продают билеты и потом пускают в комплексе по предъявлению паспорта. Билеты нужно покупать минимум за один день, обычно они есть, а день в день (сегодня на сегодня) купить невозможно. Встреченная испанская пара недоумевала, как так, они приехали в сам комплекс, а там не продают билеты. В самом комплексе касс вообще нет, но когда-то были, поэтому люди и путаются. Для китайцев правила другие, нужно регистрироваться и покупать билеты на сайте, за месяц, и билеты раскупаются быстрее чем билеты на поезда в праздники. В летнее время для китайцев есть ещё один вид билетов: по живой очереди в 4 основных пещеры, чтобы посмотреть хоть что-то. Я понимаю, почему так сделано: если иностранца заставить выслеживать билеты на этом сайте, то никто никогда в этот комплекс не попадёт, в этот район не поедет, какой смысл этой достопримечательности. Китайцам от этого обидно. Про отдельные билеты для иностранцев они не знают и всё время мне говорили, что я в пещеры вообще не попаду. Но я же не зря по пути со всеми общаюсь, две француженки, встреченные в Съяхэ сказали, что они купили билеты без проблем, значит и я куплю. Так и получилось, можно было выбрать три разных времени посещения, я взяла на 8.30 утра.


Очередь в 4 "большие пещеры"

3. Поехали утром с кореянкой на обычном городском автобусе. В пещеры попадаешь не сразу, сначала становишься в очередь на вход в большое современное здание. Потом эту очередь делят на иностранцев и китайцев и иностранцев ставят в отдельную очередь в кинотеатр. Показывают два фильма, первый фильм немного про Дуньхуан в древности, про торговцев, караваны верблюдов, войны, монахов, пустыню, снят как блокбастер))) Ничего интересного там не говорят, только картинка красивая. Дают устройство с переводом на несколько языков и наушники, тут главное эти наушники взять, а то про нас забыли, и проверить уровень заряда - моё устройство разрядилось посередине фильма, пришлось идти менять. Садиться лучше посередине или повыше - на верхних рядах находится переход во второй кинотеатр.

Второй кинотеатр - в 8 K ультра-высоком разрешении (в буклетике так написано) , там какая-то супер технология. Изображение выводится и сбоку, и сверху, и сзади, а ты полулежишь в кресле. Нам в обоих кинотеатрах достались места во втором ряду, но даже так было офигительное ощущение реальности происходящего. Ты словно зашёл в пещеру и рассматриваешь её, только головой вертеть приходится, голос за кадром повествует про время строительства пещеры, про то, что изображено, что это значит, какой за этим смысл, куда смотреть. Иногда берут рисунки и скульптуры с «потолка» или с «боков», перемещают их на передний план и начинают про них рассказывать. Когда объясняли про скульптурную композицию из нескольких фигур, фигура, про которую говорили, «выезжала» на передний план и поворачивалась по кругу, чтобы можно было рассмотреть со всех сторон. После фильма пошли к выходу, сели на автобусы (!) и поехали в пещеры. Ехать долго, минут 20, но именно такая организация со зданием-кинотеатром (там и еда есть, и сувениры) позволяет регулировать туристический поток и принять больше туристов.

Кроме нас иностранцев не было, и мы как-то настроились на небольшую группу для осмотра пещер. А когда приехали, оказалось, что иностранцев собралось штук 30. И опять какая-то неразбериха: есть индивидуальные туристы, как мы, которым надо сидеть и ждать, когда раздадут наушники (уже другие), есть организованные группы, которые договорились с экскурсоводом заранее, к ним кто-то подходит и начинает экскурсию. Кореянка попросилась в такую группу к корейцам, ей и со своими хотелось пообщаться, и по-английски она не очень понимала. Наконец к нам вышел гид, и экскурсия началась. Ах да, проверьте уровень заряда устройства с наушниками, они их не заряжают/проверяют и у нас у двух человек всё разрядилось, им пришлось ходить рядом с экскурсоводом, чтобы её слышать. Двери пещер реально закрыты, экскурсовод перед каждой группой открывает пещеру своими ключами. Фотографировать нельзя, а небольшую сумку или рюкзак взять с собой можно. Стены в пещерах огорожены прозрачными пластиковыми экранами, всё видно, а потрогать нельзя. Это «маленькие» пещеры (не такие они и маленькие), которые находятся справа от центрального входа.

