Все о рыбалке

Обелиск на площади восстания архитектор. Интересный маршрут вокруг станции метро «Площадь Восстания

Через территорию, называющуюся сейчас площадью Восстания, ещё в XVII веке пролегал Новгородский тракт, который шёл по намытой древним Литориновым морем песчаной гряде. Естественная возвышенность защищала эту местность от наводнений. В 1710 году началась прокладка Большой першпективной дороги (будущий Невский проспект), спустя два года соединившей Адмиралтейство с Новгородским трактом. Получившийся перекрёсток впоследствии и стал площадью Восстания. С 1712 года в течение шести лет сюда же прокладывалась дорога от Александро-Невского монастыря . Она соединилась с Новгородским трактом чуть севернее Большой першпективной дороги, что предопределило единственный излом Невского проспекта.

В 1718-1725 годах по трассе Новгородского тракта был прорыт Лиговский канал для питания водой фонтанов Летнего сада . Через канал здесь был перекинут деревянный мост.

Часто в путеводителях встречается версия, что Пётр I изначально хотел проложить дорогу от Адмиралтейства до монастыря по прямой. Но две бригады строителей ошиблись, и вывели два отрезка магистрали сюда, из-за чего якобы и получился единственный поворот Невского проспекта. Для пущей убедительности рассказчики дополняют эту историю тем, что Пётр I приказал выпороть строителей на месте поворота. Эта байка не имеет ничего общего с действительностью.

При императрице Анне Иоанновне в 1730-х годах была предпринята попытка вывести Невский проспект на купол Свято-Троицкого собора. Параллельно Невской першпективной дороге проложили новую, создав таким образом трассы современных улиц Гончарной и Тележной. Но впоследствии от этой идеи отказались, вернув старой дороге прежнее название - Невский проспект.

В середине XVIII века между улицами Восстания и Маяковского находился царский птичий двор, а напротив через першпективу - конюшни и псовый двор. Площадь Восстания в то время представляла собой огромный пустырь. С 1744 до 1778 года к северу от пустыря располагался Слоновый двор - один из первых в России зверинцев. Его территорию обнесли оградой, а у ворот повесили табличку с надписью "Слоновая её величества охота". Рядом со зверинцем с возов велась торговля разной снедью.

Вместе с тем, это место тогда ещё оставалось мало обжитым. По сведениям историка П. Н. Столпянского здесь однажды "в 9-м часу вечера появился... волк, набежал на пожарного смотрителя, осматривавшего фонари, сбил его с ног и, разорвав зубами левую его щёку, бросился бежать... ". [Цит. по: 2, с. 11]

На углу Невского проспекта и Лиговского канала в 1765-1767 годах по повелению императрицы Елизаветы Петровны была построена деревянная церковь Во имя Входа Господня в Иерусалим, ставшая известная в народе как Знаменская. Это название храм приобрёл от одного из своих приделов - Знамения Пресвятой Богородицы, освящённого в 1765 году.

После закрытия Слонового двора на его месте выросли каретные сараи, рядом с которыми находились деревянные жилые дома. Они стояли в основном в глубине участков, выставляя к будущей площади лишь заборы.

Это место долгое время оставалось за чертой Петербурга. В плохую погоду пустырь превращался в болото. Для проезда транспорта по нему укладывали брёвна, поверх которых устраивали колёсопроводы (два ряда досок). В 1772 году вдоль проезжей части устроили временные тротуары, которые появились по повелению Екатерины II для прохода к Александро-Невскому монастырю. Булыжная мостовая появилась здесь только в конце XVIII столетия.

Архитектурной доминантой площади в 1794-1804 годах стала возведённая по проекту Ф. И. Демерцова новая каменная Знаменская церковь. В 1809 году храм обнесли чугунной оградой с двумя часовнями по углам.

Атмосферу этого места 1840-х годов описал знаменитый адвокат А. Ф. Кони: "Знаменская площадь обширна и пустынна... Двухэтажные и одноэтажные дома обрамляют её, а мимо... протекает речка, по крутым берегам которой растёт трава. Вода в ней мутна и грязна, а по берегу тянутся грубые деревянные перила ". [Цит. по: 2, с. 13]

С 1849 года это место упоминается как площадь к Знаменскому мосту. С 1857 года - Знаменская площадь, по находящейся рядом Знаменской церкви.