4. Пещеры со временем были забыты и заброшены. Природные источники, питающие оазисы из-под земли, пересохли, на эту территорию пришли монголы, тут уже не до развития искусства было, кроме того, нашли и освоили более простой путь из Европы в Китай по морю. За пещерами ухаживали монахи, а для широкой публики они были утрачены. В 1900 году монах случайно обнаружил библиотеку с рукописями. Рукописи были спрятаны в стене, а когда монах очищал пещеру от песка, часть стены обвалилась. Я всё думала, ну как же никто раньше не догадался, что стена потайная?! Оказывается, изначально проход в пещеру был несимметричным (справа больше), монахи сделали его симметричным, достроив стену, а справа сделали нишу с рукописями. Рукописи разнообразны по содержанию: это трактаты по математике, философии, медицине, астрологии, истории, географии, поэзии на разных языках: китайский, тибетский, санскрит, пали, хотанский, тохарский. Здесь я не могу не передать привет инязу, из которого я помню словосочетание «тохарские языки». Кто бы мог подумать, что я доберусь туда, где они использовались (города Турфан, Куча, туда я тоже доеду).

Китай в тот период был очень слабым, поэтому рукописями не заинтересовались. А вот британец Стейн вывез в 1907 году наиболее ценные экземпляры. Затем часть рукописей вывезли французы (Пеллио), японцы и русские (Ольденбург). Русские еще и как казармы пещеры использовали. Американцы подключились чуть позже, в 1924г, зато срезали фрески со стен. После это китайские власти всполошились и занялись охраной и изучением рукописей сами. К тому времени всё ценное было уже вывезено. Я думала, гид расскажет о том, какие белые плохие, но нет, просто сказала, что одни купили рукописи, а другие продали. Где сейчас хранятся рукописи мне неизвестно, в интернете сказано «в музеях тех стран», интересно было бы на них взглянуть.

5.

Для туристов открыты 30 пещер, но группу отводят лишь в 8. Группы в одно и тоже время заходят в разные пещеры, и экскурсия организована так, чтобы посмотреть пещеры из разных эпох. Я, честно говоря, не отличу пещеру 4 века от пещеры 14 века, для этого нужно или очень этим интересоваться, или иметь специальное образование. Для меня это всё были комнаты, от пола до потолка покрытые картинками. Одно это уже впечатляет, вы попробуйте разрисовать квартиру от пола до потолка без пропусков! Как заходишь, сразу начинаешь рассматривать узоры, или деревья, или людей, но я не могу соотнести людей с какими-то историями или по позам понять, что происходит, не могу по одежде вычислить, кто богатый, а кто бедный, кто приезжий, а кто местный. А божеств, волшебных зверей, апсар и прочих я вообще не знаю. Рассказ экскурсовода помогает не растеряться, но по сути там базовая информация.

Итак, пещеры были созданы во времена:


  • Северных Династий и Династии Суй

  • Династии Тан


  • Эпохи «Десяти царств» и империи Сун

  • Западной Ся и Династии Юань .

Фотографировать там не разврешают, так что все изображения из интернета.

6.


Mogao Cave 275 (Northern Liang 421-439AD)

7.


Mogao Cave 285 (Western Wei 534-556AD)

8.


Mogao Cave 420 (Sui 581-618AD)

9.


Mogao Cave 322 Constructed in the Early Tang and renovated in the Five Dynasties

10.


Mogao Cave 254 Northern Wei Dynasty (A.D.368-534)

Несколько изображений со стен пещер:

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21. Единственный кадр, котрый удалось легально сделать, - это изображение, которое находится перед входом в одну из последних пещер в этой части. Краски выгорели, тут практически чёрно-белый вариант, но хоть что-то. Я старательно фотографировала номера пещер, в которые мы заходили, может быть когда-нибудь дозрею про них почитать.

22. После 8 пещер с экскурсией вы подходите к центру горы и дальше идёте сами в те 4 больших пещеры, куда стоит огромная очередь. Очередь с фото выше стоит просто на вход в комплекс, к каждой пещере отдельная огроменная очередь. Там сделано так, что идёшь с потоком, к каждой пещере надо простоять в очереди 15-20 минут. Мне кажется, я посетила только 3 пещеры, не знаю, как так получилось. И самый прикол: невозможно вернуться назад. Никакие объяснения охранникам не помогали, так что смотрите внимательно, не спешите. Я собиралась вернуться назад и с другими группами заходить в любые пещеры, но как только из правой части от многоярусного храма, что на фото переходишь в левую, это сделать уже невозможно. Мой совет: отделитесь незаметно от группы (лучше с наушником), присоединитесь к другой и смотрите ещё пещеры пока не изловят. Но и 8 пещер достаточно.

На территории есть музей о создании пещер, 2 кафе, сувенирные магазины, так что я там осталась надолго. Книг и открыток накупила, хоть сейчас в эпоху интернета и можно всё найти онлайн, мне захотелось частичку этих шедевров сохранить у себя, пусть и в форме открыток.

В течении тысячи лет сотни мастеров создавали полтысячи святилищ, которые сегодня являются каменной энциклопедией истории буддизма. Пещеры Могао– это целая система храмов, вырезанных в скале словно пчелиные соты. Наполненные фресками и скульптурами, комплекс иллюстрирует жизнь Будды в разные периоды жизни и даже после.

Пещеры Могао расположились на восточном склоне Песчаной Поющей Горы – Миншашань– в 25 км от города Дуньхуан на юго-востоке пустыни Такла-Макан. Пещерный комплекс разместился в самом сердце оазиса, сочная зеленая растительность которого поддерживается водами реки Данцюань. Именно здесь в древние временасходились две ветки Великого Шелкового пути. Через эти места в Китай купцы привозили драгоценные камни, ковры, шерсть и религии.

До того, как буддизм прибыл в страну из Индии, все китайские храмы строились из дерева. Традиция сооружать пещерные культовые сооружения также берет начало в Индии: из-за бедности и отсутствия строительного материала паломники находили себе убежище в пещерах, которые затем перестраивали в духовные обители.

Как же появились китайские пещеры Могао? Существует легенда, что в 366 году у одного монаха по имени Ло Цунь случилось видение тысячи Будд. Именно после этого Ло Цунь принялся вырубать первую пещеру в скале. Помогали проезжавшие мимо купцы: монах просил жертвовать деньги на обустройство пещерных храмов. И так постепенно, по мере распространения буддизма на территории Китая, пещеры Могао стали местом паломничества. В них работали сотни художников и ремесленников, причем условия жизни были более чем аскетичные: мастера жили в крошечных пещерах на севере комплекса, а спали на кирпичных кроватях.

Работа не прекращалась долгие годы, десятилетия, века. И лишь в 7 веке образовался храмовый комплекс, похожий на то, что мы можем видеть сейчас. Кстати, все пещеры имеют разный размер. Есть совсем крошечные, самая маленькая меньше метра. 16 храмов просто необъятного размера. А 96 пещер имеют высоту до 40 метров. До наших дней сохранилось 492 храма.

Перед мастерами стояла задача не только соорудить храмы, но и украсить их согласно традициям. Так на стенах появлялись фрески, а внутри пещер – скульптурные композиции из глины. В Могао хранятся почти две с половиной тысячи глиняных статуй Будды, святых и бодхисатв – существ, помогающих человеку на пути к просветлению. Размеры статуй от 10 до 33 метров. Более того, на стенах пещер сохранилось 50 тысяч квадратных метров росписей и рисунков по разным сюжетам: от орнаментов и сказок до учений самого Будды и священных книг. Все эти реликвии должны были наставлять необразованных верующих по примеру витражей в средневековых соборах. Еще в пещерах Могао сохранилось 5 деревянных построек. Расцвет изобразительного искусства храмового комплекса пришелся на времена династии Тан.

Однако, начиная с 14 века,пещеры Могао были заброшены и практически забыты. В 1900 году даосский монах по имени Ван, живший отшельником, очищал одну из пещер от нанесенного ветром песка. В этот момент обрушилась одна из стен, за которой он обнаружил гору старых свитков три метра высотой. Монах нашел тайник коллекции рукописей и картин на бумаге и шелке. Были там и сутры, и буддийские тексты на разных языках. Самым ценным из всех трудов стал текст «Алмазной сутры» – древнейшая печатная книга в мире. Её датируют 868 годом.

О своей находке Ван сообщил губернатору провинции, а тот, не желая тратиться на транспортировку ценнейшего груза, приказал ему охранять свитки. Через 7 лет о горе древних рукописей узнал английский археолог АурелСтейн. Британец сумел расположить Вана к себе и забрал более трети из 20 000 свитков, которые тут же увез в Лондон. Сейчас все они хранятся в британском музее.

Заполучить часть клада смог и французский исследователь Поль Пелльо. Владевший китайским языком, он перебрал оставшиеся рукописи, выбрал самые ценные и увез их в Париж. Когда китайские власти наконец опомнились, большая часть национального достояния уже была вывезена за пределы страны.