Восточную сторону площади в первой трети XIX века обозначил деревянный дом купца А. Тимофеева, на месте которого в 1835 году было построено трёхэтажное каменное здание. За ним в 1846-1850 годах архитектором З. Ф. Краснопевковым был перестроен съезжий дом Каретной части (Невский пр. 91). Каланча съезжего дома была хорошо видна со Знаменской площади, она являлась заметной частью облика этого места.

Особая роль выпала этому месту, когда на его южной окраине было решено построить конечную станцию железной дороги между Петербургом и Москвой. В связи с этим архитектором Н. Е. Ефимовым в 1844 году был разработан план планировки Знаменской площади. Высочайше утверждён он был 8 февраля 1845 года . Реализовывался план в рамках строительства в 1847-1851 годах Николаевского (ныне Московского) вокзала по проекту К. А. Тона (Невский пр. 85). С его открытием Знаменская площадь стала главными "воротами" в Петербург.

Ещё с 1843 года от Знаменской площади до Адмиралтейства начали возить пассажиров "калиберы" (их ещё называли "гитары") - дрожки с узким сиденьем для двух человек. С открытием железнодорожного движения от Петербурга до Колпино в 1847 году отсюда начали ходить омнибусы - крытые кареты на 20 человек. Их петербуржцы прозвали "обнимусь" или "сорок мучеников".

О строительстве железнодорожной станции в городе знали заранее. Поэтому земля в округе быстро подорожала и стала скупаться деловыми людьми для строительства гостиниц и доходных домов. Участок на северной границе площади Николаем I был безвозмездно отдан купцу Понамарёву "с товарищами" для возведения здесь гостиницы. Купца обязали в 1845 году строительство начать и завершить его спустя три года. Но Понамарёв обязательство не выполнил. Участок был передан графу Стенбок-Фермору. К 1851 году, то есть к открытию железной дороги между Петербургом и Москвой, северную сторону Знаменской площади оформило здание гостиницы Стенбок-Фермора (Невский пр. 118).

С августа 1863 года на Знаменской площади располагалось кольцо конно-железной дороги ("конки"). Вагоны должны были ходить каждые 10 минут ежедневно с 9 утра. Однако, расписание почти никогда не соблюдалось, так как вагоны стояли на конечной остановке до полной занятости пассажирами.

До середины XIX века Знаменская площадь и её окрестности освещались масляными фонарями. Их четырёхугольные столбы были окрашены чёрно-белыми полосами, на каждом из них висело по четыре горелки. Светили они слабо, давая свет только на несколько шагов от себя. Во второй половине XIX века их сменили газовые фонари.

За порядком на Знаменской площади следил будочник, чёрно-белая будка которого стояла у широкого Знаменского моста. Он был одет в серый мундир грубого сукна и вооружён алебардой. На голове будочник имел кивер внушительных размеров. Дежурство осуществлялось в две смены. Один из стражей отдыхал в будке, а второй следил за порядком. Им помогал помощник-подчасок. Приказом петербургского обер-полицмейстера 1866 года предписывалось:

"Стража от Аничкина моста... должна быть усилена в ночное время для пресечения грабежей, и кроме того подчаски... должны обходить Знаменскую площадь поочерёдно в течение всей ночи" [Цит по: 2, с. 13].

В 1867 году дом купца А. Тимофеева по заказу нового владельца, мебельного фабриканта К. А. Тура, был надстроен и перестроен архитектором Г. М. Барчем (Невский пр. 87). Ещё через один год было построено здание на противоположной стороне Невского проспекта - четырёхэтажный дом купцов Чесноковых (Невский пр. 120). Лиговский канал в районе Знаменской площади был взят в трубу и засыпан в 1892 году. Его сменила Лиговская улица, теперь проспект. Знаменский мост был разобран за ненадобностью.

Первое петербургское такси начало возить пассажиров в 1897 году от Знаменской площади до Адмиралтейства. Спустя десять лет сюда начали ходить сменивший конку трамвай и автобус. О последнем 5 октября 1907 года писала газета "Петербургский листок": "Вчера... члены товарищества совершили... пробный рейс пока на единственном в Петербурге омнибусе-моторе. Весь рейс от Николаевского вокзала и до Александровского сада омнибус прошёл в 9 минут, обогнав 5 вагонов конки ". [Цит. по: 2, с. 40]

Центр площади в 1909 году был украшен конным памятником императору Александру III работы скульптора П. П. Трубецкого.