Находка монаха Вана была ничем иным, как монастырской библиотекой. Самые древние рукописи были датированы 5 веком. Когда в 1035 году пещеры Могао атаковали чужеземцы, свитки замуровали, а затем просто забыли по прошествии лет.

В 1949 году китайское правительство отправило к Могаоархеологическую экспедицию, которая работает в пещерах и по сей день.

В 1961 году пещеры Могаополучили статус национального памятника, а в 1987 году стали считаться объектом Всемирного наследия.

Из тысячи буддийских храмов только шесть сотен были восстановлены. А для посетителей доступно в разы меньше – всего 30 святилищ. Остальные храмы закрыты, так как они или не представляют большого интереса, или содержат тантрические фрески.

Наиболее древние пещеры расположены в центре скалы. Каждый храм четко обозначен при входе. Для сохранности фресок и скульптур, в пещерах отсутствует искусственное освещение, поэтому все посетители и их проводники должны запастись фонариками, чтобы окунуться в историю религиозных верований и во всех деталях рассмотреть пещеры Тысячи Будд.

Всемирное наследие ЮНЕСКО в Китае: Ледяная тиара гор - Только бренному лику - рамка.

Пещерные монастыри и храмы Пещеры Могао



Могао (кит. упр. 莫高窟, пиньинь: mò gāo kū, «Пещера не для высоких») - крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун («Пещера тысячи Будд»), воздвигнутого в 353-366 гг. н. э. в 25 км от оазиса Дуньхуан, провинция Ганьсу, Китай. Цяньфодун, чаще называемый Могао по главной пещере, объединяет 492 святилища, которые украшались фресками и скульптурами на протяжении целого тысячелетия (IV-XIV вв.)
.





Могао, наряду с Пещерой тысячи Будд в Безеклике, - один из самых ранних буддийских храмов Китая. Его возникновение на восточной кромке пустыни Такла-Макан неслучайно: здесь проходили караваны с шёлком, вместе с которыми буддийские учения просачивались в Китай
.



В отличие от позднейших пещерных храмов вроде Лунмэняи Юньгана в убранстве Могао преобладает не скульптура, а фресковая живопись. Её площадь оценивается в 42 000 кв. метров. Многофигурные фризообразные росписи выполнены пёстрыми клеевыми красками по сухому грунту. Многие из них покрывают стену пещеры целиком, отличаясь динамизмом и жизненностью.






На рубеже XX века в одной из пещер был обнаружен огромный склад рукописей (примерно 20 000 объектов). По-видимому, их складировали здесь в XI веке, когда манускрипты стали вытесняться из употребления печатными книгами.



Рукописный фонд Могао весьма разнообразен по содержанию и датировке - это буддийские, даосские,несторианские и манихейские религиозные тексты, трактаты по философии, математике, медицине, астрономии, истории и географии, словари, записи народных песен и классической китайской поэзии, официальные документы

. Среди рукописных памятников Могао имеется «Книга гаданий» - уникальный текст, написанный тюркским руническим письмом не на камне, а на бумаге. Спектр языков изученных манускриптов также очень разнообразен - это классический и разговорный (байхуа) китайский, тибетский, санскрит, пали, тангутский, хотанский,согдийский, тохарский.

Известие об открытии взбудоражило научный мир Европы, и в 1907 г. наиболее ценные рукописи, включая древнейшую в мире печатную книгу «Алмазная сутра» (ок. 868 г.), были вывезены Орэлом Стейном в Британский музей. Вслед за Стейном храмовый комплекс посетили представительные научные экспедиции из Франции (Поль Пеллио) и России (Сергей Ольденбург), которые тоже вернулись в Европу не с пустыми руками. Оставшаяся часть рукописей была передана в Пекинскую библиотеку.
Фрески
Фресковая живопись Могао представляет тысячелетний пласт изобразительного искусства Китая. По стилистике изображений она делится на четыре периода:


Северных Династий и Династии Суй;
Династии Тан (самые пышные настенные росписи);
эпохи «Десяти царств» и империи Сун;
Западной Ся и Династии Юань.
Большая часть фресок посвящена Будде, его проповедям и джатакам, а также бодхисаттвам, апсарам (феям), монахам, благочестивым верующим. Вероятно в древности эти изображения служили для наглядного представления канонов буддизма неграмотным людям. Много росписей воспроизводит подлиные события из истории распространения буддизма.