С 1910 года, когда торцами покрыли Невский проспект до Фонтанки до Знаменской площади, здесь работал один из первых светофоров. Тогда он представлял собой раскрашенный тремя цветами круг со стрелкой, перемещаемой регулировщиком.

В феврале и июне 1917 года на Знаменской площади проходили многолюдные демонстрации и митинги, столкновения восставших с полицией. В память о революционных событиях в октябре 1918 года это место стало называться площадью Восстания.

Регулярные автобусные маршруты от площади Восстания появились в декабре 1926 года. Отсюда автобус ехал до Витебского вокзала и далее к Дворцовой площади . Всего на линии первоначально было пять машин.

В начале 1930-х Знаменскую церковь собирались закрыть. Но тогда влияние на власть города имел всемирно известный учёный Иван Петрович Павлов. По одной из легенд в этой церкви Павлов венчался. Также известно, что учёный был глубоко верующим человеком и часто бывал здесь. Сразу после его смерти храм в 1936 году был снесён, занимаемый им участок долгое время оставался огорожен забором, за которым сооружалась первая станция ленинградского метрополитена.

В 1937 году памятник Александру III был перенесён во двор Михайловского дворца .

Великая Отечественная война остановила бурную жизнь площади Восстания. Последний эшелон с Московского вокзала ушёл 29 августа 1941 года. Зимой не работал трамвай, но следующей весной ленинградцам удалось вновь наладить его работу. 20 марта 1944 года от Московского вокзала отошёл первый послеблокадный поезд до столицы. На площади по этому поводу состоялись торжественные проводы состава.

В 1950-1952 годах фасады всех зданий на площади Восстания были отреставрированы. Её центр в 1952 году занял сквер, в котором установили закладной камень. На его месте планировалось поставить памятник В. И. Ленину. К этому времени с площади сняли трамвайное кольцо, трамвай перестал ходить по Невскому проспекту. Проезжую часть площади залили асфальтобетоном.

Место Знаменской церкви занял построенный по проекту И. И. Фомина, Б. Н. Журавлёва и В. В. Ганкевич павильон станции метро "Площадь Восстания", открытой 5 ноября 1955 года. Эта станция метрополитена стала одной из первых восьми, открывшихся в Ленинграде.

Обелиск "Городу-герою Ленинграду" открыт в центре площади Восстания 8 мая в 1985 года, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В 1980-х годах начали создаваться проекты создания двухуровневой развязки на площади Восстания, благодаря которой был бы развязан уже тогда сильно загруженный транспортный узел. Лиговский проспект согласно планам советских инженеров должен был пройти под Невским. Однако, из-за дороговизны проект к 1990-м годам осуществлён не был, а затем из-за смены экономической системы его вовсе забыли. В 2000-х годах широко обсуждался проект создания под площадью Восстания нового торгового центра. Но из-за того, что подземные работы могут негативно сказаться на состоянии соседних исторических зданий, к этому проекту современные архитекторы относятся с большой осторожностью. Его реализация дорога и для современной капиталистической экономики. Вместе с тем, до сих пор поступают предложения о замене обелиска на памятник Александру III.

Отражением архитектурной сталинской эпохи 40-х – 50-х годов в Москве стали семь монументальных многоэтажных здания, которые экскурсоводы и жители столицы именуют не иначе, как « ». Одна из таких высоток расположена на Кудринской площади, которая вплоть до 1992 года называлась площадью Восстания. Один из архитекторов в своих воспоминаниях писал, что проектирование высотки было связано с разработкой общей композиции площади, чтобы здание было органично с ней связано, стало плотью от плоти ее.

Архитектурное решение высотки

Строительство гигантского жилого дома было начато в 1948 году и продлилось почти 6 лет. Над проектом будущей высотки работали два талантливых советских архитектора А. Мндоянц и М. Посохин в тесном и плодотворном сотрудничестве с конструктором М. Вохомским. Здание представляет собой высокий 24-х уровневый центральный корпус, к которому симметрично примыкают, составляя общую структуру сооружения, два боковых крыла, насчитывающих по 18 этажей. Опирается весь массив здания на мощный цокольный этаж. Всего в жилом доме расположено порядка 450 квартир.

Традиционно для московских высоток того времени основной фасад увенчан башней со шпилем, и вместе с остроконечной верхушкой сталинский небоскреб насчитывает более 150 метров. Украшением дома служат ажурные аттики, башенки и скульптурные группы на фасадной части. В архитекторские планы входило также обрамить сооружение зелеными насаждениями, но первоначальный замысел так и не был осуществлен.

Не менее величественно здание выглядит внутри. Мраморные лестницы, огромные вестибюли, украшенные зеркалами и роскошными люстрами. В больших подъездах действует по три лифта, в маленьких предусмотрен один лифтовый подъемник.

Для кого же строили такое шикарное здание, и кто получил апартаменты в престижном доме? Часть квартир была предоставлена работникам авиационной промышленности, жилье в центре Москвы обрели конструкторы и летчики-испытатели. Их соседями стали партийная номенклатура и высокие чиновники госаппарата. Но, тем не менее, высотку в народе нередко называли «домом авиаторов». Впрочем, за этим гигантским жилым домом закрепилось и другое название: «высотка на площади Восстания». Верхние этажи были жилые, а первый и цокольный этаж занимали магазины и кинотеатр.

Позднее находившиеся в боковых корпусах технические помещения переделали в жилые. А к 850-летию столицы московскую высотку косметически подремонтировали, подлатали, очистили плитку фасадов, одним словом, подновили.

О чем говорят легенды

Нередко рассказывают, что строительство высотки тщательно контролировалось не только специалистами строительного надзора, но и более серьезными службами: Комитетом безопасности. Этому совершенно не стоит удивляться, нужно вспомнить в какие времена происходило строительство дома. Поговаривают и о каких-то мифических тайных коридорах, в которых якобы могли подслушиваться разговоры жильцов. Легенды легендами, но, в доме, например, каждый этаж мог быть наглухо изолирован от лестниц и лифтовой площадки, а в подвале были оборудованы вместительное бомбоубежище и подземные гаражи.

Сталинская высотка в наши дни

Прошло более полувека после строительства московской многоэтажки, она пережила своих создателей и даже государство, в котором была воздвигнута, но по-прежнему осталась престижным многоквартирным домом. В верхних этажах, как и раньше, располагаются служебные помещения, многие из которых арендуются различными коммерческими структурами. Кинотеатр давным-давно не функционирует, а в цокольном этаже открыт боулинг-клуб.

Дом продолжает жить своей жизнью и является объектом туристического интереса, как и другие высотки сталинской эпохи.

Вот уже более тридцати лет символ величия и гордости на пл. Восстания напоминает петербуржцам о героическом подвиге жителей родного города во время Великой Отечественной войны. Обелиск городу-герою Ленинграду, установленный к сорокалетию Победы над фашистско-немецкими захватчиками, – это один из наиболее монументальных и узнаваемых памятников советского периода.

Описание обелиска на пл. Восстания

Конструкция монумента включает основание шириной около 9 м, базу высотой 10 м и диаметром 3,6 м и основную вертикальную часть высотой более 22 м. На вершине монумента установлен знак отличия – «Золотая звезда» (1,8 м в диаметре). Общая высота сооружения 36 м, вес – 750 тонн. В основании вертикального обелиска лежит правильный пятиугольник, перекликающийся со звездой наверху.
Грани гранитной базы украшены бронзовыми барельефами, на которых отображены значительные военные этапы: блокада, помощь тыла фронту, атака (наступление) и победа. Над горельефами расположен Венок славы, также из бронзы, составляющий 4,5 м в поперечнике.
Как найти памятник
Обелиск на площади Восстания в Санкт-Петербурге является составной частью ансамбля, посвященного Победе. Он окружен другими значимыми строениями: Московским вокзалом, гостиницей «Октябрьская» и входом в станцию метро «Площадь Восстания». Монумент заканчивает панораму Невского проспекта, начинающегося от адмиралтейства.
Расположенный рядом с Московским вокзалом обелиск найти легко – его видно с Невского проспекта, а на площадь выходит станция метро.