Почти во всех 492 пещерах присутствуют изображения прекрасных летящих апсар (фэйтянь 飛天). Они поют, красиво танцуют, играют на лютнях киба и других музыкальных инстрементах, разбрасывают цветы, сопровождая Будду, читающего проповедь. У них нет крыльев и только длинные разноцветные ленты помогают феям парить в воздухе.



Другие росписи посвящены событиям из повседневной жизни: торжественный выезд императора, иностранные послы на пиру, встреча китайских и западных купцов, турниры воинов, выступления музыкантов, свадебная церемония, сцены охоты, рыбной ловли, сельскохозяйственных работ. Фрески изображают людей разных национальностей и социальных слоев, их обычаи и одежду
Комплекс древних строений в горах Уданшань


Уданшань (кит. упр. 武当山, пиньинь: Wǔdāng Shān, палл.: Уданшань), гора Удан - небольшой горный хребет в провинции Хубэй, который находится недалеко от промышленного города Шиянь и около 120 км от города Сянфань.


Горы Уданшань знамениты своими даосскими монастырями и храмами, здесь был даосский университет, в котором исследовалась медицина, фармакология, системы питания, медитация и боевые искусства. Ещё во времяВосточной Династии Хань (25-220) гора стала пользоваться особым вниманием императора. Во время династии Тан(618-907) был открыт первый храм -
Храм Пяти Драконов.


Значительное строительство было предпринято на горе в XV веке, когда император Юнлэ созвал 300 тысяч солдат и оборудовал гору, построив многочисленные храмовые комплексы. В горах Уданшань тогда было построено 9 храмов, 9 монастырей, 36 скитов и 72 кумирни, множество беседок, мостиков и многоярусных башен, образующих 33 архитектурных ансамбля. Строительство в горах продолжалось 12 лет с 1412.

Император Юнлэ, насильственно свергший с трона племянника, не обладал правом наследования, и строительство было затеяно с целью умилостивить духов и получить поддержку народных масс, доказав свою избранность и поддержку высших сил. Несмотря на большой объём строительства, император Юнлэ так и не посетил храмового комплекса.


Комплекс сооружений охватывал главную вершину и окружающие её 72 малых пика, сооружения тянутся на 80 км.


Во время Культурной революции в Китае (1966-1976) храмы были разрушены, но потом восстановлены, гора активно посещается туристами Китая и иностранцами.


В 1994 весь комплекс храмов и монастырей на горе получил статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Архитектура комплекса сочетает в себе лучшие достижения китайской традиционной архитектуры за последние полторы тысячи лет.
Наиболее знаменательные сооружения:








Запретный город, построенный на самой вершине горы Тяньчжу (колонна, подпирающая Небо). Город строится в то же самое время, что и Запретный город в Пекине, он окружён толстой каменной стеной и имеет четыре входа. За стеной - несколько храмов и на самой вершине - Золотой павильон.
Храм Наньян
Храм Пурпурного Облака
Храм Сына Неба
На горе имеется несколько школ боевых искусств, в частности Кунг фу.










Уданшань и массовая культура
По легендам, гора Уданшань - место возникновения боевых искусств, и в частности Тайцзицюань, хотя критические исследования ставят это под сомнение
С монастырём связана волна популярной культуры - фильмов жанра ушу и литературы о боевых искусствах. По популярности в массовой культуре Уданшань стоит на втором месте после Шаолинь






Гора Эмэйшань и статуя «Большой Будда» в Лэшани


Эмэйшань (кит. упр. 峨嵋山, пиньинь: Éméi Shān) - горы в провинции Сычуань. Название горы иногда записывается иероглифами как 峨眉山 («Высокая Бровь»), а также 峩嵋山 и 峩眉山, но все они произносятся одинаково. Эмэйшань наряду с Путошань, Утайшань и Цзюхуашань является одной из четырёх священных горкитайских буддистов. В 1996 году ЮНЕСКО присвоило этому району статус Всемирного культурного наследия


Район вокруг горы покрыт лавовыми породами, сформировавшимися в результате вулканических изверженийпермского периода.

Бодхисаттвой этой горы считается Самантабхадра, называемый по-китайски Пусянь-пуса (普贤菩萨). По преданию он улетел с вершины Эмейшаня на своём белом трёхголовом слоне. С тех пор гора рассматривается как место его вечного пребывания.