Сквер на площади Восстания

Еще с одним зеленым островком посреди Невского проспекта мы встретимся на площади Восстания на пересечении Невского и Лиговского проспектов. Впервые свое официальное название площадь получила в 1849 году. Тогда ее назвали Площадью к Знаменскому мосту. Мостик через Лиговский канал вел к церкви во имя Входа Господня в Иерусалим. Церковь построили в 1804 году по проекту архитектора Ф.И. Демерцова. В народе она была известна как Знаменская, или «Знаменье», по одному из приделов. Еще ее называли Павловской, по фамилии известного ученого, лауреата Нобелевской премии Ивана Петровича Павлова. Он был ее усердным прихожанином, а по одной из легенд, даже венчался в ней. В 1940 году, после смерти Павлова, церковь снесли. Сейчас на ее месте стоит наземный павильон станции метро «Площадь Восстания».

В 1857 году название площади отредактировали, придав ей современное звучание. Теперь она стала называться Знаменской.

23 мая 1909 года на Знаменской площади был открыт конный памятник Александру III - редкий образец сатиры в монументальной скульптуре: грузная фигура царя с тяжелым взглядом тайного алкоголика, каким и, может быть, не без оснований считали его современники, на откормленном тучном битюге, как бы пригвожденном к гробовидному пьедесталу. Почти сразу разразился скандал. Верноподданная часть петербургского общества требовала немедленно убрать позорную для монархии статую. Демократическая общественность, напротив, приветствовала произведение такой обличительной силы. В спор включилась Городская дума. И только автор памятника Паоло Трубецкой, итальянский подданный, воспитывавшийся вдали от «всевидящего ока» и «всеслышащих ушей», оставался невозмутимым и отшучивался: «Политикой не занимаюсь, я просто изобразил одно животное на другом». В салонах рассказывали анекдот про одного грузинского князя, который воскликнул, глядя на памятник: «Я знаю, цто Саса зопа, но зацем же это так подцеркивать?» Надо сказать, что памятник и в самом деле вызывает неоднозначные чувства. Если верить фольклору, многие петербуржцы испытывали по отношению к нему обыкновенную неловкость. Сохранился анекдот о приезжем англичанине, который попросил своего петербургского друга показать ему новый памятник, «что Трубецкой сделал». «И так мне братцы, обидно сделалось, - рассказывал впоследствии петербуржец, - что повел я его к фальконетовскому Петру Великому». - «Ну и что же англичанин?» - «Ничего, хвалил».

Памятник Александру III на Знаменской площади

Впрочем, существует легенда, пытающаяся объяснить сложившуюся ситуацию. Будто бы памятник Александру III, казавшийся в архитектурной среде Петербурга таким грубым, на самом деле предназначался для установки на урале, «на границе Азии и Европы», высоко в горах. Смотреть на него предполагалось из окон движущегося по Транссибирской магистрали поезда. Это дало бы возможность по иному взглянуть на монумент. Фигуры коня и всадника не казались бы такими массивными и неуклюжими.

Паоло Трубецкой приехал в Россию в 1897 году преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и сразу принял участие в конкурсе на проект памятника умершему за несколько лет до того царю. Одержав победу в конкурсе, скульптор приступил к работе. Он сделал 14 вариантов памятника, однако ни один из них не удовлетворил официальную комиссию. Легенда гласит, что, только услышав, как Мария Федоровна, вдова покойного императора, подойдя к одному из проектов, радостно воскликнула: «Вылитый Сашенька!» - члены высокого жюри, переглянувшись и удивленно пожав плечами, остановили наконец свой выбор на этом варианте.

Невиданному остракизму подвергли памятник в феврале 1917 года. Как только тогда его не называли: «Пугало», «Комод», «Скотина на скотине», «Обормот на бегемоте», «Медведь на слоне». Изощрялись в частушках, стихах и песнях.

Возродилась старинная мода на так называемые загадки-пирамиды, ответы на которые приводили в невероятный восторг уличную толпу. В фольклоре сохранилось несколько вариантов этих замечательных загадок:

На площади комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапочка.

Какого дурака это папочка?

На площади комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте идиот,

На идиоте шапка,

На шапке крест,

Кто скажет слово -

Того под арест.

Судьба монумента оказалась печальной. В 1937 году памятник убрали с площади, к тому времени уже не Знаменской, а Восстания. Причина - традиционная, он будто бы мешал трамвайному движению по Невскому проспекту. Долгое время памятник хранился за чугунной решеткой во дворе Русского музея. По меткому выражению фольклора, он стал «Узником Русского музея». Во время блокады Ленинграда он едва не погиб от снаряда. К этому времени в Ленинграде сформировалось поверье: благополучие города, его честь и достоинство оберегалось тремя всадниками: Петром I - на площади Декабристов, Николаем I - на Исаакиевской площади и Александром III - на площади Восстания. И то, что один из них вынужден был покинуть свое историческое место, рассматривалось ленинградцами как знак беды.

Неслучайно одной из первых побед демократической общественности в постсоветском Петербурге считается освобождение памятника Александру III из-за решетки Русского музея. Голос: «Свободу узнику Русского музея!» - был услышан. Памятник вывели из заключения, но установили не на его историческом месте, а перед входом в Мраморный дворец. Во дворе, на низком пьедестале, еще совсем недавно занятом пресловутым «Ленинским броневиком». Говорили, что временно. Что при этом имелось в виду, неизвестно. Историческое место памятника Александру III перед Московским вокзалом занято.

Между тем жизнь бывшей Знаменской площади, к тому времени переименованной в площадь Восстания, продолжалась. В 1952 году на месте снятого памятника разбили партерный сквер, посреди которого установили закладной камень для будущего памятника В.И. Ленину.

Памятник Александру III у Мраморного дворца

Однако со временем планы изменились. Закладной камень был убран, и в 1985 году к 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в центре сквера на площади Восстания был установлен обелиск «Городу-герою Ленинграду» по проекту А.и. Алымова и В.М. Иванова.

Многотонный гранитный монолит, обработанный в виде армейского штыка, сразу привлек внимание городского фольклора. Пожалуй, трудно найти в городе памятник, заслуживший такое количество негативных определений. Наиболее мягкие из них: «Пограничный столб», «Каменный гвоздь», «Отвертка», «Долото», «Развертка», «Шпиндель», «Вилка», «Штырь», «Гвоздь», «Шампур», «Пипетка», «Страшный сон парашютиста». Но даже среди этого не очень лестного ряда есть и более жесткие: «Штык в горле Невского проспекта».

Заговорили о переносе обелиска на площадь Мужества. Многим казалось, что там, вблизи всемирно известного Пискаревского мемориального кладбища, на площади, само название которой посвящено памяти ленинградцев, защитивших свой город от фашистского нашествия, обелиск обретет свое подлинное значение.

Спор о том, что должно находиться на площади, - памятник Александру III или обелиск городу-герою Ленинграду - продолжается до сих пор. Иногда кажется, что в спор включается и сама площадь. И в самом деле - оказалось, что обелиск обладает неожиданным оптическим эффектом. Тень от звезды, венчающей стелу, утверждает городской фольклор, в определенное время и при известном освещении образует на асфальте Невского проспекта четкие очертания двуглавого российского орла.

Из книги Москва и москвичи автора

Из книги Все о Москве (сборник) автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Нарышкинский сквер Нарышкинский сквер, этот лучший из бульваров Москвы, образовался в половине прошлого столетия. Теперь он заключен между двумя проездами Страстного бульвара, внутренним и внешним. Раньше проезд был только один, внутренний, а там, где сквер, был большой

Из книги Невский проспект. Дом за домом автора Кирикова Людмила Александровна

Из книги Улицы Петроградской стороны. Дома и люди автора Привалов Валентин Дмитриевич

Георгия Товстоногова, сквер В 2010 г. зеленый массив у дома № 4 по Петровской набережной назван именем Г. А. Товстоногова, художественного руководителя Большого драматического театра.28 сентября 2010 г. перед домом по проекту скульптора И. Б. Корнеева и архитектора

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

Сквер в Брюсовом переулке Чтобы не прерывать экскурсию, мы по дороге осмотрим несколько мест, которые тоже вписываются в ее тему, правда, косвенно. Тем не менее мне будет приятно, если кому-то увиденное по пути напомнит эпизоды из полюбившихся книг.Сворачиваем с Моховой

Из книги Москва и москвичи автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Нарышкинский сквер Нарышкинский сквер, этот лучший из бульваров Москвы, образовался в половине прошлого столетия. Теперь он заключен между двумя проездами Страстного бульвара, внутренним и внешним. Раньше проезд был только один, внутренний, а там, где сквер, был большой