В первом веке нашей эры на горе был построен первый буддистский храм Китая.
В Ваньняньсы (кит. упр. 万年寺,пиньинь: wànniánsì, буквально: «Храм десяти тысяч лет»), самом старом из ныне сохранившихся на горе храмов (реконструированном в девятом веке), находится статуя Бодхисаттвы Самантабхадра на своём слоне, также примерно IX-X века.




К середине XX-го века на вершине горы было более ста храмов, большинство из которых сильно пострадали в период Культурной революции. В настоящее время вновь открыто более 20 храмов, большинство из которых находятся в плачевном состоянии.




Храм Цзиньдинсы (кит. упр. 金顶寺, пиньинь: jīndǐngsì, буквально: «Храм Золотой вершины»), находящийся на самой вершине на высоте 3077 метров, полностью реконструирован.




Начиная с VI века гора является целью паломничества китайских буддистов. В последние годы количество как туристов, так и паломников резко возросло.




Некоторые храмы зарабатывают деньги на реконструкцию, сдавая комнаты и предлагая пропитание туристам. На вершину ведёт канатная дорога и две тропы, которые часто превращаются в непрерывный поток туристов и паломников. Пеший подъём на гору занимает два-три дня.




Неподалёку от Эмэйшаня находится так называемый Большой Будда Лэшаня - памятник Всемирного наследия, на протяжении тысячелетия остававшийся самой высокой статуей в мире.


Пещерные храмы Лунмэнь






Лунмэнь (кит. трад. 龍門石窟, упр. 龙门石窟, пиньинь: lóngmén shíkū, буквально: «Каменные пещеры у Драконовых ворот») - комплекс буддийских пещерных храмов в китайской провинции Хэнань, в 12 км к югу от Лояна. Наряду с Могао и Юньганомсчитается одним из трёх наиболее значительных пещерных храмовых комплексов Китая.




Входит в составленный ЮНЕСКОперечень Всемирного наследия. Высечен в 495-898 в известняковых скалах по берегам реки Ихэ (в 15 км. к югу от города Лоян)






Пещеры тянутся на протяжении километра по склонам гор Сяньшань и Лунмэньшань, между которыми есть речка. Точное количество скрытых в толще скалы произведений искусства неизвестно.






По официальным оценкам, здесь имеется 2345 гротов и углублений с 43 храмами, которые содержат ок. 2800 надписей и порядка 100 000 изображений религиозного свойства. Обустройство храмов началось в 493 году при династии Северная Вэй, однако приблизительно 60 % статуй относятся ко времени правления династии Тан (VII-IX вв.).





Состоит из нескольких сотен пещер, главные из которых (Биньян, 500-523, Гуян, 495-575, и Фынсянь, 627-675) включают статуи буддийских божеств (в том числе Будды Вайрочана, 672-676, высота около 15 м), рельефы, изображающие монахов, небесных танцовщиц, торжественные процессии. Для монументально-величественной скульптуры Л. характерны изящество пропорций, графическая чёткость прорисовки деталей, сочетающаяся с пластически-мягкой трактовкой форм.



Пещерные храмы Юньган





Пещерные гроты Юньган (кит. упр. 云冈石窟, пиньинь: Yúngāng Shíkū, палл.: Юньган Шику) - комплекс из 252 рукотворных пещер в 16 км к юго-востоку от китайского города Датун, провинция Шаньси. Содержит до 51 000 изображенийБудды, некоторые из которых достигают 17 метров в высоту.








Юньган представляет собой наиболее полный памятник искусства династии Северная Вэй, столицей которой был Датун. Большинство пещерных храмов было создано в промежутке между 460 и 525 гг. н. э., когда китайский буддизм переживал свой первый расцвет. Схожие храмовые комплексы сохранились близ Лояна (Лунмэн) и Дуньхуана (Цяньфодун).


Юньганские пещеры со скульптурами каменных будд расположены на территории северокитайской провинции Шаньси и являются 28-м по счету мировым памятником культурно-исторического наследия на территории Китая. Строительство пещерно-храмового комплекса, находящегося у южного подножия горы Учжоушань в 16 километрах от города Датун, началось в 460 году и было завершено в 494 году, в эпоху династии Северная Вэй. Скалы протяженностью около одного километра содержат в себе в общей сложности 45 пещер и 50 000 каменных скульптур, над которыми работали не только искуснейшие китайские мастера, но приглашеные ремесленники и художники из Индии и Центральной Азии.

Похожие публикации