автора

Петровский сквер на Сенатской площади В начале XX века рядом с Александровским садом, в центре огромного пустынного пространства, известного как Сенатская площадь, возник сквер, названный Петровским. Сквер был разбит вокруг памятника Петру Первому, который был

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер перед Казанским собором В 1737 году по указу императрицы Анны Иоанновны специально для иконы Казанской Богоматери на «Невской прешпективе» построили церковь Рождества Богородицы, ее тогда же в народе прозвали Казанской. Она стояла ближе к тротуару, примерно там, где

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер на площади Ломоносова В сюжете о Екатерининском сквере мы уже рассказывали о задуманном Карлом Росси грандиозном ансамбле Александринского театра. Реализация проекта предполагала организацию огромного пространства от Невского проспекта до набережной Фонтанки,

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер на Пушкинской улице В 1730-х годах территорию вдоль правой стороны Невского проспекта за Фонтанкой отдали для заселения служащим Дворцового ведомства. Постепенно здесь образовались слободки поваров, кузнецов, свечников, стремянных. Память о них до сих пор

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер на площади Искусств Чтобы продолжить рассказ о садах и скверах, сложившихся на улицах и площадях, расположенных параллельно Невскому проспекту, вернемся к Гостиному двору, перейдем на противоположную, четную сторону проспекта и по Михайловской улице пройдем на

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Биржевой сквер Вблизи порта, позади современного здания Биржи, располагался так называемый Биржевой сквер. Весной, с приходом в порт иностранных кораблей, в Биржевом сквере разворачивалась бойкая торговля экзотическими заморскими диковинками - говорящими попугаями,

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Румянцевский сквер Традиционно западной границей Стрелки Васильевского острова считается Кадетская линия. Как мы уже знаем, в 1818 году, по предложению архитектора Карла Росси, сюда, на Васильевский остров, с Марсова поля, перенесли памятник генерал-фельдмаршалу П.А.

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер на площади Тургенева В 1886–1887 годах перед западным фасадом Покровской церкви по проекту архитектора Н.Л. Бенуа создается сквер. В 1920-х годах вокруг Покровской церкви шумел оживленный толкучий рынок со всеми характерными приметами петербургского уголовного мира и

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Калинкинский сквер Садовая улица заканчивается у самого устья Фонтанки, у Старо-Калинкина моста, там, где река, раздваиваясь на два рукава, впадает в Неву. Во второй половине XVIII века здесь, при въезде на Старо-Калинкин мост, по Большой Петергофской дороге сформировалась

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер на Московской площади В этих условиях ни о каком садово-парковом строительстве речи быть не могло. Только в советское время, когда из-за близости границ казавшейся в то время агрессивно опасной капиталистической Финляндии в воспаленном воображении руководителей

Площадь Восстания.

Если взглянуть на карту центрального района Санкт-Петербурга — несложно заметить, что прочерчен двумя практически прямыми линиями, пересекающимися под небольшим углом. В месте единственного изгиба находится одна из значимых городских площадей – площадь Восстания.

Это историческое место всегда служило городу главными въездными воротами, и сегодня здесь расположен Московский вокзал со всей необходимой инфраструктурой: гостиница «Октябрьская» — для размещения приезжих, станция метро «Площадь Восстания» — для дальнейшего их следования и Обелиск «Городу-герою Ленинграду» — как визитная карточка города, подчеркивающая его высокий статус.

История и общая информация

В первом десятилетии XVIII века к Новгородскому тракту, проходившему здесь еще до основания Петербурга, прорубили две просеки. Одна шла от , другая – от . Из-за ошибки в расчетах второй участок подошел к тракту немного севернее, траектория просеки дала изгиб.

На этом месте образовался обширный перекресток новой Большой перспективы (Невский проспект) и старой Новгородской дороги (Лиговский проспект). Постройка деревянной церкви Знамения пресвятой Богородицы преобразовала перекресток в Знаменскую площадь. Возведенное по указанию императрицы Елизаветы в 1765-1767 годах деревянное здание храма, затем было перестроено в камне архитектором Ф. И. Демерцовым.

До середины XIX века здесь был пустырь, в распутицу, превращавшийся в болото. Из описания известного адвоката А. Ф. Кони, сделанного в 1840 году: «Знаменская площадь обширна и пустынна… Двухэтажные и одноэтажные дома обрамляют её, а мимо… протекает речка, по крутым берегам которой растёт трава. Вода в ней мутна и грязна, а по берегу тянутся грубые деревянные перила…».

Все изменилось со строительством железной дороги между Москвой и Петербургом (1843-1851 годы), когда на южной окраине площади решено было построить конечную станцию.

Московский вокзал

Светлое здание вокзала, спроектированное архитектором К. А. Тоном, увенчанное двухъярусной башней с часами, больше похожее на дворец, чем на пассажирский терминал, преобразило площадь.

До 1924 года вокзал назывался Николаевским, как и железнодорожная ветка. Здание, построенное в 1844-1851 годах, неоднократно перестраивалось, и сейчас от его первоначальной конструкции сохранился только фасад – близнец Ленинградского вокзала в Москве.

Гостиница Октябрьская

В соответствии с планом преобразования Знаменской площади, разработанным архитектором Н. Е. Ефимовым, напротив великолепного здания вокзала предусматривалось здание гостиницы, с номерами, зимним садом, концертным залом и рестораном. Построенная в 1857 году Знаменская гостиница несколько раз меняла облик и названия: «Знаменский вокзал», «Северная», «Большая Северная».

В XX веке она получила имя, сохранившееся до наших дней, — «Октябрьская». Сейчас глядя на солидное здание гостиницы трудно поверить, что в 1920-х годах в нем располагалось городское общежитие пролетариата (ГОП), сюда свозили беспризорников со всего Петрограда, откуда и появилось слово «гопники» — непрезентабельные обитатели Лиговки…

Памятник Александру III

В 1907 году первая трамвайная линия, проложенная по Невскому проспекту, связала вокзал с Адмиралтейством. Через два года в центре привокзальной площади был установлен памятник Александру III, как основателю Сибирской железной дороги.
Конная статуя, выполненная скульптором П. П. Трубецким, вызвала противоречивые отзывы, многие посчитали ее карикатурной, требовали убрать. Тем не менее, монумент оставался на площади до 1937 года и стал свидетелем и невольным участником исторических революционных событий.

Знаменская площадь оказалась в центре массовых народных волнений, кровопролитных стычек с полицией, здесь проходили митинги и строились баррикады. В память о Февральской революции в 1918 году площадь получила современное название.

Большевики оставили памятник самодержцу и, весьма своеобразно, использовали его в целях пропаганды. В 1919 году на пьедестале были высечены строки Д. Бедного:

«Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.»

К десятилетию Октябрьской революции в 1927 году бронзовая статуя монарха была задействована в праздничном оформлении площади. Ее заключили в железную клетку, с мачтами, колесом и надписью «СССР».

Через 10 лет памятник все же убрали в запасники . Теперь скульптура выставлена на всеобщее обозрение во дворе .

Обелиск и станция метро

Современный облик площади Восстания сформировался в середине прошлого века.
В центре площади Восстания в память о Великой Отечественной войне и мужестве защитников города, победивших фашизм, к 40-летию Победы был установлен Обелиск «Городу-герою Ленинграду», выполненный из 360-тонного гранитного монолита в виде пятигранной стелы по проекту архитекторов В. С. Лукьянова и А. И. Алымова.

Знаменскую церковь снесли в 1940 году, а на ее месте построили павильон станции «Площадь Восстания», открытой в 1955 году в составе первой очереди метрополитена. Это пилонная станция глубокого заложения (58 метров), оформление ее подземного зала посвящено Октябрьскому вооруженному восстанию.

Круглое классическое здание станции с ризалитами и ротондой со шпилем, который изначально был украшен звездой в лавровом венке, принадлежит к объектам культурного наследия и является символом Петербургского метро. Перед открытием Обелиска, увенчанного золотой звездой героя, звезду на шпиле станции метро заменила буква «М», затем утраченная.

Площадь Восстания всегда многолюдная и шумная, в праздничные дни преображается и выглядит особенно эффектно и колоритно. И первое, что видит каждый приезжий при выходе из здания вокзала – «Город-герой Ленинград». Так героическое прошлое города, с которым тесно связана история площади, напоминает о себе неоновой надписью на гостинице «Октябрьская».

Где находится и как добраться

Площадь Восстания находится на пересечении Невского проспекта с Лиговским проспектом в историческом центре Санкт-Петербурга.

Добраться можно на метро до одноименной станции «Площадь Восстания».

Похожие публикации